Примеров много - ответ один
Цель игры — изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.
Игра имеет два варианта. Оба из них изображены на рисунке.
1. Играют двое. Взрослый кладет на квадрат карточку с любым однозначным числом, например, с числом 8. В кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий меняет число в квадрате, и игра продолжается. Может случиться так, что число в квадрате окажется маленьким и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми карточками. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. Ведущий кладет карточку с числом на квадрат и сам же дополняет до него числа 2, 1,3, 4, т. е. ведущий заполняет пустые круги, умышленно допуская кое-где ошибки. В квадрат можно класть карточки с числами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает тот, кто обнаружит и исправит ошибки.
Какое число следующее?
1. Напиши числа по порядку в середине цветка.
2. Обведи написанное число и напиши слкдующее.
Складываем
Следующая игра легко научит складывать до 12. Для нее нужна любая настольная игра, в которой надо бросать кубик и делать ходы. Только вместо одного кубика возьмите два. Ход делаем на сумму выпавших точек. Игра становится более динамичной. Можно сделать ее еще более интересной.
Напишите разнообразные задания: хлопнуть 3 раза, подпрыгнуть 5 раз, сложить или вычесть разные числа, отгадать загадку и т. п. Только хочется предупредить родителей, будьте терпеливы. Дети достаточно долгое время пересчитывают точки, бывает — несколько месяцев. Если с 2 кубиками игра пойдет легко, можно взять и 3.
Считаем ракушки
Посчитай, сколько здесь ракушек разного вида.
Запиши цифры в квадратах.
Понятие отрицательного числа
Специалисты считают, что ребенку рано объяснять про отрицательные числа, он не поймет. Но дать понятие о них легко. Тем более, что у нас холодная зима и дети слышат прогноз погоды. Нарисовать градусник и на нем поупражняться, а потом уже можно пользоваться настоящим. Можно еще нарисовать лестницу, идущую на 2, 3 этажи и в подвал. В подвал — минус одна ступенька, минус две... потому что ниже земли.
Считаем десятки, переход через десяток
Это очень простая задача даже для ребенка 4 лет. Вам понадобятся около 120 штук палочек. Разделить палочки по 10 штук и скрепить их резинками. Хорошо, если вы будете делать это вместе с ребенком. Тогда не придется его убеждать, что там, где резинка - всегда 10 палочек. Возьмите целый десяток, и по палочке добавляя, считайте до 20. Спросите, сколько палочек добавили. Чаще всего ребенок не ответит, что добавили 10 штук. Пересчитайте добавленные палочки. Их должно быть 10 — поменяйте отдельные 10 палочек на десяток в резинке. Теперь у вас 2 десятка. Прибавляйте так же до 30, повторите вопрос, сколько добавили. Будьте терпеливы.
Счет наоборот
Обратный счет очень легко освоить запуская воздушный шарик, как ракету. Надуйте шарик, но не завязывайте. Считайте от 10 до 0. Как только дошли до 0, скажите пуск и отпустите шарик. Он полетит. Эта игра очень нравится всем детям и они легко учатся считать.
Телефон
Сделано несколько картинок с телефонными аппаратами, один из них правильный, на других цифры отсутствуют или переставлены, отдельно прилагаются кружочки с цифрами. Сперва показывают и учат на «правильном аппарате», потом говорят, что мастер чинил телефон и что-то перепутал, ребенок сам должен разобраться, что неправильно и накрыть кружочками с правильными цифрами.
Подсчитай и нарисуй
Подумай и нарисуй, сколько фигурок должно быть в пустых клеточках.
Дополни число до...
Число, которое я назову, нужно дополнить до 8. Я называю 6. Сколько единиц не хватает, чтобы стало 8?
Поначалу ребенку легче будет справиться с заданием, если вы используете счетный материал (палочки, кружочки и т. д.). Тогда малыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобы число 6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти к выполнению подобных заданий устно.
Какое число потерялось?
Для этой игры вам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10. Разложите их на столе по порядку. Попросите ребенка закрыть глаза и уберите одну карточку. Открыв глаза, он должен определить, какого же числа не хватает.
Кроме карточек, можно использовать кубики с цифрами. Из них малыш с удовольствием построит «числовые ступеньки», по которым пройдет любимый медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. Такой счет в результате тренировочных упражнений должен быть доведен до автоматизма.
Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить, как каждое число обозначается печатной цифрой, какое место занимает оно в ряде от 1 до 10, после какого и перед каким числом его называют при счете.
Малыш должен понять, что каждое последующее число образуется из предыдущего и еще одной единицы (эта формулировка - для родителей, а не для запоминания детьми).
Числовой ряд
Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну кар точку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше — правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.
Сравниваем
Начинать лучше с практических примеров.
К нам в гости пришли 3 куклы, давай угостим их конфетами. А конфеты 4.
Почему одна лишняя? (4>3) и т. д.
В жизни тоже приходится сравнивать. Обратить внимание ребенка на это. Например, приходят гости и надо приготовить столько приборов, сколько гостей. А для этого сравнить. Можно приготовить карточки с разными предметами, в разных количествах и предлагать ребенку для сравнения по две карточки. Удобно использовать отдельные карточки, т. к. можно постоянно брать разные сочетания.
Например: 3 морковки и 2 кружка, 1 мячик и 5 цыплят и т. д.
Учимся делить
Начинаем с простых примеров. Показать лист бумаги. Вопрос: «Сколько листов?». Разделим на 2 части. Вопрос: «А теперь сколько?». Обратить внимание, что части равны, и если сложить эти листы, то получится один лист. Можно использовать и другие примеры. Разливать сок в равные чашки или разделить яблоко и т. д.
Счет до заранее заданного числа
Нужно научить ребенка считать до заранее заданной цифры. Положите перед малышом горсть фасоли и попросите отсчитать 3 из них. Когда он поймет это, попросите его сделать несколько кучек фасоли — например, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если ребенок справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд. Попросите его отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Наконец, проделайте то же упражнение, считая предметы, изображенные в книге. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.
Четные и нечетные числа
Чтобы объяснить ребенку это понятие, возьмите две тарелки и горсть фасолин:
— Это твоя тарелка, а это — моя. Вот две фасолины. Можешь ли ты положить столько же фасолин в мою тарелку, сколько и в свою? Да, конечно! Ты можешь положить одну фасолину в свою тарелку и одну — в мою. Теперь вот тебе три фасолины, посмотри, можно ли сделать с ними то же самое?.. Нет! В одной тарелке оказывается две фасолины, а в другой — одна. Видишь, оказываются, число 2 можно разделить на две равные части (такое число называется четным), а число 3 нельзя разделить на две равные части (его называют нечетным). Посмотрим теперь, как ведет себя 4...
Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте с ним в поочередный счет, при этом один из вас будет называть нечетные числа, а второй — четные.
Работа с матрешками, пирамидками
На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:
— собрать пирамиду из 5 колец;
— собрать 4 кубика в один большой кубик;
— собрать одну матрешку из 4—5.
Ленточки
Игровой материал: полоски бумаги разной длины — модели лент. Набор карандашей.
1. Самую длинную «ленточку» закрась синим карандашом, «ленточку» покороче закрась красным карандашом и т. д.
2. Уравнять все «ленточки» по длине.
Разложи карандаши
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики
Разложить «коврики» в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
Найти похожий размер
Эта игра научит ребенка обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные ее параметры: длину, ширину, высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
Следите, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями и загадывать по очереди.
Измеряем полоски
Потребуются 2 полоски бумаги разной длины — одна для мамы, другая для ребенка. Спросите ребенка, которая короче и почему. Пока он думает, возьмите в руки какие-нибудь палочки. Подойдет обычный счетный материал. В правой и левой руках зажмите по 5 папочек. Все свои действия комментируйте. Под взглядом малыша начните выкладывать палочки из правой руки на одну полоску бумаги, из левой — на другую. На той, что короче, поместятся не все палочки. Спросите у ребенка, что это может означать. Может, после подсказки он сможет ответить на вопрос, почему одна из полосок длиннее?
Повторите игру. Пусть теперь палочки в руки возьмет ребенок.
Еще один способ сравнить между собой полоски разной длины — наложить их друг на друга. Для демонстрации этого способа сравнения можно использовать кубики. Выложите 4 красных кубика через небольшие промежутки, сверху - 3 синих так, чтобы синий кубик был «между» красными. Спросите ребенка, каких больше? Наверняка он ответит правильно. Следующий вопрос сложнее: «Почему ты так думаешь?». Ребенок думает, предлагает варианты ответа, а они могут быть самыми неожиданными. Вы тем временем ставите синие кубики на красные. Наглядно и понятно.
Конструирование
Занимательное занятие по конструированию можно устроить с помощью нарезанных овощей.
Попросите ребенка расставить нарезанные разноразмерные овощные кружочки в порядке возрастания или убывания величины. Или выложить из них снеговичков, человечков, зверушек, транспорт, и т. д. Для более прочного скрепления овощных деталей между собой используйте спички или деревянные зубочистки.
Для использования сложных форм можно нарезать различные фигурки с помощью формочек для печенья.
Больше, меньше, поровну
Выкладывайте круги на стол в два ряда, допустим, в одном у вас будет два, в другом три. Сравните, где больше, где меньше (чтобы это легко было сделать, фигурки должны лежать точно одна под другой). Попросите ребенка сравнять ряды (сделать равное количество фигур в обоих рядах, то есть «поровну»). Пусть он сам или добавит кружки в одном из рядов, или уберет нужное количество в другом ряду. Играя в эту игру, комментируйте свои действия и действия ребенка: «У нас есть два круга и еще три. Два — меньше чем три! Давай сделаем так, чтобы было поровну. Попробуй сам. Ты к двум кружкам добавил еще один. И в обоих рядах стало поровну — три и три!»
Какая тропинка короче?
Кто быстрее доберется до домика?
Вкусная математика
Перед тем, как резать овощи для супа, покажите их малышу. Пусть он оценит и попробует угадать, сколько кусочков получится из каждого овоща. Чтобы определить, правильно ли малыш угадал количество, посчитайте вместе каждый отрезанный кусочек.
Попросите малыша найти среди нарезанных кусочков самый длинный, самый короткий, самый тонкий, самый толстый, и т. д.
Большие — маленькие ноги
В этой игре малыш учится рисовать следы большими и маленькими кисточками в разном темпе. Темп будем задавать разными сигналами: графическими, звуковыми и световыми. Подготовьте толстую и тонкую кисточку, рисунок со стопами: большими и маленькими, фонарик, барабан.
Перед игрой объясняете малышу, что вы будете показывать, и что он должен рисовать, если мама показывает:
— большую стопу — он рисует большой кисточкой в медленном темпе, проговаривая стих низким голосом;
— маленькую стопу — рисует маленькой кисточкой в быстром темпе, проговаривая стих высоким голосом.
Если вы бьете редко в барабан — он рисует большой кисточкой в медленном темпе, проговаривая стих низким голосом; бьете в барабан часто — рисует маленькой кисточкой в быстром темпе, проговаривая стих высоким голосом.
Если вы редко мигаете фонариком, он рисует большой кисточкой в медленном темпе, проговаривая стих низким голосом; часто мигаете фонариком — рисует маленькой кисточкой в быстром темпе, проговаривая стих высоким голосом.
Вот какой стишок малыш должен выучить перед занятием:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ!
Все сигналы быстро чередуются, не привлекая дополнительного внимания детей. Например: маленькая стопа, редкие удары барабана, редкие световые сигналы и т. д. Малыши обычно с восторгом включаются в такую игру.
Математические задачи игры для дошкольников
Стихи для обучения детей счету
Стихотворение про счет для старших дошкольников
Ульяна Николаевна Маркова # 26 июля 2018 в 22:38 +1 |
Светлана Владимировна Якимова # 21 ноября 2018 в 21:48 0 |