Конкурсы

Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников

Влияние взаимоотношений в семье на учебную мотивацию младших школьников

Автор: Сергеева Алина Юрьевна, студентка 5 курса, факультета дошкольного, начального и специального образования, педагогического института «НИУ БелГУ», г. Белгород

Описание материала: Статья посвящена рассмотрению влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию. В статье рассматриваются определённые мотивы, преобладающие в младшем школьном возрасте, и их зависимость от ситуации в семье. Данная статья возможна будет полезна педагогам при работе с родителями.

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В настоящее время общество беспокоит вопрос о влиянии детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьника. Мотивация главный компонент регуляции учебной деятельности. Ее изучением занимаются различные ученые  с древнейших времен по наши дни. Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Таким образом, еще в те времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия. В настоящее время вопросами мотивации поведения человека занимались такие ученые как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Н. Рубинштейн. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни [5].

Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности  в младшем школьном возрасте. Большое место в мотивации младшего школьника занимают  узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Среди этих мотивов  первое место занимает мотив получать хорошие отметки [7].  Однако у школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. По данным Л. И. Божович, они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Однако такое отношение к отметке скоро исчезает. Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается"[6]. Мотивом часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания, она становиться единственным  ведущим мотивом  у значительной части учащихся третьего класса.

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что мотивация учебной деятельности напрямую зависит от типа отношений, которые царят в семье. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения [1]. Без сомнения семья для детей необходимая среда полноценного развития и успешного социального становления. От того как ребенок чувствует себя в родном доме, насколько интенсивно общаются с ним взрослые, во многом зависят темпы его умственного и волевого развития [2]. Уникальность семейного воспитания и его огромное значение объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Однако практика семейного воспитания не всегда бывает качественной в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят [3]. Наша семья колеблется между двумя разными началами в устройстве и нормировке отношений родителей и детей: между началом и пользой преобладание интересов родителей и между началом господствующего значения детских интересов [4]. Данные типы отношений непосредственно влияют на учебную мотивацию школьника, снижение учебной мотивация заключаются чаще всего не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации. Важно отметить, что многие родители относятся к своему ребенку как проекту, в котором они пытаются реализовать все то, что не смогли достичь сами. Однако нельзя этого допускать, потому что необходимо так же учитывать интересы ребенка, от которых в прямой зависимости находиться мотивация ребенка к обучению. Задача семьи поддерживать положительные интересы ребенка, направить их в нужное русло и по возможности создать ребенку условия для занятия по интересам [1].

Изучив материал по данной теме, мы пришли к выводу, что у детей в младшем школьном возрасте учебная мотивация характеризуется социальными мотивами,(мотив получения хорошей отметки), которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу и постепенно теряют свое значение. Выяснили, что важным фактором формирования учебной мотивации является детско-родительские отношения, основой которых является отношение родителей к ребенку.

Список используемой литературы:

1. Посысова Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов /Н.Н.Посысоева.- М.: владос-пресс 2004.-328с.

2. Белгородский Государственный Педагогический институт М.С. Ольминского воспитание детей в современной семье под. Ред. П.Т.Фролова - Белгород 1993.-208с.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова.- М.: Академия, 2000.- 227с.

4. Лебедев Т.А. Семейное воспитание хрестоматия / Т.А.Лебедев. -М.: Академия,2001.-407с.

5. http://festival.1september.ru/articles/532755/ [электронный ресурс]

6. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин.-СПб.:Питер,2006.-507с.

7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков /Л.М.Фридман - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Рекомендуем посмотреть:

Роль общения в семейном воспитании

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний

Факторы воспитания ребенка в семье. Педагогика

Типы семей и их характеристика в педагогике

Мила Кузьмина # 28 сентября 2013 в 23:42 +1
Актуальная и полезная статья. Беру в копилку, чтобы обсудить на методическом объединении классных руководителей начальных классов.
Анна Буталова # 25 января 2014 в 08:35 0
Очень интересная и полезная статья. Вопрос, рассматриваемый в данной статье очень актуален в данное время.
Светлана Андреевна Пятницкая # 6 февраля 2014 в 01:20 0
Алина! Спасибо вам большое за актуальную и нужную информацию! В следующем году мои ребята как раз переходят в подготовительную группу, а значит, школьное обучение не за горами, как говорится. Я смогу использовать ваш материал на родительском собрании, обратив внимание на зависимость мотивации от обстановки в семье. К слову, замечательный педагог, указанный Вами в списке использованной литературы, - Татьяна Абрамовна Куликова, являлась моим преподавателем по семейной педагогике, когда я училась в университете. Получила огромное удовольствие от Личности и кладези знаний, которыми она обладает.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 28 мая 2014 в 23:53 0
К сожалению, как практик, могу выделить еще один важный фактор формирования учебной мотивации - родительско-учительские отношения. Думаю, это современное понятие: раньше родители и не помышляли не только обсуждать учителя в присутствии детей, а даже в душе сомневаться в его компетентности. Проблема очень актуальна!!!!!! Решение - повышение престижа профессии!
Юлия Геннадьевна Цыганкова # 12 сентября 2014 в 21:14 0
Здравствуйте. Благодарю Вас за статью и вопрос, поднятый в ней. Действительно, тема актуальная и интересная. Спасибо.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:35 0
Спасибо за полезную статью. На сегодняшний день, родители становятся все более заинтересованными в взаимодействии с детским садом и очень важно грамотно и умело построить это взаимодействие.Надеюсь, у вас есть успехи в этом нелегком деле.
Валентина Леонидовна Бородина # 1 ноября 2014 в 12:17 0
Спасибо за интересную статью. мне бы хотелось спросить: у моих знакомых дочь в третьем классе, и у них в семье принято за каждую хорошую оценку давать ей деньги.является ли это мотивацией?
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 17:57 0
Статья очень полезна и прекрасно подойдет для проведения родительского собрания. Важно, чтобы родители понимали важность установления благоприятных взаимоотношений с ребенком в период формирования положительного отношения к обучению в школе. Важно, чтобы родители помогали педагогу. Если педагог дает знания в условиях школы, то родители дома должны поддерживать ребенка, его интерес, оказывать помощь в подготовке домашних заданий. Если ребенок своевременно будет осваивать учебный материал, то снижение учебной мотивации ему не грозит.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 20:59 0
Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф.Э. Дзержинский
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:36 0
Эта тема наверное самая "больная", для педагогов и родителей. Автору спасибо за интересный материал!
Антонина Адамовна Шаштаулетова # 18 апреля 2015 в 21:26 0
классным руководителям и социальным педагогам на заметку...но САМОЕ ГЛАВНОЕ пришлю сюда парочку родителей..
Людмила Васильевна Савенко # 27 апреля 2015 в 21:23 0
Алина Юрьевна,интересный материал! Будет полезно познакомиться как родителям будущих первоклассников, так и классным руководителям. Желаю вам успехов в Вашей будущей работе!
Наталья Александровна Апарина # 24 августа 2015 в 12:18 0
Алина Юрьевна! Возьму на заметку ваш материал, пригодится обязательно, надо будет воспользоваться на родительском собрании.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 20:30 0
Ваш материал действительно полезен,так как вызвал такое живое обсуждение среди коллег.Нельзя недооценивать значимость родительской поддержки в нашей работе.Нужно быть почти волшебником чтобы полностью обходиться без них,это не возможно.Чем немотивированнее родители,тем успешен ребёнок в обучении -это факт.
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:41 0
Очень полезная информация, которую обязательно использую на следующем методическом собрании.
Дим Рафкатович Мужаверов # 11 ноября 2015 в 12:59 0
Статья очень хорошая. Будет полезна для разъяснительной беседы с родителями. Только совместная работа педагога и родителей позволяет вырастить образованную, гармоничную личность ребенка.
Галина Алексеевна Бабкина # 11 ноября 2015 в 14:03 0
В настоящее время данная проблема является актуальной. Положительное отношение родителей к школе даёт основания для успешного обучения его ребёнка. Статья будет полезна для обсуждения на родительском собрании. Спасибо автору за нужную информацию
Елена Сергеевна Ищенко # 7 декабря 2015 в 21:25 0
Действительно мотивация - важнейший показатель успешности в школе. Некоторые дети, с низкой мотивацией,не понимают для чего эта школа вообще нужна и пригодится ли она им вообще? Тут естественно важная роль отводится родителям. Если нет никакого общения со своим ребёнком, если его только ругают за поведение и плохие отметки, то о какой мотивации может идти речь... Ребёнок сам должен понять важность школьного периода в своей жизни, а родители должны быт помощниками, а не критиками.
Светлана Владимировна Шестакова # 29 декабря 2015 в 07:40 0
Сейчас вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека в большей степени зависят от мотивов. Источником повышения мотивации к учению, должен являться не только педагог, но и родители! Очень полезная информация!
Мадина Каральбиевна Текужева # 24 марта 2016 в 15:38 0
Рассматривается достаточно актуальная тема. Предложенный материал будет полезен в качестве беседы на родительских собраниях. Родителям нужно стараться учитывать предпочтения детей, определять их способности к тем или иным занятиям, развивать эти способности у детей, поддерживать в их начинаниях.