Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Но никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может это сделать семья.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей, и т. д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и со временем оставлять подросшего ребенка наедине с самим собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему вы учите ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой (если, к примеру, ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступают от них. Родителям ненобходимо найти общее решение в проблемной ситуации. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Другая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, так что обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро схватывают сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Родители любят ребенка не за что-то (он может быть некрасив и неумен, на него жалуются соседи), он принимается таким, какой есть (безусловная любовь).
Родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то он как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими. Это происходит, например, в семье алкоголиков, но может быть и в благополучной семье — например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д., хотя необязательно родители это осознают. Бывает что-то и на подсознательном уровне — например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута, поэтому маму ребенок раздражает. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Типы семей и их характеристика в педагогике
Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний
Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!