Влияние взаимоотношений в семье на учебную мотивацию младших школьников
Автор: Сергеева Алина Юрьевна, студентка 5 курса, факультета дошкольного, начального и специального образования, педагогического института «НИУ БелГУ», г. Белгород
Описание материала: Статья посвящена рассмотрению влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию. В статье рассматриваются определённые мотивы, преобладающие в младшем школьном возрасте, и их зависимость от ситуации в семье. Данная статья возможна будет полезна педагогам при работе с родителями.
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В настоящее время общество беспокоит вопрос о влиянии детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьника. Мотивация главный компонент регуляции учебной деятельности. Ее изучением занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Таким образом, еще в те времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия. В настоящее время вопросами мотивации поведения человека занимались такие ученые как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Н. Рубинштейн. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни [5].
Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив получать хорошие отметки [7]. Однако у школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. По данным Л. И. Божович, они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Однако такое отношение к отметке скоро исчезает. Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается"[6]. Мотивом часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания, она становиться единственным ведущим мотивом у значительной части учащихся третьего класса.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что мотивация учебной деятельности напрямую зависит от типа отношений, которые царят в семье. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения [1]. Без сомнения семья для детей необходимая среда полноценного развития и успешного социального становления. От того как ребенок чувствует себя в родном доме, насколько интенсивно общаются с ним взрослые, во многом зависят темпы его умственного и волевого развития [2]. Уникальность семейного воспитания и его огромное значение объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Однако практика семейного воспитания не всегда бывает качественной в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят [3]. Наша семья колеблется между двумя разными началами в устройстве и нормировке отношений родителей и детей: между началом и пользой преобладание интересов родителей и между началом господствующего значения детских интересов [4]. Данные типы отношений непосредственно влияют на учебную мотивацию школьника, снижение учебной мотивация заключаются чаще всего не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации. Важно отметить, что многие родители относятся к своему ребенку как проекту, в котором они пытаются реализовать все то, что не смогли достичь сами. Однако нельзя этого допускать, потому что необходимо так же учитывать интересы ребенка, от которых в прямой зависимости находиться мотивация ребенка к обучению. Задача семьи поддерживать положительные интересы ребенка, направить их в нужное русло и по возможности создать ребенку условия для занятия по интересам [1].
Изучив материал по данной теме, мы пришли к выводу, что у детей в младшем школьном возрасте учебная мотивация характеризуется социальными мотивами,(мотив получения хорошей отметки), которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу и постепенно теряют свое значение. Выяснили, что важным фактором формирования учебной мотивации является детско-родительские отношения, основой которых является отношение родителей к ребенку.
Список используемой литературы:
1. Посысова Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов /Н.Н.Посысоева.- М.: владос-пресс 2004.-328с.
2. Белгородский Государственный Педагогический институт М.С. Ольминского воспитание детей в современной семье под. Ред. П.Т.Фролова - Белгород 1993.-208с.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова.- М.: Академия, 2000.- 227с.
4. Лебедев Т.А. Семейное воспитание хрестоматия / Т.А.Лебедев. -М.: Академия,2001.-407с.
5. http://festival.1september.ru/articles/532755/ [электронный ресурс]
6. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин.-СПб.:Питер,2006.-507с.
7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков /Л.М.Фридман - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
Рекомендуем посмотреть:
Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка
Типы семей и их характеристика в педагогике
Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний
Факторы воспитания ребенка в семье. Педагогика
Роль общения в семейном воспитании