Конкурсы

Занятия по речевому этикету, 2 класс

Конспект занятия по речевому этикету для учащихся начальной школы

Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи - составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Занятие 1.

Обсуждение темы занятия.

Внимательно прочтите название темы занятия и два высказывания, которые можно считать эпиграфами нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф - фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае - занятия по этической грамматике.

- О чём пойдёт речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанных предложении.)

Приятная речь для слуха - своего рода музыка.

Аристотель

Слово дано человеку, животным - немота.

Народная пословица

2. Упражнение в умении здороваться.

Дети встают в круг, берутся за руки.

• Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)

Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.

Обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.

Ситуация 2.

- Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Проиграем ситуацию.

Обобщение ответов.

Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. - установленный порядок поведения где-либо). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

3. Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.

Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт.

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

- Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?

Обобщение ответов.

Поэзия С. Есенина - образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь - «своего рода музыка».

- Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)

- Как удаётся автору изобразить песенку ручья? (Дети вспоминают, что на уроках чтения знакомились с приёмом аллитерации - повтором согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи, и указывают на звуки [ч], [кр], [гр].)

- Перечитайте название темы занятия. Почему в названии есть слово ручеёк?

Ручеёк, речка, речь.

- Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

Обобщение ответов.

Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.

А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?

Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

- О какой каше идёт речь?

(Каша (в переносном значении) - невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

- Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

Вывод: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (с данными понятиями знакомимся на предыдущих занятиях по речевому этикету).

Занятие 2.

1. Знакомство с понятием «речевая гимнастика».

Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

Упражнения.

• Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании:

вдох через нос - выдох через рот;

краткий глубокий вдох - медленный выдох;

медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох.

• Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

• На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н... , шум ветра: В-В- В-В... , жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... ; звук поддерживайте свободно, без усилий.

• На одном выдохе произнесите 5-10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф!.. Ф! Ф! В! Ф! В! Ф! В! В!..

• Прочитайте шутливое стихотворение на едином дыхании:

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать!

(Подробнее о речевой гимнастике в книге Л. Г. Антоновой «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.)

Занятие 3.

1. Упражнения в речевом дыхании.

2. Работа над звукопроизношением.

Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.

- Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова.)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор - тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рог камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту - заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и эго помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

- Зачем я рассказала вам эту историю?

Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много «трудных» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.

ВНИМАНИЕ! Объявляется конкурс скороговорок!

Победит тот, кто чисто и грамотно произнесёт скороговорку. (Дети произносят скороговорки, победителю предлагается проговорить: «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговоритъ, и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».)

- Почему так часто речь человека сравнивают с журчанием ручья, речки? Вспомните строчки А. С. Пушкина: «А как речь- то говорит, словно реченька журчит».

3. Упражнение в выразительности речи.

Задание: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием.

А) Спрашивает, удивляясь (?).

б) Восхищаетесь, радуетесь (!).

в) Огорчаетесь.

Г) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем.

Д) Спрашиваете и просите одновременно.

Е) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные, праздничные дни?

Задание: прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченное автором.

Реплика 1.

«И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» - кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро.)

Реплика 2.

«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! — сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский.)

Реплика 3.

«Хорошо иметь брата...» - шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко.)

4. Обобщение.

- Какой совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?

СОВЕТ: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.

Занятие 4.

1. Повторение.

- Чему посвящена тема занятий?

- Чему научились на предыдущих занятиях?

- Занимались ли вы дома речевой гимнастикой?

- Какие советы вы хотели бы дать человеку, захотевшему стать талантливым собеседником?

2. Разыгрывание речевых ситуаций (игра-тренинг).

Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.

Речевая ситуация 1.

Герои: Лёня, Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит «ну»?

-Да ты только что сказал «ну»!

- Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без «ну» и без «значит».

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

- Чем недоволен Коля?

- Замечает ли Лёня в своей речи «лишние» слова?

- Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь.)

- Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

СОВЕТ: не употребляйте в своей речи липшие, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.

Речевая ситуация 2.

Герои: дед Каширин, бабушка, Алёша.

Отрывок из повести М. Горького «Детство».

- Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?

- Буки.

— Попал! Это?

- Веди.

- Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть - это что? -Добро.

— Попал! Это?

- Глаголь.

- Верно! А это?

-Аз!

Вступилась бабушка:

— Лежал бы ты, отец, смирно...

- Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?

- Земля!

- Попал! Это?

- Буки!

- Это?

- Добро!

— Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

— Это вы кричите...

- Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

- Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?

- Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)

Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?

- Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?

- Обратимся ко второму эпиграфу наших занятий по речевому этикету. (Слово дано человеку, животным - немота.) Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово - немота, человек — животное.

- Какой совет следует из ваших рассуждений?

СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.

Занятие 5.

Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?

1. Упражнения в выборе лексики. Работа в тетради.

- Попробуйте заполнить таблицу, вспомнив, о чём шёл разговор на предыдущих занятиях.

Употребляй в речи:

РЕДКО

ЧАСТО

НИКОГДА

Вот

Так сказать

Теперь

Значит

Ну

В принципе

Это, это самое

Кажется

Извините

Прошу

Благодарю

Пожалуйста

Разрешите

Здравствуйте

Будьте добры

Спасибо

Плохие (скверные) слова, обидные выражения,

прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи,

языка, умственных способностей и тому подобное

Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу красивые слова русского языка и активно используйте их в своей речи. (Дети читают слова из среднего столбика.)

2. Тест - выбор правильного ответа (ситуации разыгрываются, дети фиксируют в тетрадях вариант ответа).

Ситуация 1.

Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

A) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

Б) Здравствуйте, позовите Машу!

B) Здравствуйте, извините, Маша дома?

Ситуация 2.

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?

A) Можно войти?

Б) Я войду?

B) Извините, можно войти?

Ситуация 3.

Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?

A) Пропустите меня, я выхожу.

Б) Разрешите пройти.

B) Извините, можно пройти?

Ситуация 4.

Вам вручают подарок.

Автор. Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки непростые - В них застёжки золотые.

Вы его принимаете и отвечаете:

A) Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

 

Б) У меня уж есть сапожки.

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живёт на той горе.

 

B) Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки,

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору.

3. Упражнение в использовании речевых средств.

Предлагаю провести конкурс на лучший способ попросить о чём-либо, используя только речевые средства.

Коллективно выбираем ситуацию: например, необходимо убедить родителей посвятить выходной день семейной прогулке по городу (в музей, театр, за город). Проводим игру-тренинг, выявляем победителя.

- Чем понравилась речь нашего победителя?

- Каков будет совет будущим ораторам?

СОВЕТ: украшайте свою речь добрыми, «волшебными» словами, почаще говорите человеку приятное (не льстя при этом).

4. Обобщение знаний.

Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком - большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

Звучит аудиозапись вступления «Слова о полку Игореве».

- Почему наш разговор о речевом этикете мы начали чтением стихотворения С. Есенина, а заканчиваем прослушиванием этой записи?

Сравните: С. Есенин - XX век; «Слово о полку Игореве» - XII век.

- Что общего?

- Сохранены ли традиции языка?

Вам продолжать эти традиции, бережно хранить и передать своим потомкам.

В заключение звучит стихотворение И. А. Бунина.

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Автор: Н. Н. Лапшина 

Рекомендуем посмотреть:

Праздник грамматики в начальной школе

Неделя русского языка в начальной школе. Мероприятия

Час занимательной грамматики, 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!