Составила: Федотова Валентина Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Застолбская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области
Краткое описание работы: Экологическая конференция на тему «Земля – наш общий дом» для учащихся 3 класса начальной школы посвящена актуальным вопросам экологии. Среди прочих мер, которые могут разрешить проблему сохранения природной среды и выживания человечества, особое место занимает просвещение каждого человека с детского возраста. И уже на основе полученных знаний каждый ребенок должен выработать новое мироощущение отношения человека и природы. Цель экологической конференции - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: обеспечение необходимых условий для личностного развития детей; повышения общего уровня экологической культуры детей; развитие творческих и коммуникативных способностей; побуждение к активным практическим действиям в защиту живого мира. Методы обучения, использованные в работе: 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, проблемно-поисковые методы); 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод стимулирования и мотивации интереса к учению, метод стимулирования и мотивации долга и ответственности). Материал экологической конференции будет интересен для учителей начальных классов.
Ведущий 1: Земля, земной шар – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям. Над нами одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла – солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыпается вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывают все звенья цепи: вырубают деревья, осушают болота, распахивают степи. Взамен нужно что-то дать природе: посадить деревья, удобрить поля. Если люди ничего не сделают, тогда нарушатся законы природы. Для того, чтобы сохранить её, да и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука экология. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос»- наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Надеюсь, что сегодняшняя занимательная конференция, поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме, и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Ведущий 2: Предлагаю создать 3 учёных совета.
1 совет учёных - «чистая вода», его директором назначается - ……..
2 совет учёных – «голубое небо», его директором назначается - …….
3 совет учёных - «зелёная планета», его директором назначается-……
(На столах команд ставятся таблички с названиями: «Чистая вода», «Голубое небо», «Зеленая планета».)
Сегодня перед нами стоит задача разрешить проблемы экологии нашей планеты. В процессе обсуждения найдём пути решения задач.
Проблемы, с которыми сталкивается человечество, находятся в лепестках экологической ромашки.
Первую проблему предлагаю озвучить директору 1 совета (срывает лепесток с номером задания). (Это же задание получают и дети в других командах на отдельных листах).
Задание 1: Распределите слова в 2 столбика по принципу «живая» и «неживая» природа: мальчик, ягода, солнце, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва.
Ведущий 1: Время вышло. Разрешённую вами проблему предлагаю озвучить представителю от каждого совета.
Ведущий 2: 2 задание предлагаю выбрать директору 2 совета.
Задание 2: Изобразить животных с помощью жестов и мимики (1команде - медведя, 2 команде - верблюда, 3 команде - обезьяну).
Ведущий 1: Животных на земле становится меньше, надо их знать, помнить о них и охранять.
Ведущий 2: Директору 3 совета предоставляется право выбрать следующую проблему.
Задание 3: Проверка наблюдательности учёных (ученики 1 класса читают стихи, а дети должны по описанию догадаться о ком идёт речь).
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут (снегирь).
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая (ворона).
Длиннохвоста, белобока, а зовут её …..(сорока).
Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом (дятел).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей).
Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…..(грач).
Хоть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда (синичка).
Ведущий 1: Время вышло. Сейчас узнаем, кто из вас самый наблюдательный.
Вывод: Надо охранять птиц, чтобы в наших лесах были слышны их песни, чтобы они уничтожали вредителей. Без птиц невозможна жизнь на Земле..
Ведущий 2: Директору 1 совета предоставляется право выбрать проблему, которую предстоит разрешить.
Задание 4. Расшифруйте криптограмму и вы узнаете с какой просьбой обращаются к нам экологи, биологи, друзья природы.
12,3,2,3,11,15
9,3,1 - 10,5,6,3
12,8,11,5,13,1,13,14,8
Ключевые слова:
1,2,3,4,5- третий день недели (среда);
6,7,8,9,5-учреждение, где ученики получают знания (школа);
10,8,11,15- нижние конечности человека (ноги);
12,8,13,14,5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свёклы (ботва)
(Ответ: «Береги лес – наше богатство»).
Ведущий 1: Ваш ответ мы готовы выслушать.
Ведущий 2: Директору 2 совета предоставляется право выбрать следующую проблему.
Задание 5: Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт
(Ответ: велосипед, т.к. это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе).
Ведущий 1: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро).
Вывод: большая часть транспортных средств загрязняют воздух. Значит, надо переходить на более экологически чистые виды топлива, например, на газ.
Ведущий 2: Директору 3 совета предоставляется право выбрать задание.
Задание 6: Пофантазируйте: что было бы, если …:
1 совету: «…. вдруг с лица земли исчезли бы все цветы?»
2 совету: «…. не стало бы на земле воды?»
3 совету: «….. исчезли бы на земле птицы?»
Ведущий 1: Мы готовы выслушать вас.
Ведущий 2: Страшную и безрадостную картину вы нарисовали.
Вывод: Вода - бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить её напрасно.
Ведущий 1: Директору 1 совета предоставляется право выбрать проблему.
Задание 7: Аукцион лекарственных растений.
Ученики 2 класса прочтут вам стихи о лекарственных растениях. Ваша задача - по окончании чтения всех стихов назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах.
Я женьшень - чудесный корень.
Если кто- то сильно болен
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернёт и смех,
Ведь женьшень обозначает -
Чудо « корень – человек».
На тропинке, на дорожке-
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник,-
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву,
День - другой пройдёт - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок, каков!
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Есть герань, гвоздика, кашка-
Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать:
Белый крошечный цветочек-
Для припарок, для примочек.
Если воспаление, отвар – успокоение.
Семена мои целебны - при гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды и снимают в почках боль.
У меня одна беда: зацветаю я когда,
То цветов моих краса всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня, я боюсь их, как огня!
Я прошу вас, пощадите, и пионы зря не рвите!
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны.
Мы содержим витамины,
Что бесспорно, всем нужны.
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
В доме много аромата, если в доме сохнет мята.
Мятная лепёшка, настоя мяты ложка -
Нет больше тошноты, нет и в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста - всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно эту травушку ребята!
Ведущий 2: Кто был внимателен? Зачитываем ответы.
Вывод: Травы собирают подальше от жилья людей, от дорог и рано утром, по росе.
Ведущий 1: Директору 2 совета предоставляется право выбрать задание.
Задание 8: Соотнесите времена года и те явления, что происходят в природе, в жизни людей в разные времена года:
- набухают почки;
- листопад;
- прилетают грачи;
- бабье лето;
- грибная пора;
- сбор клюквы;
- уборка зерновых культур;
- сенокос;
- птицы вьют гнёзда;
- Рождество;
- ледоход;
- гололёд.
Ведущий 2: Что же у нас получилось? Слушаем директоров
Вывод: Каждому времени года присущи свои особенности.
Ведущий 1: Директору 3 совета предоставляется право выбрать проблему.
Задание 9: Пришло время поговорить о полезных ископаемых. По описанию вы должны догадаться о каком ископаемом идёт речь:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу (глина).
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим огнём расцветает от спички (природный газ).
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже (песок).
Он чёрный и блестящий, друг наш настоящий.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло.
Помогает плавить стали, делать краски и эмали (каменный уголь).
Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть).
Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрения (торф).
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи (железная руда).
Ведущий 2: Слушаем ваши ответы.
Вывод: Наша страна одна из самых богатых по запасам полезных ископаемых.
Использовать их нужно бережно, по-хозяйски.
Ведущий 1: Молодцы! А теперь директору 1 совета дадим возможность выбрать задание.
Задание 10. Какому животному принадлежит хвост:
- С помощью хвоста она плавает (рыба).
- С помощью хвоста он ползает по дну реки (рак).
- У неё хвост вместо руля (птица).
- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост (кенгуру).
- У неё хвост - дополнительная рука (обезьяна).
- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку (белка).
- У неё хвост - мухобойка (корова, лошадь).
- У неё на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов (гремучая змея).
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его (ящерица).
Ведущий 2: Кто первым хочет поделиться познаниями из удивительного и сурового мира животных?
Ведущий 1: Директор 2 совета сейчас выберет задание.
Задание 11. Расшифруйте словосочетание:
АГИНК ЯАНСАРК
(Красная книга)
Ведущий 2: Прочтите, что у вас получилось.
Красная книга - это главная книга природы. На её страницах описаны редкие и исчезающие растения и животные.
Ведущий 2: Последнее задание доверим определить директору 3 совета.
Задание 12: Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному.
Вставьте в предложения недостающие слова.
Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется …(пороша).
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них ….(хлопья).
Если твёрдые белые шарики больно секут щёки и лоб, то они называются …(крупка).
Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ….(позёмка).
Ветер кружит, вьёт в воздухе снег. Это …..(вьюга).
На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - это ….(буран).
Для старого, залежалого, чёрствого снега есть в русском языке хрустящее слово - …(наст).
Ведущий 1: Мы все вместе озвучим эти интересные красивые русские слова.
Ведущий 2: Наша конференция подходит к концу. Надеюсь, вы многое узнали о нашей прекрасной земле, будете её любить, беречь и охранять.
Чтобы конференцию завершить, надо принять решение. Предлагаю озвучить решение в виде «Правил друзей природы»:
1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе.
2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.
3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не будем обижать лягушек и жаб.
5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой.
6. Не будем рубить лес.
7. Не будем разводить костры.
8. Не будем выбрасывать мусор в водоёмы, в лес, на поля и луга.
9. Будем сажать деревья и кустарники.
10. Будем развешивать кормушки и домики для птиц.
11. Будем подкармливать диких животных и птиц.
Ведущий 1: Кто согласен принять эти правила, соблюдать их? Предлагаю проголосовать.
Наша конференция завершила свою работу. Спасибо за плодотворную работу!
1. Бианки В.В. Лесная газета. - Л.: Издательство «Детская литература», 1990. – 351 с.: ил.
2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины Книга для учителя. - М.: Издательство «Просвещение», 1977. – 254 с.: ил
3. Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей начальных классов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Просвещение», 1976. – 336 с.: ил
4. Журнал «Педагогическое творчество», 2008. - №12
5. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. - М.: Издательство «Детская литература», 1992. – 36 с.: ил
6. Онегов А.С. Школа юннатов. - М.: Издательство «Детская литература», 1980. – 400 с.: ил
7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 207 с.: ил
8. Циперман Ж.В. Природа Тверской области/ Ж. В. Циперман // Библиотечка «Родника». Серия Краевед - 1997. - №10-11
Экологический ринг в 3 классе. Сценарий
Сценарий экологической игры в начальной школе
Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс
Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников
Мила Кузьмина # 5 октября 2013 в 21:59 +1 |
Елена Валерьевна Горелова # 10 октября 2014 в 16:07 0 |
Анна Васильевна Рак # 19 октября 2014 в 00:11 0 |