Ошибка четвертая: «Лишние эмоции — плохо»
Почему у нас в обществе так любят поддерживать давным-давно устаревшие стереотипы? То ли жизнь была сложная в нашей стране, и генетическая память, которую мы все в себе носим, делает свое дело, то ли просто мышление у нас не гибкое. Думая об этом, я в половине случаев тут же нахожу подтверждение собственным мыслям. Уж очень часто встречаются такие примеры. Вот, скажем, каждый из нас хоть раз сказал маленькому мальчику, захлебывающемуся от слез: «Ты что ревешь, как девчонка!» или «Мужчины не плачут, а ну вытри слезы!» Почему мужчины не плачут, кто это придумал? Вообще-то я тоже когда-то так говорила, стыдно теперь. И сразу перестала, как только подкралось сомнение: а почему, собственно, нет?
Почему-то считается, что если ребенок плачет, его надо постараться непременно успокоить. И чем скорее, тем лучше. Мама сама начинает нервничать, если кроха раскапризничался на людях. То ли это от боязни быть плохой матерью в глазах окружающих, то ли от безграничной любви к ребенку. Так сразу и не разобрать. Однако у специалистов есть некоторые сомнения по поводу того, что быстрое успокоение идет ребенку на пользу.
Дело в том, что плач — это мощный всплеск эмоций. У маленьких детей, в силу физиологических особенностей, это, порой, единственно возможная разрядка. Со слезами уходит лишнее напряжение и отрицательные эмоции, а значит, если можно так выразиться, организм очищается от негатива и дискомфорта.
Если ощущение дискомфорта остается, то по себе знаете, что бывает — он нарастает, нарастает, пока не выливается в какую-нибудь соматическую «болячку». И, представьте, лишая малыша возможности выплеснуть негативные переживания, мы делаем вклад в копилку его будущих заболеваний. А теперь, скажите пожалуйста, разве желание получить эмоциональную разрядку зависит от того, кто карапуз — мальчик или девочка?
То же самое касается и ярких положительных эмоций. Заливистый, звонкий детский смех говорит о том, что ребенок счастлив. Однако счастье, бывает, буквально раздирает чувствительного кроху. В этом возрасте все ощущается чересчур и «слишком». Оттого-то раскатистый смех нередко сменяется плачем — кроху переполняют эмоции и их надо постоянно реализовывать!
И что делаем мы, взрослые? Чувствуя, что малыш слишком «раздухарился», бежим одергивать его и загонять в рамки «приличного поведения». Нельзя громко смеяться, нельзя долго смеяться, нельзя плакать, даже иметь плохое настроение малышу, по нашему разумению, тоже нельзя. И куда ему, бедняге, деваться? Как проживать и реализовывать потребности внутреннего мира?
Источник проблемы
Это наша закомплексованность. Любое проявление эмоций, да еще на людях, нам кажется неуместным и недопустимым. Мы не можем себе позволить или, возможно, не умеем быть открытыми, и, соответственно, считаем, что малышу такие вольности тоже ни к чему.
Мы уверены, что слишком шумное поведение карапуза мешает окружающим людям — и в гонке за чужим комфортом и собственной репутацией мы, порой, забываем про насущные потребности малыша.
Мы запрещаем плакать карапузам, когда они упали и им больно. Мы запрещаем плакать, когда что-то идет вразрез с их желаниями. Мы говорим: «Ну что ты как маленький, смотри, никто не плачет». Мы стыдим ребенка за чувства и злимся на него за «лишние» эмоции. А в итоге получается, мы запрещаем любимому чаду жить полной жизнью. Согласитесь, это как-то противоречит образу хороших родителей.
Ломать нервную систему и социальные представления вашего малыша, верю, вы все-таки не хотите. Тогда давайте посмотрим, как лучше всего вести себя в ситуации, когда у ребенка наблюдается резкий всплеск эмоций.
Выход есть!
Во-первых, станьте созерцателями. Не прерывайте смеющегося карапуза — пусть посмеется от души и на улице, и дома, и в поликлинике.
Скорее всего, внимание ребенка само переключится на что- то другое и нервное напряжение уйдет. Лишь один тип смеха должен вас насторожить и заставить принять отвлекающие ребенка действия — это истерический смех, когда видно, что ему уже давно не смешно, а может быть, карапуз и вовсе забыл о «смешной» причине. В данном случае смех перестает быть собственно эмоцией, а начинает представлять некое неконтролируемое возбуждение.
Во-вторых, лучше сосчитать до 10, тем самым гася поднимающийся гнев, чем тут же сорваться на малыше, когда его эмоции, по вашему мнению, зашкаливают. Плачет ли он, хохочет ли, заводит ли разговоры в неподходящие моменты (например, с продавцами в магазине) — не важно. Дайте ребенку возможность выплеснуть свои эмоции, и положительные и негативные, выговориться.
В-третьих, не забывайте, что эмоциональное развитие во многом формирует личность. Ребенок вырастет скрытным, замкнутым человеком, не умеющим понимать и уважать эмоции других людей, если не дать ему самому пережить эмоциональный опыт в разнообразных вариациях.
Сказко- и игротерапия как нельзя лучше подходят для работы с маленькими детками, нуждающимися в легкой корректировке поведения. Пространство игры — наиболее понятная форма общения для юного непоседы, а это значит, что концепцию игры можно сколь угодно «преломлять под нужным углом», отрабатывая конкретные задачи для конкретного ребенка. Естественно, весело и без лишних нервов.