Игровая методика обучения детей дошкольников. Методика развития Никитиных

Игровая методика обучения детей дошкольников. Методика развития Никитиных

БОРИС И ЛЕНА НИКИТИНЫ: «ДЕТИ — ХОЗЯЕВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ, СВОИХ ПОСТУПКОВ»

Борис и Лена Никитины — педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного поселка Болшева.

Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье, которая заключается в естественном развитии и развивающих играх. Никитиных по праву называют классиками российской педагогики, их методика используется по сей день не только в России, но и за рубежом.

Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой путь. Не случайно, наверное, известный педагог-экспериментатор Борис Никитин отказался от термина «раннее развитие» и предложил заменить его вариантом «своевременное», чтобы подчеркнуть — обратить внимание на развитие вашего карапуза никогда не поздно. Для того чтобы открыть для него новые горизонты, не нужно особых педагогических талантов — это может сделать каждая мама. Например, заняться с крохой математикой или музыкой. И пусть перед вами не стоит задача вырастить нового Моцарта или Пифагора, главное, чтобы вы оба получали удовольствие от ваших занятий.

Методика развития Никитиных

О семье Никитиных заговорили в конце 50-х годов XX в. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей: никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в 1960—70-х годах, Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Штайнер был философом, Монтессори — врачом, Борис и Лена Никитины — просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они «проживали» и «переживали» каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они выстраивали свою концепцию.

На протяжении совместной жизни Никитины воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959 г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших общественный резонанс. Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела. Они честно и открыто писали об отношени­ях в своей семье, не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей. Их методика на протяжении многих лет используется в различных детских дошкольных учреждениях. Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Никитин сформулировал так: «Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны», то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать — и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс — НУВЭРС». НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей — ключевое слово методики Никитиных.

Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Кроха в три месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет — ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, — ему предлагают свой набор букв. Но если ребенок, вопреки учебникам, не проявляет в 3—4 месяца интереса к твердой пище, его не торопят.

Не ограничивать развитие рамками и предписаниями — первое требование Никитиных. Свободное движение — основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс — помогает.

Второе требование — не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное — увели­чивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый

самостоятельный выбор — творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открывание двери, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.

И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом «сделать это самому». Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не да­вать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и «корректирует» ребенка только одобрением правильного ре­шения. Сорадование — это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей. Развивающие игры Бориса Никитина

Нескучная физическая зарядка для маленьких детей

Как вызвать у детей желание заниматься? Принципы воспитания детей дошкольников. Подсказки и советы от семьи Никитиных

Методика Никитина раннего развития детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!