Роль игры в учебном процессе
Автор: Чобанова Екатерина Олеговна, учитель химии и биологии МОКУ «Партизанская СОШ» с. Троицкое, Республика Калмыкия
Статья предназначена для учителей-предметников.
«Значительная часть игр ребенка рассчитана
на то, чтобы освежать и возбуждать
в уме процессы воспроизведения, чтобы
неугасимо поддерживать искры мысли …»
И.А. Сикорский
Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой современный учитель в своей педагогической деятельности, является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. В свою очередь, умение самостоятельно работать прекрасно развивает творческие способности у учащихся. Традиционный урок мало способствует сотрудничеству детей, реализации потребности в общении, обмене информацией, мнениями.
Используемые в настоящее время нетрадиционные формы организации учебно-познавательной деятельности многообразны. Предлагаю рассмотреть одну из них – игру. Многие учителя-предметники считают, что игра – это развлечение, а вот обучение – это труд. Такой подход к проблеме игры не способствует реализации потенциальных возможностей ребенка.
На мой взгляд, игра – это самый эффективный метод обучения. Позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. А какой ребенок не любит поиграть, хоть он и ростом под два метра. Урок-игру можно провести на уроках повторения и обобщения изученного, контроля знаний учащихся и др. На всех этих уроках проговаривается как новый, так и ранее изученный материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и увлекательными для ребят даже скучные темы предмета.
Наиболее распространенные виды игр на уроках биологии – КВН, брейн-ринг, кроссворды и различного рода викторины. Характерная особенность этих игр в том, что они предипломдполагают деятельность школьников на репродуктивном уровне применения знаний и наиболее эффективно используются при проверке знаний.
Но подобные игры на данном этапе просто устарели. Если просматривать эволюцию игры, то можно наблюдать ее путь от простых форм (игры-упражнения, соревнования) до творческих игр, то есть интеграцию творчества и игры. Очень популярны сейчас (а я считаю и эффективны) игры-тренинги, деловые игры.
Любая игра обязательно должна включать в себя следующие обязательные компоненты: игровой сюжет, игровой образ, проблемная ситуация, творческие задания, игровые действия, правила, результат и оснащение.
К самой организации урока-игры следует подходить максимально серьезно. Игра должна организовываться как совместная игра учителя с детьми. На всех возрастных этапах должна сохраняться свободная самостоятельная деятельность детей. Задача учителя – продумать методику проведения игры на уроке, ввести в игру момент соревнования, выбрать систему оценок, баллов, заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры.
Учитель должен создать творческую и демократичную обстановку, которая позволит избежать равнодушного отношения ученика к занятиям и необязательного участия его в уроке.
В своей практической работе я часто использую игры, в которых задаю целью развивать самостоятельность учащихся, их творческие возможности и в то же время, предлагаю учащимся самостоятельные задания, стремлюсь максимально выделить в них игровой момент.
Игра не заменит в полной мере традиционные формы обучения, но дополнит их, и такое сочетание позволит рационально организовать учебно-воспитательный процесс.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени
Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры
Дидактическая игра. Принципы дидактической игры