Воспитание детей в семье.
Воспитание дошкольников в семье
Дети, как известно, цветы жизни, цветы, очень чуткие к окружающим условиям и заботе. Вовремя «польешь» их вниманием, «прикормишь» лаской — вырастает всеми любимый и счастливый ребенок. Все у него получается, он удачлив. Если же родители нерадивые «садоводы»: то «переливают» свои цветы заботой, то забывают об их существовании — ребенок вырастет с мощным эмоциональным дисбалансом и высоким уровнем тревожности. А беседовать мы будем о воспитании, и, если еще точнее, о самых главных ошибках, допускаемых родителями на пути становления личности ребенка.
Современные специалисты не уменьшают роль наследственности, влияющей на нрав ребенка, однако ведущую роль отдают все же родительскому таланту развивать и обучать. Воспитание — вот главный созидающий процесс, считают педагоги, психологи и социологи.
Стало быть, от воспитания зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, как этот мир будет открываться ему навстречу, и будет ли ребенок чувствовать себя в нем комфортно.
Прежде чем воспитывать, нужно понять этот сложный процесс и избавиться от предрассудков, тянущихся, возможно, из собственного детства. Что ж, впереди у нас большая, важная и очень интересная работа — научиться воспитывать, не притесняя, не унижая и не мешая проявлениям индивидуальности наших детей. И мы обязательно осилим ее вместе!
Теперь мы можем приступать к практике — учиться избегать педагогических ошибок, являющихся помехой на пути гармоничного развития наших любимых малышей.
Давайте еще раз вспомним, что для наших детей до поры до времени существует лишь единственный авторитет и беспрекословный «флагман» — это мы, родители. Поэтому на нас лежит особая ответственность за каждый педагогический ход, за каждое слово, обращенное к ребенку, и за каждую мысль, предвосхитившую его. Восприятие подрастающего карапуза таково, что ни одно слово не проходит мимо него. Нам кажется, что малыш и не слышит нас — занят своими «важными» делами — и мы говорим порой что-то обидное, что-то резкое или что-то, что вообще бы не следовало произносить в присутствии ребенка. Мы говорим, а потом искренне удивляемся и не понимаем — «откуда?» — когда кроха спустя некоторое время выдает что-то из нашего же репертуара.
Психологи называют такое впитывание информации интериоризацией — таким вот красивым, звучным словом. Она происходит в любом возрасте, но особенно активна у малышей до 7 лет. Детки запоминают все, решительно все, с чем встречаются, что слышат и видят в этом возрасте, и присваивают себе в качестве личного уникального опыта. Так вот именно этот процесс должен заставить нас следить за собственными словами и действиями намного внимательнее, чем когда-либо еще.
Какие ошибки допускают родители в воспитании детей
Ошибка первая: «Прочь самостоятельность!»
Мне кажется, что я вижу легкий намек на улыбку у большинства из вас. И нисколько не удивлена. Почти никто не остается равнодушным, пытаясь увязать в своем воображении собственное чадо и понятие «самостоятельность». Причем это не так уж сильно зависит от возраста ребенка и практически не зависит от психологических особенностей родителей и их характера. Потому-то открывать наш «топ» наиболее типичных ошибок воспитания выпало именно этой теме — подавление самостоятельности.
Практика показывает, что даже самым «прогрессивным» в педагогических взглядах родителям порой сложно смириться с мыслью о том, что малышу можно позволить чуть больше инициативы и свободы. «Да куда тебе самому, ты же сейчас все сломаешь», «Не трогай, мама сама все поднимет» или «Не надо никуда лазить, стирать твою одежду каждый день я не собираюсь!» — назидательные фразы, которые ох как часто приходится слышать малюткам и которые мы, родители, произносим куда чаще, чем дарим поцелуи ненаглядным чадам.
Источник проблемы
Это, конечно, наша усталость. Чего уж там лукавить, заботы о малыше не прибавляют сил, а к вечеру среднестатистической маме хотелось бы заняться более приятными вещами, чем чистить одежду «первооткрывателя», отмывать полы от последствий игры в повара и наводить пятнадцатый раз за неделю порядок в шкафу. «Хватит! Надоело!» — бросаем мы в сердцах, предчувствуя покушение на восстановленный порядок и наш законный досуг.
Если систематизировать все возможные причины, по которым мы одергиваем малыша за рукав и переключаем его внимание на более адекватное поведение, то получится вот такой список:
1) опасения за безопасность и здоровье ребенка;
2) опасения за установленный режим;
3) опасения за собственный комфорт и свободное время;
4) опасения за сохранность одежды ребенка, обуви и т. д.;
5) опасения за порядок и чистоту в доме.
Осознавая собственное «я» и выделяя себя из окружающего мира, ребенок начинает долгий и трудный путь к достижению самостоятельности. И это очень важно, ведь лишь самостоятельный человек добивается поставленных целей. Ребенок пробует и ошибается, и снова пробует делать что-то сам, оттачивая ловкость, силу, умения и получая бесценный практический опыт! Без самостоятельности не может быть гармоничного развития личности.
Малыша приучать к самостоятельности необходимо с первых месяцев жизни. Специалисты уверяют, что чем раньше вы начнете кроху чему-либо учить, тем скорее этот навык закрепится и станет безусловным, то есть не требующим дополнительных сил на разъяснения и обучение.
Всегда есть такие дела, которые под силу карапузу любого возраста. Вот и не стоит лишать его удовольствия проявить самостоятельность и почувствовать себя взрослым. Скажем, малыш 7—8 месяцев под чутким вашим руководством вполне может складывать погремушки и кубики в специальный лоток. Бросил кубик — похвалите чадо, поцелуйте, скажите, что он самый умный и хороший малыш, что он молодец, так здорово помогает маме! Думаете, не поймет? И напрасно, еще как поймет и все активнее будет бросать кубики в корзину для игрушек. Поверьте в успех собственного малыша, он гораздо способнее, чем вам кажется!
Более взрослых деток уже необходимо специально мотивировать на деятельность, ведь если кроха растет, а его обязанности — нет, то очень скоро пропадает всякий интерес повторять одно и то же. Если ребенок уже отлично справляется с делом, скажем, кладет одежду на стульчик перед сном, то необходимо усложнить задание, тем самым выработав более сложный алгоритм действий. В данном случае предложите крохе относить одежду в шкаф и класть на специальную полочку для ношеного белья или отправлять в корзину для стирки. Ребенку это не сложно, а интересно, и, главное, он понимает, что выполняет очень важную работу — по-настоящему помогает маме.
Что касается прочей инициативы, которую демонстрируют нам наши малыши и которая так обременительна для взрослых, то здесь необходимо набраться храбрости, терпения, сил и, выдохнув, разрешить малышам сделать то, что они задумали. Конечно, о пунктах, связанных с безопасностью, забывать не стоит. А все остальное — можно!
Можно хотя бы периодически помогать маме на кухне, можно порой наводить «собственный» порядок в шкафах, можно иногда вывозиться в грязи, но достать ту самую детальку, которая так неудачно выпала из кулачка. Рисовать красками, когда вам не хочется доставать все необходимое и следить, чтобы ребенок не испачкался; вытирать пыль, хотя вам кажется, что это только усугубляет беспорядок; поливать цветы, даже когда вокруг горшков образовалась лужа, перемешанная с землей, и ребенок в ней топчется; перетряхивать ящики с игрушками, находить новое применение вашим старым вещам; ставить первые опыты с водой, песком и «грязью» — можно!
Прежде чем гневно крикнуть: «Не-е-ет!» или кинуться тут же на помощь, попробуйте для начала просто спросить: «Тебе помочь?» и дать возможность малышу проявить свою самостоятельность, проявить себя! И тогда он вырастет самым умелым, сообразительным, ловким и чутким — благодаря, а не вопреки вам!