Экологическая игра путешествие: По лесным тропинкам

Экологическая игра – путешествие для начальной школы

Экологическая игра-путешествие для младшим школьникам «По лесным тропинкам»

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, и все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку.

Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие детей в развитии сюжета игры и их желание получить результат: что-то узнать, чему-то научиться. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта природы, области экологических знаний, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве. В них нет соревновательности, но могут быть элементы конкурсного характера. Игры-путешествия требуют от детей самостоятельности и активности. Детям приходится самим выбирать маршрут, подбирать познавательный материал, придумывать задания для групп. Готовясь к играм- путешествиям, школьники работают со словарями, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал и формулируют вопросы. В играх-путешествиях большое разнообразие ролей, что немаловажно для развития субъектности детей, для удовлетворения их потребностей в активной деятельности.

Условия и требования к организации игр-путешествий:

- темы игр должны отвечать потребностям, интересам, запросам детей;

- необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно участвовать в игре;

- организовывать игры-путешествия предпочтительно по группам, чтобы, во-первых, охватить всех детей, а во-вторых, осветить разные стороны избранной темы;

- главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование;

- в играх-путешествиях желателен сюжет, его придумывание развивает творчество детей.

Игра для учащихся начальной школы «По лесным тропинкам»

Класс разбивается на две команды по 10—15 человек. У каждой команды своя эмблема.

Ведущий.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды: «Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие «По лесным тропинкам».

Проходит представление команд.

«Елочка»

Под широкой темной елью

Прошлогодней пахнет прелью.

Подойдешь ты к ней — иголки

Под подошвами скользят,

Ведь в обычае у елки

Круглый год менять наряд,

Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая, А почему? Да потому, что листок-иголка живет 2 — 3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут.

Ель любят птицы, И медведь чаще всего строит свою берлогу под елью. Живет ель до 200 лет.

«Березка»

Люблю березку русскую —

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Издавна полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней! Береза — одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол ее даже в жаркие дни остается холодным. До сорока литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают мебель, фанеру. А береста — готовая природная бумага.

Ведущий. Переходим к конкурсу «Разминка команд»

Команде «Елочка» нужно ответить на вопросы:

1. Назвать пять пород лиственных деревьев.

2. Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Вопросы команде «Березка»:

1. Назвать пять пород хвойных деревьев.

2. Чем отличается ель от сосны?

Конкурс «Грибная поляна»

Ведущий.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы —

Нет под шапкой головы.

 

Берем по лукошку —

И скорее в путь-дорожку

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить (грибы из бумаги). Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются — лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор и другие?

Конкурс капитанов «Лесные жалобы»

Капитанам предлагается угадать, от кого поступила жалоба.

Команде «Елочка»

«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (Сова)

Команде «Березка»

«А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь)

Конкурс «Животный мир леса»

Ведущий.

Все-все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд!

Из отдельных разрезанных частей картинки нужно собрать портрет животного. Приглашаю по одному человеку от команды.

Команды составляют из предложенных букв названия животных. Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных (можно инсценировать сказки про животных).

Конкурс «Птицы — наши друзья»

Ведущий.

Так весело в густом лесу!

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Команда «Елочка» записывает пять названий зимующих птиц.

Команда «Березка» записывает пять названий перелетных птиц.

Конкурс «А знаете ли вы, что?..»

Ведущий. Для этого конкурса члены каждой команды провели исследования, результатом которых стали интересные факты из жизни природы. Сейчас вы узнаете, что...

Команда «Елочка»

1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых — жук-носорог? (картинка) Сам весом 14 г, а может тащить груз в 1 кг 580 г.

2. Знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 т хлеба?

3. Знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?

Команда «Березка»

1. Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?

2. Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветков?

3. Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

Этот конкурс можно провести и в таком порядке: одна команда задает другой команде вопрос. Например: «Как вы думаете, сколько мышей за лето уничтожает сова?» После ответа соперника команда дает свой развернутый ответ.

Ведущий. Сейчас команды покажут вам совместно подготовленное выступление «Берегите природу».

Первый ребенок.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Второй ребенок.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Третий ребенок. Природа гибнет и просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц. Четвертый ребенок.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны и не будет красоты.

В заключение исполняется песня о природе (по выбору организаторов).

Рекомендуем посмотреть:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Юлия Анатольевна Пшенкина # 11 сентября 2015 в 04:44 +2
Огромное спасибо за публикацию данного материала. Обязательно приму к сведению и проведу с детьми. Материал полностью соответствует возрастным особенностям.На мой взгляд дети получат массу положительных эмоций и расширят свой кругозор.
Раушания Ягфаровна Яппарова # 25 октября 2015 в 18:04 +1
Материал полностью соответствует возрастным особенностям.На мой взгляд дети получат массу положительных эмоций и расширят свой кругозор.
Светлана Ивановна Лоренц # 18 октября 2015 в 14:57 +1
Интересная игра,воспитывает интерес к природе, помогает узнать много нового. Работая самостоятельно при подготовке ребята лучше запоминают материал.
Лариса Юрьевна Астанович # 17 декабря 2015 в 11:37 0
Спасибо большое за предоставленный материал! Игра-путешествие помогает ребятам в игровой форме познакомиться с окружающим миром, позволяет в непринужденной форме расширить кругозор учащихся, развивает познавательную активность, экологическую сознательность.
Марина Сергеевна Цветова # 18 декабря 2015 в 02:16 0
Получила огромное удовольствие, читая Вашу разработку : очень полезна теоретическая часть об игре-путешествии ; интересные, нестандартные конкурсы ; привлечение детей к подготовке игры - выполнение ими домашнего задания ; вовлечение в игру всех учащихся. Обязательно воспользуюсь данным материалом ! Спасибо ! Творческих успехов !
Нина Алексеевна Обухова # 18 декабря 2015 в 18:34 0
Огромное спасибо за публикацию данного материала. Обязательно приму к сведению и проведу с детьми. Материал полностью соответствует возрастным особенностям.На мой взгляд дети получат массу положительных эмоций и расширят свой кругозор.
Анна Анатольевна Солодкова # 7 января 2016 в 07:46 0
Учись, играя! Отличный материал. Задания подобраны в соответствии программного материала. Данное путешествие можно использовать как внеурочное занятие, так и на уроках. Спасибо.
Надежда Николаевна Бартенева # 8 января 2016 в 22:52 +1
Ваша разработка интересна, содержательна.Я возьму ваш материал в свою копилку, чуть - чуть подработаю, добавлю наглядность. Спасибо.
Марина Павловна Фролова # 24 мая 2016 в 21:01 0
Интересная разработка.Приближается лето, работа в летнем оздоровительном лагере. Думаю, что ваше познавательное мероприятие мне пригодится.
Наталья Ильинична Андриевская # 4 июня 2016 в 13:29 0
Содержание данного мероприятия активизирует познавательную и творческую активность младших школьников. Дети узнают много полезной и нужной информации, приобретается навык работы в группе. Ребята учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Спасибо.
Валентина Анатольевна Сисева # 28 июля 2016 в 17:08 0
Хочу поблагодарить за предоставленный материал.Очень интересная разработка.Дети младшего школьного возраста любят путешествовать.Я думаю такое мероприятие можно провести в городском парке(я живу в небольшом городке)Мне кажется дети получат массу позитивных эмоций.