Экологическая конференция в начальной школе на тему «Земля – наш общий дом»

Внеклассное мероприятие по экологии для младших школьников

Составила: Федотова Валентина Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Застолбская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области

Краткое описание работы: Экологическая конференция на тему «Земля – наш общий дом» для учащихся 3 класса начальной школы посвящена актуальным вопросам экологии. Среди прочих мер, которые могут разрешить проблему сохранения природной среды и выживания человечества, особое место занимает просвещение каждого человека с детского возраста. И уже на основе полученных знаний каждый ребенок должен выработать новое мироощущение отношения человека и природы. Цель экологической конференции - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: обеспечение необходимых условий для личностного развития детей; повышения общего уровня экологической культуры детей; развитие творческих и коммуникативных способностей; побуждение к активным практическим действиям в защиту живого мира. Методы обучения, использованные в работе: 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, проблемно-поисковые методы); 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод стимулирования и мотивации интереса к учению, метод стимулирования и мотивации долга и ответственности). Материал экологической конференции будет интересен для учителей начальных классов.

Ход занятия

Ведущий 1: Земля, земной шар – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям. Над нами одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла – солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыпается вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывают все звенья цепи: вырубают деревья, осушают болота, распахивают степи. Взамен нужно что-то дать природе: посадить деревья, удобрить поля. Если люди ничего не сделают, тогда нарушатся законы природы. Для того, чтобы сохранить её, да и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука экология. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос»- наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Надеюсь, что сегодняшняя занимательная конференция, поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме, и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Ведущий 2: Предлагаю создать 3 учёных совета.

1 совет учёных - «чистая вода», его директором назначается - ……..

2 совет учёных – «голубое небо», его директором назначается - …….

3 совет учёных - «зелёная планета», его директором назначается-……

(На столах команд ставятся таблички с названиями: «Чистая вода», «Голубое небо», «Зеленая планета».)

Сегодня перед нами стоит задача разрешить проблемы экологии нашей планеты. В процессе обсуждения найдём пути решения задач.

Проблемы, с которыми сталкивается человечество, находятся в лепестках экологической ромашки.

Первую проблему предлагаю озвучить директору 1 совета (срывает лепесток с номером задания). (Это же задание получают и дети в других командах на отдельных листах).

Задание 1: Распределите слова в 2 столбика по принципу «живая» и «неживая» природа: мальчик, ягода, солнце, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва.

Ведущий 1: Время вышло. Разрешённую вами проблему предлагаю озвучить представителю от каждого совета.

Ведущий 2: 2 задание предлагаю выбрать директору 2 совета.

Задание 2: Изобразить животных с помощью жестов и мимики (1команде - медведя, 2 команде - верблюда, 3 команде - обезьяну).

Ведущий 1: Животных на земле становится меньше, надо их знать, помнить о них и охранять.

Ведущий 2: Директору 3 совета предоставляется право выбрать следующую проблему.

Задание 3: Проверка наблюдательности учёных (ученики 1 класса читают стихи, а дети должны по описанию догадаться о ком идёт речь).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут (снегирь).

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая (ворона).

Длиннохвоста, белобока, а зовут её …..(сорока).

Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом (дятел).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает (воробей).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей).

Всех прилётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей.

Взад- вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица…..(грач).

Хоть я птичка- невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда (синичка).

Ведущий 1: Время вышло. Сейчас узнаем, кто из вас самый наблюдательный.

Вывод: Надо охранять птиц, чтобы в наших лесах были слышны их песни, чтобы они уничтожали вредителей. Без птиц невозможна жизнь на Земле..

Ведущий 2: Директору 1 совета предоставляется право выбрать проблему, которую предстоит разрешить.

Задание 4. Расшифруйте криптограмму и вы узнаете с какой просьбой обращаются к нам   экологи, биологи, друзья природы.

12,3,2,3,11,15

9,3,1 - 10,5,6,3

12,8,11,5,13,1,13,14,8

Ключевые слова:

1,2,3,4,5- третий день недели (среда);

6,7,8,9,5-учреждение, где ученики получают знания (школа);

10,8,11,15- нижние конечности человека (ноги);

12,8,13,14,5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свёклы (ботва)

(Ответ: «Береги лес – наше богатство»).

Ведущий 1: Ваш ответ мы готовы выслушать.

Ведущий 2: Директору 2 совета предоставляется право выбрать следующую проблему.

Задание 5: Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт

(Ответ: велосипед, т.к. это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе).

Ведущий 1: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро).

Вывод: большая часть транспортных средств загрязняют воздух. Значит, надо переходить на более экологически чистые виды топлива, например, на газ.

Ведущий 2: Директору 3 совета предоставляется право выбрать задание.

Задание 6: Пофантазируйте: что было бы, если …:

1 совету: «…. вдруг с лица земли исчезли бы все цветы?»

2 совету: «…. не стало бы на земле воды?»

3 совету: «….. исчезли бы на земле птицы?»

Ведущий 1: Мы готовы выслушать вас.

Ведущий 2: Страшную и безрадостную картину вы нарисовали.

Вывод: Вода - бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить её напрасно.

Ведущий 1: Директору 1 совета предоставляется право выбрать проблему.

Задание 7: Аукцион лекарственных растений.

Ученики 2 класса прочтут вам стихи о лекарственных растениях. Ваша задача - по окончании чтения всех стихов назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах.

Я женьшень - чудесный корень.

Если кто- то сильно болен

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернёт и смех,

Ведь женьшень обозначает -

Чудо « корень – человек».

На тропинке, на дорожке-

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник,-

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День - другой пройдёт - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок, каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать:

Белый крошечный цветочек-

Для припарок, для примочек.

Если воспаление, отвар – успокоение.

Семена мои целебны - при гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды и снимают в почках боль.

У меня одна беда: зацветаю я когда,

То цветов моих краса всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня, я боюсь их, как огня!

Я прошу вас, пощадите, и пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны.

Мы содержим витамины,

Что бесспорно, всем нужны.

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот,   кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата, если в доме сохнет мята.

Мятная лепёшка, настоя мяты ложка -

Нет больше тошноты, нет и в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста - всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно эту травушку ребята!

Ведущий 2: Кто был внимателен? Зачитываем ответы.

Вывод: Травы собирают подальше от жилья людей, от дорог и рано утром, по росе.

Ведущий 1: Директору 2 совета предоставляется право выбрать задание.

Задание 8: Соотнесите времена года и те явления, что происходят в природе, в жизни людей в разные времена года:

- набухают почки;

- листопад;

- прилетают грачи;

- бабье лето;

- грибная пора;

- сбор клюквы;

- уборка зерновых культур;

- сенокос;

- птицы вьют гнёзда;

- Рождество;

- ледоход;

- гололёд.

Ведущий 2: Что же у нас получилось? Слушаем директоров

Вывод: Каждому времени года присущи свои особенности.

Ведущий 1: Директору 3 совета предоставляется право выбрать проблему.

Задание 9: Пришло время поговорить о полезных ископаемых. По описанию вы должны догадаться о каком ископаемом идёт речь:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу (глина).

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим огнём расцветает от спички (природный газ).

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже (песок).

Он чёрный и блестящий, друг наш настоящий.

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло.

Помогает плавить стали, делать краски и эмали (каменный уголь).

Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть).

Росли на болоте растения.

А теперь это топливо и удобрения (торф).

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи (железная руда).

Ведущий 2: Слушаем ваши ответы.

Вывод: Наша страна одна из самых богатых по запасам полезных ископаемых.

Использовать их нужно бережно, по-хозяйски.

Ведущий 1: Молодцы! А теперь директору 1 совета дадим возможность выбрать задание.

Задание 10. Какому животному принадлежит хвост:

- С помощью хвоста она плавает (рыба).

- С помощью хвоста он ползает по дну реки (рак).

- У неё хвост вместо руля (птица).

- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост (кенгуру).

- У неё хвост - дополнительная рука (обезьяна).

- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку (белка).

- У неё хвост - мухобойка (корова, лошадь).

- У неё на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов (гремучая змея).

- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его (ящерица).

Ведущий 2: Кто первым хочет поделиться познаниями из удивительного и сурового мира животных?

Ведущий 1: Директор 2 совета сейчас выберет задание.

Задание 11. Расшифруйте словосочетание:

АГИНК  ЯАНСАРК    

(Красная книга)

Ведущий 2: Прочтите, что у вас получилось.

Красная книга - это главная книга природы. На её страницах описаны редкие и исчезающие растения и животные.

Ведущий 2: Последнее задание доверим определить директору 3 совета.

Задание 12: Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному.

Вставьте в предложения недостающие слова.

Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется …(пороша).

Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них ….(хлопья).

Если твёрдые белые шарики больно секут щёки и лоб, то они называются …(крупка).

Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ….(позёмка).

Ветер кружит, вьёт в воздухе снег. Это …..(вьюга).

На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - это ….(буран).

Для старого, залежалого, чёрствого снега есть в русском языке хрустящее слово - …(наст).

Ведущий 1: Мы все вместе озвучим эти интересные красивые русские слова.

Ведущий 2: Наша конференция подходит к концу. Надеюсь, вы многое узнали о нашей прекрасной земле, будете её любить, беречь и охранять.

Чтобы конференцию завершить, надо принять решение. Предлагаю озвучить решение в виде «Правил друзей природы»:

1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе.

2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.

3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Не будем обижать лягушек и жаб.

5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой.

6. Не будем рубить лес.

7. Не будем разводить костры.

8. Не будем выбрасывать мусор в водоёмы, в лес, на поля и луга.

9. Будем сажать деревья и кустарники.

10. Будем развешивать кормушки и домики для птиц.

11. Будем подкармливать диких животных и птиц.

Ведущий 1: Кто согласен принять эти правила, соблюдать их? Предлагаю проголосовать.

 Наша конференция завершила свою работу. Спасибо за плодотворную работу!

Список использованной литературы:

1. Бианки В.В. Лесная газета. - Л.: Издательство «Детская литература», 1990. – 351 с.: ил.

2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины Книга для учителя. - М.: Издательство «Просвещение», 1977. – 254 с.: ил

3. Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей начальных классов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Просвещение», 1976. – 336 с.: ил

4. Журнал «Педагогическое творчество», 2008. - №12

5. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. - М.: Издательство «Детская литература», 1992. – 36 с.: ил

6. Онегов А.С. Школа юннатов. - М.: Издательство «Детская литература», 1980. – 400 с.: ил

7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 207 с.: ил

8. Циперман Ж.В. Природа Тверской области/ Ж. В. Циперман // Библиотечка «Родника».  Серия Краевед - 1997. - №10-11 

Рекомендуем посмотреть:

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс

Сценарий экологической игры в начальной школе

Экологический ринг в 3 классе. Сценарий

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Мила Кузьмина # 5 октября 2013 в 21:59 +1
Спасибо за интересный материал. Содержательная часть сценария  больше похожа на экологический праздник, чем на  конференцию. У конференции немного другие цели и  задачи, где   юные  исследователи  представляют и обсуждают свои работы.
Елена Валерьевна Горелова # 10 октября 2014 в 16:07 0
Прочитала с удовольствием, особенно понравились фотографии птиц. Только мне кажется сложновато для третьего класса и, как правильно отметила Мила Кузьмина - это не конференция, а хороший экологический праздник или занятие.
Анна Васильевна Рак # 19 октября 2014 в 00:11 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Спасибо за интересную разработку. Очень понятно и доступно преподнесено понятие "экология". Почти все задания соответствуют возрасту (по - моему криптограмма сложновата для третьеклассников). Материал взяла в свою копилку. Спасибо!