Примечание. Закрепить полученные знания по данной теме можно в процессе игры и в конце урока провести небольшую эстафету. Полученный же результат наглядно покажет степень усвоения учащимися нового материала.
Цели и задачи:
1. Закрепить полученные на уроке знания.
2. Развивать ловкость, быстроту, внимательность.
3. Способствовать становлению чувства ответственности, развивать навыки работы в коллективе.
Ход эстафеты
Правила игры.
Класс учащихся делится на две команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму). В каждой команде должно быть равное количество участников. Одна команда, первый вариант, условно называется «ЧИК». Вторая команда, второй вариант, - «ЩИК». Командам выдается лист, где написаны слова с пропущенными буквами в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-. По команде учителя начинается эстафета. Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на месте пропуска вписывает букву «Ч» или «Щ» в зависимости от своего варианта. Затем передает лист следующему игроку из своей команды. Та команда, чей лист быстрее окажется на столе учителя, получает 20 баллов, вторая - 10. Каждая допущенная ошибка - минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.
Для создания атмосферы игры перед началом эстафеты учитель может произнести следующие слова:
Вот задачка вам простая:
ЧИК и ЩИК - озорники –
Перепутали, играя,
Все словесные полки.
Коли мешкать мы не станем,
Мы словесные ряды
По местам своим расставим...
Ну, вперед, ученики!
Примерный план продвижения листа
Материал для эстафеты по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- (-ЩИК-)»
Примерный вариант задания командной эстафеты:
извоз..ик |
обход..ик |
камен..ик |
объезд..ик |
обой..ик |
танцов..ик |
погруз..ик |
рассказ..ик |
кладов..ик |
кранов..ик |
оцен..ик |
развед..ик |
арматур..ик |
траль..ик |
груз..ик |
попут..ик |
смаз..ик |
свар..ик |
спор..ик |
рез..ик |
формов..ица |
аппарат..ик |
перебеж..ик |
стеколь..ик |
забой..ик |
уклад..ик |
прицеп..ик |
поклёп..ик |
пулемет..ик |
маскиров..ик |
перевод..ик |
развод..ик |
обрез..ик |
месиль..ик |
газет..ик |
мехов..ик |
сульфат..ик |
обид..ик |
обман..ик |
настрой.. ик |
Цели и задачи:
1. Закрепить полученные на уроке знания.
2. Тренировать умение письменно и на слух определять переходные и непереходные глаголы.
3. Развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Правила.
Класс учащихся делится на 3 команды (по рядам), в каждой должно быть равное количество участников. К доске выходят по одному человеку от каждой команды. Это - капитаны. Остальным игрокам раздаются карточки с заданиями. В данном случае в них представлены предложения или словосочетания (можно усложнить задание - на карточках написать только глаголы), необходимо определить, является ли глагол в данном предложении (словосочетании) переходным или непереходным. Каждый игрок команды получает для определения по одному глаголу (можно дать для работы один глагол на двоих). По сигналу учителя команды начинают выполнять задания. Через 30 секунд (также по сигналу) капитаны собирают карточки и идут к доске, где записывают глаголы в два столбика. Капитаны могут изменить ответ, если считают, что пример выполнен неправильно.
Побеждает та команда, чей капитан быстрее и правильнее распределит все глаголы. Правильность выполнения проверяется вместе с классом. Учащиеся сами комментируют решение и исправляют ошибки.
Эту игру можно проводить с классом и при закреплении других тем с целью тренировки и отработки навыков письменного и устного анализа языкового материала.
Карточка к игре «Капитаны»
Глаголы |
|
Переходные |
Непереходные |
озарить душу |
нервничать по пустякам |
околдовать слушателей |
заразиться гриппом |
не помнить себя |
подойти к двери |
запросить сто рублей |
увлекаться спортом |
заразить своим примером |
служить Отечеству |
окинуть взором |
выступить с сообщением |
возлагать надежду |
бороться за мир |
углубить дно |
извиниться перед товарищем |
рассказать сказку |
верить в победу |
Один из нестандартных видов закрепления и проверки полученных знаний. Круговую тренировку можно проводить во всех классах: с 5-го по 9-й.
Цели и задачи:
1. Проверить степень усвоения материала.
2. Закрепить полученные знания, развивать умение работать с языковым материалом (разбор и анализ изученных языковых единиц).
3. Способствовать сплочению коллектива, формировать навыки работы в бригаде.
Ход игры
Выбирается тема тренировки. Учитель определяет количество заданий в зависимости от объема изученного материала, так называемые «сектора». Количеству секторов должно соответствовать такое же количество команд (рабочих групп учащихся по 4-6 человек). Из «сильных» учеников класса формируется группа «тренеров» (по одному «тренеру» в каждом секторе). Задача «тренеров» - следить за выполнением заданий, оценивать работу каждой команды и степень участия каждого игрока (по количеству выполненных заданий, по количеству правильных ответов - по пятибалльной системе). Оценки и замечания по работе команды заносятся в специальный маршрутный лист.
С помощью жеребьевки команды определяют сектор, с которого начнут тренировку. По сигналу учителя начинают выполнять задания, которые дает им «тренер». На выполнение заданий отводится 5-10 минут в зависимости от количества секторов. По сигналу учителя игроки команды переходят в другой сектор. Тренировка заканчивается после того, как команды пройдут все сектора. В конце урока учитель с помощью «тренеров» подводит итоги тренировки, выставляет оценки.
Маршрутный лист к игре «Круговая тренировка»
Дата _____ Класс ____ № команды _____
№ сектора |
Ф. И. тренера |
I |
|
II |
|
Ш |
|
IV |
|
V |
|
VI |
|
№ п/п |
Ф. И. членов команды |
№ сектора |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И т. д. |
|
|
|
|
|
|
Замечания
_________________________________
_________________________________
Литературная игра для старшеклассников с ответами
Игры по русскому языку и литературе в школе
Игровая программа по русскому языку, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!