Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».
В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.
• «Составь текст и озвучь его».
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал (слова содержатся в словарике «Произносите правильно», учебник под ред. А. Ю. Куполовой «Русский язык. Практика. 5 класс»).
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.
Помощ[шн]ник шофёра положил трубку и начал сборы.
Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[н'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
• «Пригласи на обед».
Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
• «В эфире - новости».
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов». Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст.
«В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать.
Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала.
Дебаты прошли без инцидентов».
• «Собери фразеологизм».
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
• «Угадай-ка».
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
• «Собери пословицу».
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверишь - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отреж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно - 1 + 3; 2 + 4; 3 + 1; 4 + 2.
Акростих
Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К |
Кануть в лету |
О |
Обетованная земля |
С |
Сорвать маску |
М |
Мозолить глаза |
О |
От доски до доски |
С |
Сбросить иго |
Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
• Показать на портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз).
Чело - (лоб).
Выя - (шея).
Чрево - (живот).
Перст - (палец).
Перси - (грудь).
Вежды - (веки).
Ланиты - (щёки).
Уста - (губы).
Зеница - (глаз, зрачок).
Рамо - (плечо, множественное число - рамена).
Длань - (ладонь).
Шуйца - (левая рука).
Десница - (правая рука).
Чресла - (поясница, бедро).
Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Рыло - (то же, что лицо).
Пясть - (ладонь с пальцами).
• Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же они называются?
Мыльня - (баня).
Ветродуй - (вентилятор).
Самодвиг - (автомат).
Звонознание - (акустика).
Единопродавство - (монополия).
Всеградник - (космополит).
Представщик - (актер).
Ошейник - (галстук).
Скоропись - (стенография).
Любомудр - (философ).
Окоём (озор, овидь) – (горизонт).
Позорище – (зрелище).
Говядо – (скот).
Топталище – (тротуар).
Инобытность – (алиби).
Узилище – (тюрьма).
Костотряс – (велосипед).
Побудок – (инстинкт).
Лечезнание – (медицина).
Силодёлие – (механика).
Общеклонение – (политика).
• Догадаться, что означают придуманные детьми слова:
Гудильник – (будильник).
Строганок – (рубанок).
Копатка – (лопатка).
Мазалин – (вазелин).
Людёнок – (ребёнок).
Журчёй – (ручей).
Колесята – (маленькие колесики).
Рыжка – (белка: она же не белая, а рыжая).
Рукти – (ногти на руках: на ногах - ногти, а на руках - рукти).
Красняк – (свежий синяк).
Тушённики – (пожарные).
• Угадать «знакомых незнакомцев».
Пока вам известен лишь язык, из которого к нам пришло слово, и значение этого слова в родном языке. Догадайтесь, о каком хорошо знакомом вам слове идет речь?
- польский: вероисповедание (конфессия);
- французский: доверие (кредит);
- итальянский: книжечка (либретто);
- мексиканский: конопля (марихуана);
- французский: неравный брак (мезальянс);
- санскритский: задувание, угасание (нирвана);
- польский: удобный случай (оказия);
- английский: никчемный, ненужный (панк);
- английский: слёт, сбор (ралли);
- французский: «Явитесь!» (рандеву);
- латинский: страх, ужас (террор);
- латинский: делай подобное (факсимиле);
- французский: шутка (фарс);
- польский: ловкая проделка (фортель);
- немецкий: вождь (фюрер);
- французский: объявление (анонс);
- японский: мягкий путь (дзюдо);
- арабский: паломничество (хадж);
-тюркский: приятное настроение (кайф);
- латинский: одетый в белое (кандидат);
- санскритский: деяние, действие (карма);
- арабский: знатный, благородный (шериф);
- санскритский: сосредоточие (йога);
- греческий: оцепенение (наркоз);
- латинский: покой (реквием);
- греческий: пирушка (симпозиум);
- латинский: единство взглядов, согласие (консенсус).
Кто быстрее?
В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:
голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую и т. п.;
ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, путаться под ногами и т. п.;
нос - задирать нос, зарубить на носу, водить за нос и т. п.
Найди пару
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заваривать кашу воспрянуть духом
по чайной ложке на ночь глядя
коломенская верста от горшка два вершка
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
Объясни значение
Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение.
Кожа да кости - худой; дырявая память - забывчивый; на всех парусах - быстро; перемывать косточки - обсуждать; хоть кровь из носу - обязательно; рукой подать - близко; сбить с толку - запутать; как рыба в воде - уверенно; лететь сломя голову - спешить; попасть пальцем в небо - невпопад; из рук валится - не ладится; много воды утекло - давно.
Прямое и переносное
Учитель называет словосочетания. Ученики должны составить предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов.
Например: Я умею ходить на цыпочках (прям, зн.) - когда спит папа, мы все ходим на цыпочках (перен. зн.).
Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льёт как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, из пустого в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.
Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин труд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь на крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
Замени фразеологизмом
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки; молчать — держать язык за зубами; хвалить - возносить до небес; обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока; исчезать - рассеиваться как дым.
Подбери синонимы
К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.
Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.
Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.
Географические названия
Учитель засекает время (2-3 мин). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.
Например: Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам; китайская стена, язык до Киева доведет и т. п.
Имена собственные
Учитель засекает время (2-3 мин). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.
Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т. п.
Кто больше
В этой игре побеждает тот, кто назовет как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.
Например: Один на один; в один голос; от горшка два вершка; в двух словах; на все четыре стороны; ноль без палочки; знать как свои пять пальцев; семеро одного не ждут; лить слезы в три ручья; как телеге, пятое колесо; сидеть в четырех стенах; меж двух огней; опять двадцать пять; один - за всех, и все - за одного; один в поле не воин; давать сто очков вперед; семь пятниц на неделе; согнуться в три погибели; ни два ни полтора; заблудиться в трех соснах и т. п.
Закончи фразеологизм
Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Дрожит ... (как осиновый лист); катается ... (как сыр в масле), выводить ... (на чистую воду), держать ... (в ежовых рукавицах), поразить ... (как гром среди ясного неба), вариться ... (в собственном соку), сидеть ... (сложа руки), знать ... (как свои пять пяльцев).
Угадай профессию
Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
Стричь под одну гребенку; на живую нитку; сложить оружие; брать на прицел; закидывать удочку; в час по чайной ложке; играть первую скрипку; петь с чужого голоса; открывать Америку; ждать у моря погоды; попасть в ловушку; закусить удила; сгущать краски; ход конем.
Догадайся!
Догадаться, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
1) Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)
2) Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей.)
3) Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)
4) Обвершка строения или крыша. (Кровля.)
5) Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)
6) Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. {Болезнь.)
7) Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов или крушца, королька. (Камень.)
8) Куча, толпа насекомых. (Рой.)
9) Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст.)
10) Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота.)
Переводчики
Подобрать к данным словам синонимы, объясняющие их смысл.
1) Эскиз.
2) Доминирующий.
3) Мизантроп.
4) Декольте.
5) Ренегат.
6) Меркантильный.
7) Конъюнктурщик.
8) Аббревиатура.
9) Триумф.
10) Инцест.
11) Гуманный.
12) Фиаско.
13) Утрировать.
14) Конфессия.
15) Ирригация.
16) Адекватный.
17) Корректировать.
18) Патология.
19) Мессия.
20) Лингвистика.
21) Эмбрион.
22) Профан.
23) Флегматичный.
24) Орфография.
Ответы:
1) Набросок.
2) Преобладающий.
3) Человеконенавистник.
4) Вырез на груди.
5) Отступник.
6) Корыстный.
7) Приспособленец.
8) Сокращение.
9) Успех, победа.
10) Кровосмешение.
11) Человечный, человеколюбивый.
12) Неудача, провал.
13) Преувеличивать.
14) Вероисповедание. (Кстати, помните, как правильно произносится это слово? Вероисповедание.)
15) Орошение.
16) Соответствующий, равноценный.
17) Исправлять.
18) Ненормальность.
19) Спаситель.
20) Языкознание.
21) Зародыш.
22) Невежда.
23) Спокойный.
24) Правописание.
• Подобрать к слову в левой части соответствующий синоним из правой части.
Например: Аромат - запах; объявление - афиша и т. д.
Аромат Праздник
объявление удача
блеск специальность
торжество запах
успех холод
профессия афиша
слабость тоска
стужа сияние
скука бессилие
большой лютый
манеж автор
быстрый преданный
писатель арена
верный огромный
злой главный
основной скорый
прочный близкий
радостный храбрый
родной крепкий
смелый зрелый
спелый полный
толстый веселый
• Составить словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.
Например: Избирательная кампания - веселая компания.
Кампания ... - компания...;
абонент - абонемент;
завешанный - завешенный;
засланный - застланный.
• Восстановить страницу «Толкового словаря». Правильно выписать термины, опираясь на объяснительную статью.
1) ... - стальной каркас железобетонных сооружений. {Арматура.)
2) ... показывает, что железнодорожный путь свободен. {Семафор.)
3) ... - внутренний телефон учреждения. {Коммутатор.)
• Определить значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.
Аргумент - ... ;
атрибут - ...;
абсолютный - ... ;
актуальный - ... ;
гипотеза - ... .
Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предложение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.
• Статья журналистки О. Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист». «Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие еще слова из этой области вам известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга.
«Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер - от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и стеклу... Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. ... С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками.... Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки».
• У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием «Фыва пролдж», написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?
Фыва пролдж
Индякие:
Ляпупа.
Бутявка.
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). О-е-е, о-е-е, некузяво. Потрямкать бы. Не трямкавши сяпать кузыво ли?
По напушке шается Бутявка.
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузя- вое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
Бутявка. О-е-е, о-е-е. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ля- пупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Н-н-н-н. Кщ! Прлдбрр...
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку.
Лепещется, лепещется да и - бздым! - отлучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.
Игра «Любопытный»
Ученик (или класс учащихся) отвечает на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например ц.
- Где был? (В цирке.)
- В чем перевозят бензин? (В цистерне.)
- Что выписал из книги? (Цитату.)
- Какой струнный инструмент знаете? (Цимбалы.)
- Какое блюдо любите? (Цыпленок табака.)
Лингвистические «Угадайки»
Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся (за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов) и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
• Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
• Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
2) На дворе, на траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)
5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)
6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя.)
Почему не говорят?
Чтобы придумать задание для этой игры, нужно найти слово, которое делится на осмысленные части так же, как в шарадах или ребусах, а потом каждую часть заменить на другое слово - близкое или противоположное по значению. Почему не говорят: собака зимы? Потому что говорят: кот/лета. Кот заменяется на собака, а лета - на зимы. Заметим, что для игры «Почему не говорят?» придумывать задания непросто: части, на которые удалось разделить слово, должны представлять собой какое-то более или менее осмысленное словосочетание, а не два отдельных слова. Например, слово nap/ус вполне годится для шарады (ср.: Слог первый - состояние воды, / Второе - дополненъе бороды. / А этих двух слогов соединенье / Способно привести корабль в движенье), но не годится для игры «Почему не говорят?» так как пар ус не является словосочетанием (а вот множественное число nap/ус годится: почему не говорят: дым бороды? - потому что говорят: пар/уса). Результат тем лучше, чем членение неожиданнее. Например, можно слово парт/собрание зашифровать как столов сборище (парт - столов, собрание - сборище); но это не очень хорошая загадка, потому что здесь слово партсобрание разделено на естественные части. Изредка удается придумать очень красивые загадки. Например, почему не говорят: красна чья рожа? - потому что говорят: ал/кого/лик (слово ал/кого/лик делится на части, а потом ал заменяется на красна, кого - на чья, лик- на рожа)-, или почему не говорят: правду говорил Мопассану он? - потому что говорят: не врал Ги я.
Между прочим, у игры «Почему не говорят?» есть интересная предыстория. У нее была игра-предшественница с менее строгими правилами. Мы знаем о ней из юмористического рассказа Тэффи «Взамен политики». Дело происходит в начале прошлого века. Сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать: «Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка? Отчего кот-лет, а не кошка-зима? Отчего бело-курый, а не черно-петухатый?». Вначале все домашние в недоумении, но затем в игру втягивается сестра («Отчего вино-вата, а не пиво-хлопок!»), за ней и мать тоже пытается что-то придумать. Весь день горничная носит по дому записки: «Отчего обнимать, а не обни-отец!», «Отчего руб-ашка, а не девяносто ко-пеек-ашка!». Кончается дело тем, что сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки!».
Не у всех получается играть в «Почему не говорят?». Поэтому для начинающих игроков мы даем вопросы с повторяющимися словами. Например, если вы уже угадали, почему не говорят: собака зимы (потому что говорят: кот/лета), вам будет легче ответить на вопрос: почему не говорят: повозка зим! - потому что говорят: арба/лет.
Почему не говорят:
1) морей толпы? морей верблюд?
2) наказаний валет? наказаний горная деревня?
3) мяч рая? оценка рая? фрегат рая? двоек рай?
4) плеч бронетранспортеры? внутрь пчел электричество?
5) причал красен? красен забор? красно сало? рай, война красна?
6) против борща тот? эпидемия, борщ возьми?
7) это ругань? ругань наций?
8) против леса? река в Италии против?
9) кафе оно? кафе изб? кафе без сапог?
Потому что говорят:
1) рек/орды; рек/лама;
2) кар/туз; кар/аул;
3) шар/ада; балл/ада; бриг/ада; пар/ад;
4) ос/танки; в/ос/ток;
5) порт/ал; ал/тын; Ал/жир; ад/мир/ал;
6) за/щи/та; мор/щи/на;
7) то/мат; мат/рас;
8) за/бор; по/за;
9) бар/он; бар/хат; бар/бос.
Мягкая посадка
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Третий лишний
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово - рослый. А как надо?
Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся- -ться- в глаголах». И др.
Игра «Справочное бюро»
Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.
Словарный диктант
Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.
Диктант-шутка
Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.
Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.
Диктант-«молчанка»
Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол- пол.... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочередно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.
Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро вспомнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала.
Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.
Детям дается установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. {Да)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет)
5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)
6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет)
Итого ответов: 0 0 1 0 1 0.
Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
1) Николай и не заметил,
надо прилежно учиться. 1 4
2) Скучен день до вечера,
установилась теплая, солнечная погода. 2 5
3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1
4) Которая бывает в начале сентября,
что стало светать. 4 2
5) Воздух пропитан ароматом трав,
коли делать нечего. 2 5
Умный редактор
• Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.
Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...
1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.
• Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде.
1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.
У каждого учителя есть набор определенных игровых заданий (своеобразная игротека) по многим изучаемым темам. Ниже представлен набор игр, которые могут быть использованы при изучении глагола. Большая часть этих игр может быть адаптирована для усвоения других частей речи.
Отними букву
Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.
Например: Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.
Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Те, которые шли впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они ... двух гадюк, ... их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и самому знать».
Загадки-шутки
В каком глаголе 100 отрицаний? (Сто-нет.) В каком - 100 букв «й»? (<Сто-й.) В каком - 100 букв «ю»? (Сто-ю.)
Глагол и существительное
Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.
Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.
Вставь букву
В зависимости от буквы, которую вы вставите, глагол приобретает новое значение. Какое?
Отв (а, о) рить, п (а, и, о) лить, прим (е, и) рить, выраст (е, и) шь, пол (а, о) скать, обессил (е, и) ть, зап (е, и) вать, разв (е, и) вать, пос (е, и) деть, пр (е, и) клоняться, пр (е, и) дать, пр (и, ы)гнуть, бел (е, и) ть, син (е, и) ть, черн (е, и) ть, кро (е, и) т, бу- Д (е, и) м.
Какой глагол задуман?
Учитель задумывает глагол и записывает его без первой буквы. Побеждает тот, кто угадает его.
..ей (бей, вей, лей, пей, рей, сей, шей);
..ою (вою, дою, мою, ною, пою, рою);
..ить (бить, вить, жить, лить, пить, шить);
..арит (варит, дарит, жарит, парит, царит, шарит).
Кто больше?
Записать как можно больше глаголов, которые относятся только к одному виду, например:
к совершенному: грянуть, ринуться, хлынуть, отгреметь, очнуться, сглазить;
к несовершенному: зависеть, заискивать, сожалеть, предвидеть, участвовать;
являются двувидовыми (то есть одна и та же форма в зависимости от контекста выражает значение одного или другого вида): использовать, исследовать, образовать, организовать, телеграфировать, велеть, женить, казнить, обещать, венчать, атаковать, стартовать, классифицировать, гарантировать, автоматизировать.
По опорным словам
Учитель предлагает глаголы, используя которые, ученики должны написать небольшое сочинение на определенную тему (например «Школа»):
учиться, заниматься, усваивать, писать, читать, решать, слушать, проводить, экспериментировать и т. д.
Омофоны
Подобрать как можно больше глаголов, которые могут быть омофонами (то есть одинаково звучащими словами, которые имеют различное написание).
Выедите (вы едите), потри (по три), отмыла (от мыла), впасть (в пасть), завяз (за вяз), задуло (за дуло).
Глаголы-парадоксы
Возвратная форма глаголов предполагает действие, которое объект направляет сам на себя. Подобрать такие глаголы, возвратность которых кажется парадоксальной.
Пример. Теленок бодается. Ёрш колется. Собака кусается. Кошка царапается. Крапива жжется. Свинец плавится. Нитки рвутся.
Подбери синонимы
Подобрать синонимы к данным глаголам.
Идти, говорить, работать, стучать, кушать.
Перепутаница (повторение спряжения)
• Соотнести существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?
Собака хрюкает (хрюкать - I спр.);
Волк блеет (блеять - I спр.);
Овца лает (лаять - I спр.);
Свинья гогочет (гоготать - I спр.);
Гусь кудахчет (кудахтать - I спр.);
Кузнечик мяукает (мяукать - I спр.);
Кошка стрекочет (стрекотать - I спр.);
Курица воет (выть - I спр.).
• Соотнести существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?
Ножницами пилят (пилить - II спр.);
Молотком ловят рыбу (ловить - II спр.);
Пилой выдергивают гвозди (выдергивать - I спр.);
Клещами режут (резать - I спр.);
Зубной щёткой забивают гвозди (забивать - I спр.);
Бритвой мерят температуру (мерить - II спр.);
Удочкой чистят зубы (чистить - II спр.);
Градусником бреют (брить - I спр., искл.).
Игра «Ремонт»
Учитель читает список слов. Когда называется глагол, детям нужно хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, которая не сделала ни одной ошибки.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. (Что за время глагола использовано?)
Лови ошибку (повторение вида)
• Определить, в какой колонке дано ошибочное употребление глаголов. От глагола нагибаться образуйте однокоренной глагол, но другого вида, и поставьте их в форме настоящего и будущего времени. Разными или одинаковыми получились эти формы? Почему?
Вылазь вылезай
Ездию езжу
Лягет ляжет
Ляжу лягу
Нагинаться нагибаться
Хочем хотим
• Исправить речевые ошибки. С чем они связаны?
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались (собрались) и наконец отправлялись (отправились). Пошли (шли) они, пошли (шли), как вдруг замечали (заметили) что заблудились. Сначала они пугались (испугались), но потом успокаивались (успокоились). «Надо садиться (сесть), съедать (съесть) бутерброды, а там видно будет», - сказывает (сказал) Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили (нашли) дорогу домой.
От глагола повеселели образуйте формы настоящего и будущего времени.
Замени буквы
Заменить в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило свое значение.
Тужить (тушить), зиять (сиять), молодить (молотить), задевать (затевать), дубить (тупить), обрызгать (опрыскать).
Возвратная форма
Записать как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.
Бояться, гордиться, смеяться, переглядываться, пригодиться, трудиться, остаться, любоваться, прислушаться, надеяться, улыбаться, здороваться, кланяться.
Поставь ударение
Проверить знание правил орфоэпии помогут глаголы, в которых нужно правильно поставить ударение.
Закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, опорожнить, осведомиться, черпать.
Аукцион
Записать как можно больше глаголов, которые пишутся слитно с не.
Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровиться, несдобровать и т. д.
Цепочка
В этой игре победит тот, кто последним назовет глагол, который может одновременно отвечать на вопросы что делать? и что делает? и в зависимости от этого имеет или не имеет мягкий знак.
Учит (ь) ся, готовит (ь) ся, веселит (ь) ся, строит (ь) ся, ложит (ь) ся, струит (ь) ся, стелит (ь) ся, золотит (ь) ся, печалит (ь)- ся, сердит (ь) ся, хмурит (ь) ся, заботит (ь) ся, доносит (ь) ся.
Кто последний?
В игре побеждается тот, кто последним назовет звукоподражательный глагол.
Мяукать, лаять, кукарекать, мычать, блеять, чирикать, каркать, хрюкать, крякать, куковать, ржать, рычать, выть, жужжать, гоготать и т. д.
Двойное ударение
Записанные на доске глаголы нужно прочитать так, чтобы в зависимости от ударения они имели разное значение.
Стоят, входите, выкупать, вычитать, выхожу, сбегать, засыпать, косить, парит, крою, пробегать, пахнуть, трусить, избегать.
Чередования
К каждому глаголу подберите пару с чередующимся звуком.
Берегу (бережёшь), запрягу, могу, лягу, стерегу, стригу, влеку, облеку, пеку, метать, писать, вязать, плескать, свистать, просить, ходить, лететь, хотеть, заморозить, скрасить.
Добавь мягкий знак
Добавляя в именах существительных мягкий знак, превратите их в глаголы.
Плач (плачь), плющ (плющь), полет (польет), вес (весь), стан (стань), удар (ударь), пример (примерь), быт (быть), жар (жарь), пар (парь).
Назови часть речи
Учитель называет глаголы. Какими еще частями речи могут быть эти слова?
Поцелуй (существительное), три (числительное), мой (притяжательное местоимение), гоним (краткое причастие), смела (краткое прилагательное).
Добавь букву
Добавляя только одну букву, измени значение глагола.
Послал (постлал), вою (воюю), выстою (выстрою), девать (одевать), сел (съел), полю (полью), жать (ждать), лечь (влечь), губить (грубить), горю (горюю), подержать (поддержать).
Игровая программа по русскому языку, 8 класс
Конкурсы по русскому языку 5-7 класс с ответами
Ролевая игра по русскому языку, 8 класс. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!