Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Спектр целевых ориентаций:
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр.
Имитационные игры.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и так далее. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение, планирование, проведение беседы и так далее) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и так далее). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения дач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей.
В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель - пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр».
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий. где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама.
Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки |
Разработка игры |
- разработка сценария; - план деловой игры; - содержание инструктажа; - подготовка материального обеспечения |
|
Ввод в игру |
- постановка проблемы, целей; - условия, инструктаж; - регламент, правила; - распределение ролей; - формирование групп; - консультации |
↓
Этап проведения |
Групповая работа над заданием |
- работа с источником; - тренинг; - мозговой штурм; - работа с игротехником |
Межгрупповая дискуссия |
- выступления групп; - защита результатов; - правила дискуссии; - работа экспертов |
↓
Этап анализа и обобщения |
- вывод из игры; - анализ, рефлексия; - оценка и самооценка работы; - выводы и обобщения; рекомендации |
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта.
В содержание сценария входят:
• учебная цель занятия;
• описание изучаемой проблемы;
• обоснование поставленной задачи;
• план деловой игры;
• общее описание процедуры игры;
• содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяются режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент.
Этап проведения - процесс игры.
С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся п0 отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Словесные игры для школьников среднего звена
Игры с буквами и словами, 1-4 класс
Игры на уроках русского языка в 6 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!