Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы и т. д. Первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности.
Совместная работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи — не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Принципы воспитания по методу Никитиных заключаются в том, что родители не должны бросаться в две крайности — окружать ребенка заботой сверх нормы и оставлять его наедине с его свободным временем. Первое лишает его времени для самостоятельной деятельности и развития. Второе — является причиной психологического голодания и задерживает эмоциональное и психическое развитие, ведя к умственной отсталости. Общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить).
Авторы методики считают, что дети — хозяева своего времени, своих поступков. Поэтому задача родителей не принуждать их к развитию, но создавать для них условия и помогать в решении жизненных проблем, что достигается при соблюдении таких условий:
Свобода творчества. Ребенок свободен от занятий по расписанию, специальных тренировок. Он занимается, чем хочет и когда хочет, сочетая игры и спорт с другими видами деятельности.
Легкая одежда. Малыша не стоит кутать и перегружать лишней одеждой.
Спортивная обстановка дома. Спортивные снаряды должны быть такими же привычными элементами в доме, как мебель и другие домашние вещи.
Родительский интерес к делам ребенка. Родителям не должно быть все равно, что и как получается у крохи. Родители должны принимать активное участие в играх и жизни ребенка. Их цель — не мешать, а помогать развиваться. Не растить ребенка в соответствии с собственными планами, а помогать ему вырасти личностью.
Никитины настаивают на том, чтобы дети и взрослые работали рядом или делали что-то вместе. Ребенку всегда интересно то, что делают его мать и отец. Такая ситуация создает все условия для обмена не только опытом, но и для живого общения, а с ним и для развития речи.
Никитины выработали свои принципы развития. «Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а... создавать условия для дальнейшего его развития». Никитины — авторы таких развивающих игр, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Уникуб».
Методика Никитина раннего развития детей
Игровая методика обучения детей дошкольников. Методика развития Никитиных
Развивающие игры для детей. Развивающие игры Бориса Никитина
Мила Кузьмина # 26 августа 2013 в 19:29 +1 |