Конкурсы

Экология на уроках русского языка в начальной школе

Использование творческих экологических заданий на уроках русского языка

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить детям рассказать, что они знают о том или другом живом объекте природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Учитель предлагает и другие задания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине. Эти задания помогают повторить знания о природе, о мерах по ее охране, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться природным явлениям и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируются мотивы охраны природы.

Фрагменты уроков с использованием творческих экологических заданий

Тема: Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов

Цели: отрабатывать умения учащихся подбирать проверочные слова для названий предметов; находить однокоренные слова, выделять корень слова; расширять словарный запас; обобщить представления о березе; формировать потребность заботливого отношения к природе; развивать орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Стоит красавица на полянке

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза.)

Учитель показывает иллюстрацию с изображением березы.

- С кем сравнивают березу в загадке? (Березу сравнивают с красавицей в белом сарафане.)

- О каких признаках березы говорится в загадке? (Белая кора, лиственное дерево.)

- Почему кора у березы белая? (В коре находится красящее вещество, которое называется бетулин.)

- Как называют кору березы? (Берестой.)

На месте неизученных орфограмм учащиеся могут оставлять «окошечко».

Запись слова «береза» с «окошечком».

- Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как решить эту орфографическую задачу? (С помощью словарной страницы.)

Открыть словари, найти слово «береза», вставить пропущенную букву. Разделить на слоги дугами и определить ударный слог.

- К слову «береза» подобрать слова, которые называют признаки предмета (высокая, молодая, старая, тонкая, ветвистая и др).

- Подобрать слова, обозначающие действия предмета (растет, стоит, склонилась, плачет и др.).

- Придумать предложение со словом «береза».

- Когда так говорят: «дать березовой каши»? (Так говорят, когда очень сильно хотят наказать кого-то.)

- Почему именно березовой каши дать? (Березовыми розгами в старину наказывали нерадивых учеников.)

- Посмотрите, какие ветви у березы. Как называют такую веточку? (Прутик.)

- Как вы понимаете пословицу: «И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут»? (Выделяется сок из поврежденной коры, дерево плачет.)

- Какую пользу приносит это дерево? (Источник красоты; символ России; еда для животных, дом для насекомых и птиц; лечит людей.)

III. Определение однокоренных слов.

- От корня дерева идут новые ростки, а от корня слова образуются новые слова. Подберите однокоренные слова к слову «береза» и запишите их. (Березка, березонька, березовый, подберезовик.)

- Выделите корень в словах.

- Почему гриб называют подберезовиком?

- Прочитайте предложение:

Срубили деревья - прощай, птицы!

- Ребята, объясните, почему так говорят?

- Определите, что называют слова в предложении.

- Прочитайте подчеркнутое слово (деревья). Что можно сказать о нем? (Слово с безударной гласной в корне.)

- Какой возникает вопрос? (Как решить орфографическую задачу?)

- Можно проверить? Как называется эта орфограмма? (Проверяемая безударная гласная в корне.)

- Как проверить безударную гласную в корне? (Подобрать проверочное слово: деревья - дерево.)

- Чему будем учиться на уроке?

Конкретизация учителем темы урока.

IV. Работа над текстом.

- Прочитайте текст.

Прошла зима. Птичьи стаи летят на родину. Много гусениц уничтожат наши крылатые друзья. Ребята смастерили скворечник и повесили его на дерево.

- Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне и подберите проверочные слова.

V. Итог урока.

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Цели: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака (показатель мягкости согласных, показатель женского рода имен существительных); обобщить представления о растениях, животных, акцентировать внимание на их значении для человека; формировать потребность заботливого отношения к природе; развивать орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Какие слова спрятались в данном соединении:

(Ель, лось, осень.)

Запись данных слов.

- Что общего в написании этих слов?

- На что указывает мягкий знак в этих словах? (Мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.)

III. Словарная работа.

а) Выписать из словаря в столбик словарные слова на тему «Растения».

- Какую пользу приносят растения человеку?

- К названиям предметов допишите названия действий.

- Назовите существительные с мягким знаком. (Картофель, морковь.)

- На что указывает мягкий знак в этих словах?

б) Прочитайте предложение:

Обл..ко д..ет дождь, а з..мля - рожь.

- Как вы понимаете это выражение?

Учитель показывает картину художника И. И. Шишкина «Рожь».

- Посмотрите на картину известного художника И. И. Шишкина, который очень любил природу, умел наблюдать за ней и сумел передать нам красоту русской природы в своих картинах.

- Как называется эта картина? («Рожь».)

- Какие чувства у вас возникают, когда рассматриваете эту картину?

- Вставьте в прочитанную фразу пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

- Найдите существительные и определите их род.

- Изменяются ли существительные по родам?

Ведь невозможно, чтобы на самом деле, а не в шутку кот стал кошкой, слон - слонихой, а гусь - гусыней. Это разные слова, хотя и однокоренные, родственные.

- Продолжите фразу: «Существительные бывают...»

- Определите род существительных.

Игра «Молчанка».

Учитель молча показывает детям карточки, на которых написаны слова; ученики определяют род данных слов и показывают свои карточки (м. р.; ж. р.; ср. р.).

Медведь, лошадь, дождь, морковь, рожь, камыш, конь.

- Прочитайте первое выделенное слово. (Дождь.)

- Какой звук слышится в конце основы? (Мягкий.)

- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука.)

- Прочитайте второе выделенное слово. (Рожь.)

- Какой звук слышится в конце основы? (Твердый.)

- Назовите особенности этого звука. (Согласный, твердый.)

- Значит, в этом случае мягкий знак не обозначает мягкость согласного звука. Почему же после шипящего в слове рожь написан мягкий знак? На что он указывает? Это нам и предстоит выяснить.

IV. Работа над новым материалом.

Сообщение темы урока.

Дети сначала формулируют тему урока сами, затем читают ее на доске: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Игра «Угадай слово».

На доске записаны слова: рожь, мышь, камыш, еж.

- Какие эти слова? (С шипящим звуком на конце.)

• Назовите растение, из молотых зерен которого пекут ржаной хлеб. (Рожь.)

• Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (Мышь.)

• Высокое болотное растение. (Камыш.)

• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)

- Что общего в написании слов?

- На какие две группы можно разделить слова? (Слова с мягким знаком на конце и слова без мягкого знака.)

- Запишите слова в два столбика.

- Определите род существительных в первом столбике. (Существительные мужского рода.)

- Определить род у существительных во втором столбике. (Существительные мужского рода.)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод (работа с учебником).

Физкультминутка

V. Закрепление изученного.

VI. Итог урока.

Тема: Наблюдаем за значениями словосочетаний

Цели: научить детей строить словосочетания, вычленять словосочетания из предложений; формировать представление о разнообразии листьев, об их основных функциях; воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям; развивать орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над значением словосочетаний.

Задание 1.

Детям предлагается нераспространенное предложение. Необходимо добавить одно слово.

Листья опадают.

Листья опадают с деревьев.

Желтые листья опадают с деревьев.

Осенью желтые листья опадают с деревьев.

- Почему осенью деревья теряют листву? (В черенке листа образуется пробковая перегородка. Влага не доходит до листьев, и они отмирают.)

Задание 2.

На столе стоит букет из осенних листьев разных растений.

- Рассмотрите букет из осенних листьев. Опишите его.

Игра «Угадай растение».

Учитель показывает лист растения. Дети называют растение.

- Лист клена. (Кленовый лист.)

- Лист березы. (Березовый лист.)

- Лист осины. (Осиновый лист.)

Учитель читает текст.

- Назовите словосочетания со словом листья.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами.

М. Пришвин. «Птицы и листья»

- Со словом лист составьте и запишите словосочетания (самостоятельно).

- Какие словосочетания составили? (Кленовый лист, желтый лист, золотой лист, резной лист, лист кружит, лист летит.)

- Составить предложения о важности листьев:

1-й ряд - для растений;

2-й ряд - для животных;

3-й ряд - для человека.

Например:

• Листья подсказывают людям, когда нужно полить растение.

• Листья затеняют почву под растением и защищают его от высыхания под жарким солнцем.

• Упавшие осенью листья укрывают почву вокруг растения и спасают корни растения от морозов.

• От переработки листьев растения получают минеральные соли, которые необходимы им.

• В листве вьют свои гнезда птицы. (Они спасают растения от вредителей.)

• Упавшими листьями с деревьев и кустарников питаются почвенные животные.

• Листьями многих растений питаются и лечатся животные и человек.

• Листья растений выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

- Что образуется под действием солнечных лучей из углекислого газа и минеральных солей в листьях растений? (Образуются органические вещества: крахмал, сахар, белки.)

Задание 3.

- Прочитайте предложение:

Упавш..ми лист..ями с д..рев..ев и кустарников питаю..я почвенные ж..вотные.

- Какие буквы нужно вставить и почему? (Упавшими листьями с деревьев и кустарников питаются почвенные животные.)

Задание 4.

- Записать предложения под диктовку:

Земляные черви поедают опавшие листья. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.

- Подчеркнуть орфограммы.

- Подчеркнуть главные члены в первом предложении.

Выписать на доске словосочетания с вопросами в скобках.

(Черви (какие?) земляные. Поедают (что?) листья. Листья (какие?) опавшие.)

- Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

Задание 5.

- Выписать словосочетания с вопросами в скобках (самостоятельно).

III. Итог урока.

Тема: Представляем ещё одну часть речи

Цели: дать представление учащимся о наречии как части речи; познакомить с новым словарным словом, сформировать образные представления об облаках; воспитывать эстетические чувства; развивать орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

- Прослушайте отрывок стихотворения И. Мазнина:

Мы - дождевые,

Мы - снеговые.

Если летом мы плывем,

Мы с собой грозу несем,

Если мы плывем зимою,

Мы пургу несем с собою

И. Мазнин

- Что несут облака? (Облака несут осадки: дождь, снег, град.)

- Из чего состоят облака? (Из маленьких капелек воды или из кристалликов льда.)

- Какие формы облаков вам приходилось наблюдать? (Перистые, кучевые, слоистые, грозовые тучи.)

- Проверим первую безударную гласную в слове облака.

Подобрать проверочное слово: облака - облако.

- Можно ли проверить вторую безударную гласную в этом слове?

- Как решить орфографическую задачу? (Необходимо обратиться к орфографическому словарю.)

- Найдите слово облако в орфографическом словаре. Запомните написание этого слова.

Записать слово облако, поставить ударение и разделить слово на слоги.

- К слову облако подобрать и записать однокоренные слова. (Облако, облачко, облачное.)

- Выделить корень.

- Составить словосочетания. (Пушистые облака, пышные облака, легкие облака, летят облака, плывут облака, облачное небо, белое облачко и т. д.)

III. Работа над новым материалом.

- Списать предложение, написанное на доске:

Высоко в небе медленно плывут белые барашки облаков.

- Подчеркните орфограммы.

- Объясните правописание слов.

- Разобрать предложение по частям речи (самостоятельно).

- К какой части речи относятся выделенные слова?

- Измените слова высоко, медленно по родам, по падежам, по временам.

- Какой вывод можно сделать? (Они не относятся ни к именам, ни к глаголам.)

- Найдите слова, от которых зависят незнакомые части речи.

- Запишите словосочетания с вопросами. (Плывут (как?) высоко. Плывут (как?) медленно.)

- На какие вопросы отвечают зависимые слова? (Зависимые слова отвечают на вопрос как?)

- С какой частью речи связаны зависимые слова? (Зависимые слова связаны с глаголами.)

Знакомство с правилом.

Работа с учебником.

IV. Закрепление.

- Прочитайте предложение на доске:

Если облака высокие и быстро плывут, - к хорошей погоде.

- Как облака предсказывают погоду?

- Найдите наречие и составьте с ним словосочетание. (Плывут (как?) быстро.)

Учитель читает стихотворение.

Снова птицы летят издалека

К берегам, отторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- Какое время года описывает писатель в стихотворении? Объясните свой ответ.

- Найдите наречия и составьте словосочетания. (Летят (когда?) снова. Летят (откуда?) издалека. Ходит (как?) высоко.)

V. Работа с учебником.

VI. Итог урока.

Тема: Сочинение «мое любимое время года»

Цель: учить детей словесному рисованию картин природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к написанию сочинения.

Игра «Нарисуй словесную картину».

Учитель читает художественные тексты, не сообщая, о какой теме идет речь. После того, как учащиеся прослушают текст, они называют природное явление, описанное в тексте.

ВЕСНА

Солнце светит ярко. Тает снег. Крепкий лед на реке стал темным. Воздух потеплел. Грачи летят в родные края. Появились первые проталины. Надулись на деревьях пахучие почки.

Журчат по полям ручьи. Появилась зеленая травка. Деревья надели новый наряд.

Соловьи запели. Черемуха расцвела. Появились насекомые.

ОСЕНЬ

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Часто идут дожди. Сильно поредела листва на деревьях. Многие звери меняют к зиме свой летний наряд. В лесу смолкли птичьи голоса.

Дни стоят погожие. Ночи стали холодными. Небо высокое и прозрачное. По опушкам леса растут грибы. Убрали с полей картофель, капусту.

Птицы улетают в теплые края. Деревья надели яркий наряд. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром.

ЗИМА

Кругом пушистые снега. Трещат морозы. Гуляют вьюги.

Вместе со снегом появились зимние гости - снегири. Летом они живут на севере.

Пища снегиря - рябина, семена деревьев.

ЛЕТО

Настает чудесная пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Воздух наполняет запах полевых цветов. Жужжит в цветах пчелиный рой. В саду зреют груши, сливы. С полей убрали урожай хлеба.

III. Написание сочинения.

IV. Придумать загадки о временах года.

V. Итог урока.

Тема: Два спряжения глаголов (фрагмент урока закрепления материала)

Цели: развивать умение учащихся определять спряжение глаголов; формировать представления о явлениях природы, признаках весны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение спряжения глаголов.

1. Отгадать загадку. Определить спряжение глаголов.

1) Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (Ветер.)

 

2) Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут. (Дождь.)

 

3) Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

С ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

 

4) Горя не знает,

А слезы проливает. (Туча.)

 

5) Сверкнет, мигнет,

Кого-то позовет. (Молния и гром.)

2. Выписать глаголы и определить их спряжение.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И. С. Никитин

 

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда!

Будь другом птиц!

М. Джангазиев

Автор: Н. В. Николаева

Рекомендуем посмотреть:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!