Ошибка вторая: «Семь пятниц на неделе»
А теперь, пожалуй, поговорим о не менее часто встречаемой ситуации, когда родители меняют точку зрения, выказывая непоследовательность в собственных взглядах. И ладно, если у родителей разные точки зрения на определенный вопрос. Ну, скажем, мама кутает ребенка потеплее, а папа, выходя с ним на прогулку, активно начинает снимать «лишние слои» одежды, приговаривая, что мама «мерзлячка» и одевает ребенка по собственным ощущениям. Между прочим, лично знаю такую семью.
Так вот: разногласия у супругов — вещь объяснимая, но гораздо сложнее и, с педагогической точки зрения, вреднее является быстрая смена мнений у одного родителя. Представьте ситуацию: мама отказывается купить требуемую ребенком игрушку, доводя дело до форменной ссоры, а на выходе из магазина как ни в чем ни бывало пробивает на кассе «скандальный» товар или покупает его спустя некоторое время. Как должен реагировать на это нормальный ребенок? Да он приходит в замешательство! Ему только что доказывали, что игрушка не нужна, что он ее не заслужил или мама по иным причинам не хочет ее покупать. А тут, без видимой для ребенка смены обстоятельств, мама вдруг меняет свое решение и покупает игрушку да еще и нахваливает ее.
Вы поймете жизненность этого примера, если подольше задержитесь в детском магазине и понаблюдаете за покупателями.
«Ну и что такого? Ну купила, ну изменила свое мнение», — скажете вы. А дело в том, что ребенок с каждым подобным эпизодом теряет веру в маму: ведь не словом, а делом она доказывает ему, что слова ее и гроша не стоят, что она с ними не считается, бросает на ветер. И если мама не считается с собственными словами, как должны считаться с мамиными словами малыши?
Задумайтесь, ведь все мы часто выказываем грубейшую непоследовательность и словом и делом. Ребенку говорим одно, а сами делаем другое. Малышу говорим, что так поступать плохо, и тут же копируем его поведение, решая свои взрослые вопросы. А кроха все видит. Помните про интериоризацию? Годовалый, двухгодовалый карапуз, может, и не скажет, а наблюдатель 4—5 лет молчать не станет и обязательно поинтересуется, почему это мама нарушает собственное слово и, что еще хуже, в следующий раз поступит так же.
Источник проблемы
Это, видимо, наша чудовищная привычка не воспринимать малышей как полноценных участников взрослой жизни и наша невнимательность к собственным словам. «Ну что такого? Подумаешь, сказала! Настроение такое было, а теперь оно изменилось» — эта непростительная взрослому инфантильная отговорка подрывает у малышей доверие к самому главному человеку, к маме.
Кстати, проявление этой родительской ошибки не замедлит сказаться. И главное ее воплощение — это целенаправленные детские капризы и клянченья.
Выход есть!
Непоследовательность выглядит со стороны несерьезно, и не лучшим образом характеризует родителей. Чтобы не подрывать доверие малыша и свой авторитет, необходимо сделать так, чтобы слова с действиями все же не расходились. Порой это бывает непросто, но взять волю в кулак и проследить за собой все же стоит. Не забывайте, на нас равняется подрастающее поколение, значит, мы не имеем права сознательно показывать дурные примеры.
Мы уже обсудили и выяснили, что зачастую непоследовательность проистекает от нашей лени. Ну, правда, не хочется лишний раз напрягаться, придумывать альтернативы, как-то двигаться. Гораздо проще руководить ребенком, отдавая короткие комментарии-указания.
Избежать подобной ошибки можно одним простым, но очень действенным способом — начать с себя. Следите за собой и своими словами. Не требуйте от малыша того, что сами не в состоянии проконтролировать и исполнить. Выдерживайте паузу и, как бы это ни было для вас тяжело, встав на одну «тропу», не сходите с нее, пока ситуация не будет исчерпана. Перефразируя, скажу: умейте запрещать или разрешать до конца. Иначе «по чуть-чуть» ребенку скоро надоест, и он перестанет вам верить.
В воспитательных целях отлично помогает введение правил, которые никто не может нарушать. Подобный «свод правил» сдерживает ребенка и помогает лучше чувствовать границы возможного поведения. Например, договоритесь, что крохе можно сладкий пирожок или кусочек шоколадки, но только после еды или после мытья рук. Если вы вводите подобные установки, вам необходимо проследить и убедиться, что малыш действительно вымыл руки или покушал, и только после этого дать сладкое. Избегайте исключений типа «сегодня руки и так чистые». Не забывайте, что любое отступление от правил дает малышу возможность манипулировать вами в следующий раз.
Объясняйте карапузу каждое свое действие, пусть он видит и вашу ответственность перед правилами, тогда ему будет гораздо проще и веселее следовать им. Например, перед обедом скажите, что идете мыть руки с мылом, «ведь так вредные микробы исчезнут, и еда будет полезной и вкусной», а затем пригласите малыша с собой.
Ваша принципиальность в сочетании с доброжелательным настроем не обидит ребенка и разовьет полезные навыки.