➤ активность игрока;
➤ доступность игры;
➤ наглядность и виртуальность игры;
➤ занимательность и эмоциональность;
➤ индивидуальность игры;
➤ коллективность игры;
➤ целеустремленность игрока;
➤ самодеятельность и самостоятельность в игре;
➤ состязательность и соревнование;
➤ результативность игры;
➤ проблемность игры.
Давайте последовательно рассмотрим каждый из перечисленных принципов:
- активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических и интеллектуальных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;
- доступность игры означает, что любая дидактическая игра должна быть проста и понятна;
- принцип наглядности выражает наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки, разные предметы и т. д.);
- занимательность и эмоциональность игры усиливают познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участия и завершения игры;
- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие вполне определенную ценность как и для игрока, так и для его личности и профессионального роста. Это означает, что в каждой дидактической игре должно быть место для проявления и развития чисто индивидуальных качеств самовыражения и самоутверждения игрока;
- коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, как коллективная деятельность индивидуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учить мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;
- целеустремленность игрока отражает не только известный закон единства цели для игрока и его соперника, но и то, что личные цели игрока должны совпадать с общими целями команды. Это один из важнейших принципов построения и проведения дидактической игры;
- самодеятельность и самостоятельность игрока в игре – это не одно и то же; в первом случае речь должна идти о самовольном проявлении личного почина в коллективной игре; во – втором – главный смысл самостоятельности игрока заключается в том, что цель дидактической игры является системообразующим элементом его «самовольной» деятельности и несет в себе функцию управления ею.
- состязательность и соревнование в дидактической игре основаны на результативности игровой деятельности и выражает собой основные виды побуждений учащихся к участию в игре. Без соревнования нет игры и духом открытого состязания пропитана вся игра. Соревнование и самосостязательность побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил человека;
- результативность отражает осознание итогов действий как конкретных достижений личности. Это основополагающий принцип игры, истина, которая позволяет представить дидактическую игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
- принцип проблемности в дидактической игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Весь ход игры включает в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций, возникших в мышлении игрока, преследующего цель в условиях противодействия соперника. Принцип проблемности заключается в том, что сама игра создает условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций.
Дидактические игры целесообразно использовать на различных этапах урока:
✓ при усвоении новых знаний,
✓ выработке навыков,
✓ формировании умений,
✓ при проверке результатов обучения.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей является та игра, в которой учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании учебного материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка по предмету.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени
Нет комментариев. Ваш будет первым!