Типы семей и их характеристика в педагогике

Семейное воспитание

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что в семье ребенку прививается моральный иммунитет, воспитываются человечность, сердечность, отзывчивость. И если все. это получено в раннем детстве, то во взрослой жизни эти качества будут только усиливаться. Семья прививает иммунитет против зла и учит добру. Конечно, в каждой семье это делается по-своему, индивидуально. От того, какие взаимоотношения доминируют в семье, как распределяются обязанности, как относятся члены семьи к старшему поколению, зависит «портрет» ребенка. А главное то, что семейная атмосфера определяет не только поведение ребенка в социуме, а и отношение к родителям и родственникам впоследствии.

Брак, построенный на взаимной любви и уважении, это вершина человеческого бытия. Он определяет позиции каждого участника в обществе, в мире. Положительные брачные узы влияют на ценностные ориентации мужчины и женщины, позволяют им чувствовать себя уверенно в жизни. По словам Вольтера, брак и его узы — или величайшее добро, или величайшее зло, середины нет. Действительно, если для мужчины или женщины еще могут быть полутона в отношениях, то для ребенка есть только два цвета, определяющие счастье в семье, — белое и черное. Для детей полное ощущение счастья в семье можно проиллюстрировать рисунком, в котором в центре находится ребенок, а вокруг него располагаются мама, папа, бабушки и дедушки. То есть подсознательно ребенок тяготеет к большой патриархальной семье. Каждый участник семьи, хочет он этого или нет, является активным воспитателем ребенка.

Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина» сказал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые — несчастны по-своему. Не берясь спорить с классиком, однако же, хочется заметить, что обстоятельства, формирующие как счастье, так и несчастья, бывают разными. А значит, мы можем с полной долей уверенности говорить о том, что похожих семей не бывает.

В каждой семье есть свой «скелет в шкафу», но разница заключается в том, что одни умеют преодолевать невзгоды, противостоять разрушительным силам, в то время как другим это не удается.

Одним из назначений семьи является воспроизводство жизни и изменение ее к лучшему. Реализовать эту цель в полной мере можно только при наличии детей, потому что брак — это только первый этап создания семьи. По-настоящему семейные отношения между мужем и женой становятся полными и гармоничными с появлением ребенка. Ребенка можно родить и вне брака — достаточно физической близости мужчины и женщины. Но только в процессе совместной жизни родители способны передать ребенку свои совместные ценности, воспроизвести культуру интимно-родственных отношений.

В отличие от общества, семья контактирует с ребенком каждодневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются основы нравственности, терпимости, духовности.

В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья, с одной стороны, является самостоятельной и в некоторых случаях достаточно закрытой общественной единицей, а с другой стороны, будучи компонентом социальной воспитательной системы, она тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности домашней педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой, безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.

Семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувстве. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребенка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориентаций и идеалов своих детей. Причем этот процесс долгий, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу. Семья, являясь по сути «разновозрастной группой», имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения различных поколений. Что, несомненно, благотворно воздействует на формирование качеств личности (при наличии гармоничных отношений между членами семьи), но при отсутствии таковых приводит ребенка в состояние дискомфорта. А это далеко не всегда определяет правильный выбор ребенком своего жизненного пути. Безусловно, этот выбор во многом определяется качеством семейных отношений, позицией ребенка в семье и умением взрослых членов семьи правильно строить взаимоотношения. Особенности взаимодействия обусловлены в большой мере типами семейного воспитания. В психолого-педагогической литературе представлена широкая классификация типов семьи. Так, И.Ф. Харламов и Б.С. Кобзарь выделяют основанием для своей классификации количественный состав семей: многодетные, малодетные, неполные. Л.И. Ковальчук — по особенностям быта и воспитания: благополучные, внешне благополучные, явно неблагополучные. Э. Арушунянц выделяет — традиционную, детоцентрическую, демократическую семьи. В качестве примера мы рассмотрим обобщенно традиционный подход к выделению типов семьи.

Первый тип — это традиционная семья. Внутрисемейные роли в такой семье строго распределены и сводятся к лидирующему месту мужа и отца. Остальные члены в семье зависят от него. В основе — авторитарные отношения. Отношения диктата и подчинения. В такой семье дети не рассматриваются как полноправные члены, и их нужды и потребности удовлетворяются только тогда, когда семейный деспот считает это целесообразным.

Дети, как правило, в таких семьях вырастают неуверенными в себе, в своих способностях, с низким уровнем самооценки и, соответственно, не удовлетворяют ожидания отца. Это формирует у них комплекс неполноценности. Ребенок все время слышит, что соседский Юра лучше учится, а Витя лучше ездит на велосипеде, а Таня лучше воспитана и так далее.

С набором такого опыта ребенок приходит к мысли о своей никчемности. Его посещают мысли, что он уже никогда не сделает так, чтобы отец его похвалил. Такое состояние ребенка приводит к падению его жизненной активности, безразличию к своим собственным успехам. Постоянное нравственное, а то и физическое насилие делает ребенка жестоким и агрессивным. Состояние тревожности, соотношение идеала, выстроенного отцом, со своим «портретом» бросает ребенка в омут негативных поступков. Но что еще хуже, так это насилие над матерью. Нередко в таких семьях гнет отца распространяется и на мать. В подобной ситуации ребенок понимает, что его никто не может защитить и поддержать. Он остается один на один с отцом-тираном. В результате такого семейного воспитания выходит или безвольный человек, поддающийся любому влиянию того, кто сильней, или, наоборот, еще больший тиран. Он мстит миру за свои детские страхи и унижения.

Следующий тип назовем детоцентрическим. В такой семье ребенок является центром Вселенной, а вокруг него в постоянном движении планеты побольше и поменьше — родители, бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки. Ребенку с детства прививается комплекс маленького принца или принцессы. Ему все можно, все его желания исполняются мгновенно. И, конечно, родители, любя своих кумиров, очень удивляются, когда педагоги говорят им о том, что таким воспитанием они портят свое чадо. Они недоумевают — ведь все плохое, что происходит с ребенком, это не от их родительской любви. Конечно, виновато окружение ребенка, его менее талантливые сверстники, школа, которая не увидела неординарности Васи или Маши. Кто угодно виноват, но только не он, этот ангелочек, к ногам которого положены все богатства этого мира, которые в состоянии дать семья своему маленькому кумиру. Дети вырастают эгоистичными, лживыми, капризными. Им трудно войти в коллектив сверстников, потому что там не будут исполняться все капризы. А основной принцип такой семьи — «им все можно» — не будет понят ни в школе, ни в кружке, ни «на улице». У детей, вышедших из подобных семей, возникают проблемы в общении, так как они любят отдавать приказы, повелевать. Их, как правило, ждут разочарования в жизни, поскольку не всякий будет принимать их капризность и уверенность в своем особом месте под солнцем.

Сотрудничество — последний тип семьи, который мы хотели разобрать. Всем уже ясно, что главные ценности такой семьи — это сопереживание, сочувствие ребенку. Понимание его детских радостей, тайн и горестей. Не нужно «отдаваться» ребенку полностью. Не забывайте, что ваша жизнь, наполненная богатым содержанием, так же влияет и на жизнь детей. Известный педагог А.С. Макаренко считал, что облик ребенка определяется всем строем семейной жизни, «общением, тоном семьи», воздействующим на него и формирующим его. Чем богаче и содержательнее жизнь родителей, чем больше нравственных ценностей проповедуется этой семьей, тем крепче и устойчивее в нравственном отношении будет ребенок. Такая семья, воспитывая прямой и искренний характер, даст ему нравственно-этическую путевку в жизнь.

Но кроме обычных семей, члены которых в чередовании будней находят время заниматься ребенком, отдавать ему свои силы, есть семьи, в которых дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. Соответственно отличается и их классификация. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей.

Обобщая типичные характеристики таких семей, можем получить следующие группы.

Семья, отвергающая ребенка. В этих семьях нет эмоциональных контактов между членами семьи. В подобном вакууме дети ощущают безразличие к своим нуждам и интересам. В основе отношения к ребенку лежит неприятие его как личности. Это жесткая регламентация и контроль, чрезмерные требования, либо полное отсутствие таковых, попустительство и безразличие. И те и другие действия больно ранят ребенка и заставляют его искать сообщества, которые смогут понять его и принять. Как правило, такие сообщества обитают на улице.

Семья, делегирующая ответственность. Этот тип семей характеризуется низким уровнем ответственности по отношению к ребенку. С детства ему внушается его образ большого и ответственного за все человека. Этот груз зачастую становится непосильным, и ребенок «ломается». Причем хочется отметить, что в таких семьях частенько манипулируют ответственностью ребенка. Когда выгодно членам семьи видеть в нем маленького, они обращаются к нему как к несмышленышу, не умеющему практически в этой жизни ничего сделать толково. Но когда выгодно взвалить чувство вины или ответственности на его плечи, ребенок сразу становится великаном, который должен отвечать за поступки всего человечества и самостоятельно принимать важные решения.

Семья контролирующая. Подобный тип семьи, как правило, проповедует авторитарное управление ребенком. Родители или другие взрослые требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами ребенка. Такие родители демонстрируют гиперопеку различной окраски. Этот тип установления отношений доходит до тирании. До такой степени родитель или родители хотят знать малейшие проявления поведенческих мотивов ребенка и принимают в них участие, что зачастую подавляют инициативу самого ребенка. Дети не могут долго выдержать гиперопеки. Они стараются уйти от объяснений, а заодно и от ответственности. И, конечно, в попытке отстраниться от сурового внимания семейного клана они чаще всего и попадают в такие компании, которые способны утешить и объяснить по-своему мотивы поведения родителей.

Семья разрозненная. Этот тип семьи приводит к тому, что ребенок живет как будто в пустыне. Его родители ведут себя незаинтересованно по отношению друг к другу. Они изолированы друг от друга и обособленны. Основные конфликты связаны с нарушением этого обособления. Каждый родитель высоко ценит собственную свободу и собственное индивидуальное эмоциональное пространство. Им, как правило, дела нет до своего ребенка. Отношения могут быть ровные, индифферентные, а могут создавать неблагоприятную атмосферу, где царит грубость, равнодушие, неуважение друг к другу.

Семьи со слабой воспитательной позицией. К этому типу можно отнести семьи с низким материальным или интеллектуальным уровнем, неполные или разрушенные семьи. Зачастую такие родители — просто беспомощные люди, которые в силу своей неуверенности и педагогической неграмотности не успевают за прогрессом общества в отношении воспитания детей. Или, наоборот, они имеют незыблемую позицию, отвергающую применение к детям какого-либо педагогического или психологического знания. Это приводит к безнадзорности детей, дискомфорту. Особенно когда родители, не умея сопоставить индивидуальные достижения своих детей и цели их деятельности, предъявляют требования к ребенку, завышающие его возможности.

Сомневающиеся семьи. Этот тип возникает на почве чрезмерной мнительности родителей в отношении жизни и здоровья своего ребенка. Они постоянно в тревоге за его будущее, за его социальные связи. Дергают и нервируют ребенка, формируя в нем тревожность и неуверенность, приводящие к возникновению протеста вначале против такого обращения, а потом уж и против всего света.

Бескомпромиссные семьи. В таких семьях родители не идут на компромиссы и не пытаются исправить отрицательные черты своего характера даже ради мира и спокойствия в семье. Такие партнеры, как правило, нетерпимы друг к другу. Родители в таких семьях не имеют общей позиции. Их действия, как правило, разрозненные, их стремление достичь своих целей идет вразрез с ценностями остальных членов семьи. Они стремятся подчинить своей воле детей и супругов и родственников, жестко пресекают попытки воспротивиться, активно используют чужой труд. В таких семьях дети часто занимают позицию того или иного родителя, что разрушительно действует на детскую психику. Такие отношения учат детей лавированию между членами семьи с целью занять выгодную позицию.

Тип семьи обусловливает ту позицию, которую занимают в ней родители, родственники и ребенок. Именно позиция во многом определяет взаимодействие членов семьи и ту нравственную, духовную атмосферу, которая царит в ней.

Мы хотели бы представить разработанную нами систему типичных для современных семей, на наш взгляд, позиций родителей по отношению к своим детям. Это: «ребенок-сберкнижка», «ребенок-собственность», «ребенок-обуза», «ребенок- неудачник», «ребенок-божество», «ребенок-должник», «ребенок-маленький друг».

Позиция «Ребенок-сберкнижка» весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе — жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте — мучительное ожидание отдачи. Такие родителя крайне придирчиво присматриваются к ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка выбираются исключительно из видения родителями результатов этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Нередки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты!..», «Ты только нам обязан за свою благополучную жизнь и удачи!» и т. п. Ребенок растет с мыслью, что семья — это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, начало начал.

Позиция «Ребенок-собственность» — один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащая ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку. Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи — «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями, или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом взирающим на каждого взрослого, либо убегает излома и скитается где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье, сами становятся тиранами или готовы подчиняться всю свою предстоящую жизнь.

Позиция «Ребенок-обуза» — самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый, в силу различных причин, ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам он не более чем надоедливое существо. Родители, по возможности пытаясь избавиться от родительской ответственности, перекладывают свои обязанности на бабушек, тетушек, если таковые имеются, или на социальные органы. Для ребенка из подобной семьи жизненный путь обозначен четко: школа—продленка—деревня (дача) — оздоровительный лагерь. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду, или на улицу, или в референтную группу с отрицательной направленностью. Там ребенок ищет понимания, соучастия, принятия своей детской жизни и ее ценностей. В последнее время такой тип реализуется в семьях с повышенным достатком. Там родители попросту откупаются от ребенка, и цена откупа гораздо выше, чем в обычных семьях. Ребенку нанимают «свиту» нянь, гувернеров, тренеров и т. д. Но по сути даже в такой золотой клетке, без родительского тепла, как бы папа с мамой ни объясняли «вселенской» занятостью свое отсутствие рядом с ребенком, он чувствует себя лишним, ненужным. Достаток же рождает в его душе циничное отношение ко всему, в том числе и к родителям, носителям этого достатка.

Годы обеспеченного одиночества проходят быстро, и вот ребенок уже среди золотой молодежи. Лень, наркотики, алкоголь! Бездумное времяпрепровождение, не дающее пользы ни себе, ни обществу.

Позиция «Ребенок-неудачник». Эта позиция отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале, в отношении данного родителя имеются стремления инфантимизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства его кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему чаду, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия, навязчиво их координирует.

Позиция «Ребенок-должник». Эта позиция формирует черствость и злобность в детях, поскольку у них нет возможности заниматься своими проблемами. Они постоянно всем что-то должны. Не сходил в магазин, не встретил сестренку из школы, не убрал в комнате, не вымыл посуду... и т. д. и т. п. На ребенка взваливается такой груз ответственности, что он не может с ним справиться. Это его угнетает, показывает его несостоятельность в решении жизненных проблем. Такая позиция определяет лобное место ребенка, на котором его постоянно «казнят» за неудачи. Родители не задумываются, что таким поведением и отношением они формируют у него образ неудачника. Поскольку он не может «объять необъятное», отсутствие результата приписывается его неумению или нежеланию участвовать в жизни семьи. При этом родители, как правило, заняты своими проблемами и на ребенка обращают мало внимания. Они не вникают в его трудности, не помогают решать ими же заданные жизненные задачи.

Позиция «Ребенок-божество». В этой семье ребенок — кумир, центр Вселенной и пуп Земли. Повышенное внимание к любым проявлениям поведения ребенка формирует у него устойчивое чувство вседозволенности и неадекватную самооценку. Такому ребенку внушается, что он лучше всех, что вся Вселенная создана исключительно для него и в угоду ему существуют миры. Незаслуженная похвала формирует у него позицию «лучшего в мире», что в столкновении с действительностью часто приводит к разочарованию и обиде на весь белый свет. Ведь ребенок привык слышать только похвалу. Любое его малейшее движение воспринимается семьей как необыкновенный подвиг. Нетрудно представить такого ребенка в школе. Если действительно ребенок умен, обладает творческим потенциалом, сообразительный, физически развитый, да к тому же еще и симпатичный внешне, то, вполне вероятно, он станет лидером если не всего класса, то определенной группы детей. Если же ребенок не обладает системой подобных качеств, то его претензии на самое лучшее место в группе будут абсолютно неосновательны, на что и укажут ему дети. Вот тогда ребенка постигнет разочарование в действительности. Он может противопоставить себя коллективу, а может «сломаться» и уйти в тень. Сломленного ребенка легче всего свернуть на дурную дорожку, особенно если семья этого ребенка будет продолжать его славословить.

И, наконец, позиция «Ребенок — маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации взаимоотношений ребенка и родителей в условиях семейного воспитания. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит, и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви — есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослея, он понимает, что истинная сущность любви состоит в умении отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать формы и содержание своей деятельности. Такой тип не зависит оттого, каков достаток в семье. Даже очень занятые родители находят время для общения с ребенком. Надо воспринимать это общение не как докуку, а как необходимое, жизненно важное не только для ребенка, а и для родителя. Этот воспитательный «симбиоз» формирует ответственность у детей. Ребенок понимает, что его папа или мама очень занятые люди, у них мало времени, поэтому ему, ребенку, нужно быть более организованным, если он хочет обсудить свои проблемы с близкими людьми.

Типы семей и позиции, которые в них занимают родители и дети, определяют результативность взаимодействия всех членов семьи. В чутком, доверительном тоне ребенок черпает силы для выполнения своих семейных обязанностей. А они у детей должны быть обязательно. Родительский дом входит в сердце ребенка только тогда, когда он являлся активным «строителем» этого самого дома.

Автор: Петрова Людмила Ивановна

Рекомендуем посмотреть:

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Почему ребёнок вредничает?

Половое воспитание детей в семье

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!