Развивающие игры для детей. Развивающие игры Бориса Никитина

Развивающие игры для детей. Развивающие игры Бориса Никитина

Творческие развивающие игры для детей объединяет следующее:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме — в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. — и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Все задачи расположены в порядке возрастания сложности, то есть в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-, трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практиче­ски, ребенок учится все брать сам из действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не со­зрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих творческих играх (в этом и заключается их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

• игры могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;

• задания-ступеньки игр всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

• ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;

• игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

• играя в эти игры со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Именно благодаря этому игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих способностей. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Развивающие игры Никитиных рассчитаны не столько на самих детей, сколько на совместную игру детей с родителями. Эти игры легко подстроить под себя и своих деток, что позволяет еще больше заинтересовать ребенка. Вы можете изменять тему, придумывать дополнительные задания, что также развивает и творческие способности малыша.

Игры Никитиных — это в большинстве своем головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью ква­дратиков, кубиков, кирпичиков по принципу пазла или конструктора.

Но методика Никитиных — это не просто игры. Можно сказать, что это целая философия воспитания, в которой игры до­полняются закаливанием и физическим развитием ребенка. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем малыш может заниматься уже самостоятельно. Так кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям или временно оставить эту игру. Если заметно, что ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Рамки и вкладыши. Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и т. д. Начать лучше с показа вкладышей: взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно уже с 10—12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать эту игру с полутора лет. Вначале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла четыре кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это — желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, жёлтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать.

Сложи квадрат. Данная игра возникла из головоломки, в ко­торой требовалось из нескольких кусочков разной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности, в каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с аль­бомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей двух лет и младше надо оставить четыре самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой — части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби. Возраст для начала этой игры от трех до пяти лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по четыре круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Пер­вый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три и т. д., вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу — целый круг, дальше — половинка, затем — треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чём одна третья.

Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

В набор входит 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предла­гаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5—3 лет, а самые сложные — доступны далеко не всем взрослым.

Рекомендуем посмотреть:

Методика Никитина раннего развития детей

Нескучная физическая зарядка для маленьких детей

Игровая методика обучения детей дошкольников. Методика развития Никитиных

Как вызвать у детей желание заниматься? Принципы воспитания детей дошкольников. Подсказки и советы от семьи Никитиных

Елена Кустова # 29 мая 2013 в 16:22 +1
Помню, в советское время в каждой группе детского сада  были никитинские уголки. И сейчас очень многое из опыта родителей Елены и Бориса Никитиных используется педагогами. Однозначно, продвинутые педагоги должны в своей работе использовать лучшее из лучшего.