Конкурсы

Дидактическая игра. Принципы дидактической игры

Дидактическая игра. Принципы дидактической игры

Принципы дидактической игры

➤ активность игрока;

➤ доступность игры;

➤ наглядность и виртуальность игры;

➤ занимательность и эмоциональность;

➤ индивидуальность игры;

➤ коллективность игры;

➤ целеустремленность игрока;

➤ самодеятельность и самостоятельность в игре;

➤ состязательность и соревнование;

➤ результативность игры;

➤ проблемность игры.

Давайте последовательно рассмотрим каждый из перечисленных принципов:

- активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических и интеллектуальных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;

- доступность игры означает, что любая дидактическая игра должна быть      проста и понятна;

- принцип наглядности выражает наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки, разные предметы и т. д.);

- занимательность и эмоциональность игры усиливают познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участия и завершения игры;

- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие вполне определенную ценность как и для игрока, так и для его личности и профессионального роста. Это означает, что в каждой дидактической игре должно быть место для проявления и развития чисто индивидуальных качеств самовыражения и самоутверждения игрока;

- коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, как коллективная деятельность индивидуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учить мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;

- целеустремленность игрока отражает не только известный закон единства цели для игрока и его соперника, но и то, что личные цели игрока должны совпадать с общими целями команды. Это один из важнейших принципов построения и проведения дидактической игры;

- самодеятельность и самостоятельность игрока в игре – это не одно и то же; в первом случае речь должна идти о самовольном проявлении личного почина в коллективной игре; во – втором – главный смысл самостоятельности игрока заключается в том, что цель дидактической  игры  является системообразующим элементом его «самовольной» деятельности и несет в себе функцию управления ею.

- состязательность и соревнование в дидактической игре основаны на результативности игровой деятельности и выражает собой основные виды побуждений учащихся  к участию в игре. Без соревнования нет игры и духом открытого состязания пропитана вся игра. Соревнование и самосостязательность побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил человека;

- результативность отражает осознание итогов действий как конкретных достижений личности.  Это основополагающий принцип игры, истина, которая позволяет представить дидактическую игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;

- принцип проблемности в дидактической игре выражает логико-психологические  закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Весь ход игры включает в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций, возникших в мышлении игрока, преследующего цель в условиях противодействия соперника. Принцип проблемности заключается в том, что сама игра создает условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций.

Использование дидактических игр на уроках

Дидактические игры целесообразно использовать на различных этапах урока:

✓ при усвоении новых знаний,

✓ выработке навыков,

✓ формировании умений,

✓ при проверке результатов обучения.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающая дидактическая игра

Обучающей является та игра, в которой учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании учебного материала.

Контролирующая дидактическая игра

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка по предмету.

Обобщающая дидактическая игра

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.  

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры

Игра как метод обучения

Нет комментариев. Ваш будет первым!