БОРИС И ЛЕНА НИКИТИНЫ: «ДЕТИ — ХОЗЯЕВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ, СВОИХ ПОСТУПКОВ»
Борис и Лена Никитины — педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного поселка Болшева.
Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье, которая заключается в естественном развитии и развивающих играх. Никитиных по праву называют классиками российской педагогики, их методика используется по сей день не только в России, но и за рубежом.
Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой путь. Не случайно, наверное, известный педагог-экспериментатор Борис Никитин отказался от термина «раннее развитие» и предложил заменить его вариантом «своевременное», чтобы подчеркнуть — обратить внимание на развитие вашего карапуза никогда не поздно. Для того чтобы открыть для него новые горизонты, не нужно особых педагогических талантов — это может сделать каждая мама. Например, заняться с крохой математикой или музыкой. И пусть перед вами не стоит задача вырастить нового Моцарта или Пифагора, главное, чтобы вы оба получали удовольствие от ваших занятий.
О семье Никитиных заговорили в конце 50-х годов XX в. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей: никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в 1960—70-х годах, Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Штайнер был философом, Монтессори — врачом, Борис и Лена Никитины — просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они «проживали» и «переживали» каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они выстраивали свою концепцию.
На протяжении совместной жизни Никитины воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959 г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших общественный резонанс. Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела. Они честно и открыто писали об отношениях в своей семье, не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей. Их методика на протяжении многих лет используется в различных детских дошкольных учреждениях. Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Никитин сформулировал так: «Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны», то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать — и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс — НУВЭРС». НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей — ключевое слово методики Никитиных.
Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Кроха в три месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет — ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, — ему предлагают свой набор букв. Но если ребенок, вопреки учебникам, не проявляет в 3—4 месяца интереса к твердой пище, его не торопят.
Не ограничивать развитие рамками и предписаниями — первое требование Никитиных. Свободное движение — основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс — помогает.
Второе требование — не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное — увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый
самостоятельный выбор — творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открывание двери, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.
И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом «сделать это самому». Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и «корректирует» ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование — это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.
Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Развивающие игры для детей. Развивающие игры Бориса Никитина
Методика Никитина раннего развития детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!