Внеурочное занятие «Лекарственные растения», 3 класс

Устный журнал по экологии для младших школьников. Тема: Растения-лекари

Цели: формировать представление о лекарственных растениях, их многообразии; учить детей восхищаться красотой растений; вызвать потребность бережного отношения к растениям.

Оборудование: картинки с изображением растений, карточки-рецепты, таблички «Цветик», «Травинка», фишки.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Учитель. Мы получили журнал «Растения-лекари». Этот журнал необычный: устный. Как вы думаете, о чем он?

Ответы детей.

Учитель. Полистаем страницы журнала «Растения-лекари», и он расскажет нам много нового и интересного.

II. Парад растений.

Учитель. Откроем первую страницу.

Рябина обыкновенная - дерево со светло-серой корой и развесистой кроной. Листья крупные, с зубчатым краем. Цветки мелкие, желтовато-белые, собранные в щитки. Цветет рябина в мае. Плоды ярко-красные, вначале горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь.

Черемуха обыкновенная - дерево до 10 м высотой или кустарник с развесистой кроной. Листья крупные, эллиптические, с пильчатым краем. У основания на черешке имеются две крупные железки со сладким соком. Этот сок любят муравьи. Они защищают растение от насекомых вредителей. Соцветие черемухи - кисть. Цветки белые, правильные, душистые, с пятилепестным венчиком. Плоды - черные блестящие костянки, созревающие в июле - августе. Имеют одну крупную косточку внутри и сладковяжущий вкус. Черемуха - прекрасный медонос.

Дуб обыкновенный.

Дуб - крупное дерево. В хороших условиях развивает мощную корневую систему, ствол и раскидистую пирамидальную или шатровидную форму. Листья перистолопастные. Зацветают дубы одновременно с распусканием листьев с 30-60-летнего возраста. Обильно плодоносят один раз в 4-8 лет. Цветки мелкие, зеленоватые, с малозаметным околоцветником. Плоды - желуди разной величины и формы, которые заключены в чашечку. Цветет в мае. Плоды созревают в августе - сентябре.

Одуванчик лекарственный.

Одуванчик лекарственный - травянистый многолетник с коротким корневищем и тонким стержневым корнем. Листья крупные, стручковидной формы при корневой розетке. Плоды - мелкие семянки коричневого цвета, снабженные парашютиками из пушистых волосков. Достаточно легкого дуновения ветерка - и семена разлетаются далеко от материнского растения. Растет в самых разных условиях. Цветет в мае. Цветок имеет приятный аромат и является медоносом. В ясную погоду он радует людей, сияя маленьким солнышком. В плохую погоду одуванчик закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

Крапива двудомная.

Стебли и листья покрыты жгучими волосками. Цветки крапивы - мелкие, зеленые. Они собраны в ветвистые колоски. Цветет с июня до сентября. Крапива растет на плодородных почвах.

III. Рецепты применения.

Учитель. Откроем вторую страницу.

Рябина.

При витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины.

Настои готовятся таким образом: плоды измельчают, заливают стаканом кипящей воды.

Применяют плоды рябины в пищевой промышленности для производства варенья, пастилы, конфет, настоек.

Черемуха.

В народной медицине использовались плоды, кора, листья и цветы. Применяли как вяжущее средство, при заболевании верхних дыхательных путей, для лечения глазных болезней.

В современной медицине черемуха используется мало.

Плоды идут для приготовления компотов, напитков, их употребляют в качестве начинки для пирогов и подмешивают в тесто для придания ему цвета и аромата.

Дуб обыкновенный.

В современной медицине дубовую кору, собранную с молодых веток, применяют для полосканий при заболеваниях полости рта, для лечения ожогов.

Для приготовления отвара две столовые ложки коры заливают одним стаканом горячей воды, кипятят в водяной бане 30 мин, настаивают 10 мин, процеживают в горячем виде.

Одуванчик лекарственный.

В народной медицине применяют при самых разных заболеваниях, для улучшения аппетита, как снотворное и успокоительное средства.

В современной медицине корни одуванчика или корни с надземной частью используются для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварительных органов, при заболеваниях печени и глаз. Корень одуванчика в виде сухого порошка выводит вредные вещества из организма.

Все части растения используются в пищу: из листьев готовят салаты, из цветков варят варенье, цветочные бутоны маринуют, поджаренные корни используют в пищу в натуральном виде. Сок свежих корней применяют в косметике.

Употребляют в виде отвара из расчета 20 г измельченных корней на стакан воды. Кипятят в течение 30 мин, охлаждаю!' и пьют 1/3 стакана 3 раза в день.

Крапива двудомная.

В народной медицине применяется при воспалении легких, кишечных расстройствах, нарывах, кровотечениях, травмах.

В современной медицине крапиву используют как кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях, как целебное растение против хронических заболеваний кожи, как ранозаживляющее средство.

Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев измельчают, заливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.

IV. Это нужно знать.

Учитель. Откроем третью страницу.

Нельзя оставлять букет черемухи в закрытой комнате. Это может вызвать у вас головную боль и недомогание.

В момент цветения черемуха выделяет громадное количество летучих фитонцидов, губительно действующих не только на микробы, но и на крупных животных (крыс, мышей).

Сырые желуди для человека очень опасны, так как содержат ядовитое вещество, совсем безвредное для животных. Ядовитое вещество разрушается при вымачивании или обжаривании. В этом случае желуди становятся съедобными для человека. Из желудей делают муку, которую применяют для выпечки кондитерских изделий.

В домашнюю аптечку лекарственных растений нужно собирать столько, сколько необходимо на один сезон.

Нельзя применять лекарственные растения без совета врача. Например, неумелое обращение со зверобоем вызывает болезнь органов дыхания.

Нужно помнить, что наибольшее содержание лекарственных веществ концентрируется:

• при цветении - во всей надземной части;

• при плодоношении - в плодах;

• в осеннее время - в корнях и корневищах.

Траву собирают с началом цветения, в сухую погоду. Рвут только цветы и листья. Лишь иногда - тонкие стебли (в толстых меньше лекарственных веществ). Нельзя тревожить корень, чтобы не погубить растение.

Плоды собирают зрелые, завяливают их, следят, чтобы при сушке они не сливались в большие комки.

Сочные плоды ставят на солнце, в печь или сушилку.

Сухие семена (тмин, укроп) снимают до начала полного созревания. Срезают всю надземную часть, вяжут пучками, сушат и обмолачивают.

Кору собирают весной, в период сокодвижения.

На срез нужно выбирать те ветки, что мешают росту других. ' Нельзя снимать кору с живого дерева. Рана с годами не затягивается, а наоборот, расширяется.

Сушат кору в теплом месте, на солнце.

Корни и корневища заготавливают ранней весной и поздней осенью.

Выкапывая, нельзя трогать молодые растения и часть взрослых (для возобновления заросли). Если сохранились семена, их стряхивают в рыхлую почву. Крупные коренья разрезают вдоль. Измельчают при приготовлении лекарств. Нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах, так как они не пропускают воздух.

V. Игротека. Соревнование «Знатоки природы».

Учитель. Откроем следующую страницу.

Проведем соревнование «Знатоки природы». Для этого образуем 2 команды. Название первой команды - «Цветик», второй - «Травинка». Каждой команде задается вопрос. За правильный ответ на вопрос команда получает фишку. Кто больше получит фишек, тот и выиграет в соревновании.

Вопросы к игре:

• Сок какого растения применяют как укрепляющее средство? (Березы.)

• Листья и плоды какого растения обладают вяжущим средством? (Дуба.)

• На лугу у реки - золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил. (Одуванчик.)

• Из плодов какого растения делают муку, которую применяют для выпечки кондитерских изделий? (Из желудей дуба.)

• Почему сырые желуди для человека очень опасны? (Они содержат ядовитое вещество, совсем безвредное для животных.)

• Какую траву и слепой знает? (Крапива.)

• Цветение этого растения связывают с приходом устойчивого тепла. (Черемуха.)

• В народном представлении она - тонкая и нежная девушка, страдающая, печальная. (Рябина.)

• Согласно народной мудрости это растение заменяет семерых врачей. (Крапива.)

• Его издавна считают «жизненным эликсиром». (Одуванчик.)

• Гадают по ней о любви. (Ромашка.)

• Платье потерялось - пуговки остались. (Черемуха.)

• Красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты. Люди собирают плоды этого растения, пьют из них чай, который возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник.)

• Почему нельзя оставлять букет черемухи в закрытой комнате? (Это может вызвать головную боль и недомогание.)

• Почему нельзя применять лекарственные растения без совета врача?

Задание: придумать загадки о лекарственных растениях.

VI. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Нет комментариев. Ваш будет первым!