Новые федеральные образовательные стандарты начального общего и среднего общего образования уделяют особое внимание внеурочной деятельности школьников. Согласно федеральному базисному учебному плану именно эта деятельность становится обязательной частью образовательного процесса в школе.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в том числе под эту категорию подпадает и дополнительное образование.
Организация внеурочной деятельности призвана способствовать главной цели образования - развитию личности ребенка. Она организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Все направления внеурочной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при конструировании соответствующих образовательных программ, а разработка конкретных форм внеурочной деятельности основывается на видах деятельности. Отметим, что при разработке программ дополнительного образования, как и прежде, обязательным компонентом являются требования к результатам обучающихся, но с учетом требований ФГОС среди них выделяются:
• личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
• метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной образовательной программы опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Современный этап развития отечественного образования выдвигает в качестве главной задачи воспитание деятельной, самостоятельной и компетентной личности, способной к творчеству. Готовность и способность к поиску новой информации, знаний, новых способов поведения и мышления - это те качества личности, которые помогут ей не просто выжить в современном мире, но и реализовать себя, свой творческий потенциал.
Большими возможностями для этого обладает исследовательская деятельность, отличающаяся продуктивностью, проблематизацией, реализацией личных познавательных потребностей школьников, ориентацией на их творческий, самостоятельный поиск (И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин, А. В. Леонтович, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн).
Дополнительное экологическое образование предоставляет широкие возможности для развития исследовательской деятельности учащихся, рассматривая ее как условие формирования экологической культуры (А. Н. Захлебный, А. Д. Зверев, Н. В. Добрецова, В. С. Суматохин). Обладая вариативностью, свободой выбора, добровольностью, возможностью положительной мотивации, широким потенциалом природных объектов как объектов исследования, дополнительное образование позволяет реализовать исследовательские потребности учащихся.
Исследовательская деятельность связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Она имеет продуктивный характер, связана с реализацией познавательных потребностей школьников, отличается ориентацией на личный самостоятельный поиск и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Таковыми являются: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, выдвижение гипотезы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. В то же время между учебной исследовательской деятельностью и научным исследованием существуют значительные отличия. Они заключается в принципиально различных целях деятельности. В сфере науки главной целью является получение новых знаний в общекультурном значении. Цель учебной исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.
В процессе исследовательской деятельности формируются исследовательские умения. Опираясь на исследования И. Н. Пономаревой, мы выделяем следующие виды исследовательских умений: первоначальное умение, недостаточно умелая деятельность, отдельные общие умения, высокоразвитые умения, мастерство.
Виды исследовательских умений
Вид |
Примеры |
1 |
2 |
1. Первоначальное умение |
Учащиеся: знакомятся со структурой исследовательских работ, этапами их выполнения; получают инструктаж о правилах работы с научной и научно-популярной литературой, другими источниками информации |
2. Недостаточно умелая деятельность |
Учащиеся учатся формулировать тему, задачи исследования; осваивают методы исследования; работают с научной литературой и другими источниками информации в процессе практической деятельности |
3. Отдельные общие умения |
Учащиеся выполняют исследовательскую работу под руководством учителя, опираясь на инструкции, памятки; выполняют действия по образцу, под руководством учителя |
4. Высокоразвитые умения |
Учащиеся самостоятельно намечают план работы, ставят цель исследования, определяют задачи, отбирают методы работы, творчески используют знания и умения в практической деятельности в новых условиях, формулируют выводы по теме исследования |
5. Мастерство |
Уверенное творческое использование различных умений для выполнения исследовательской работы: выбор темы исследования, определение цели и задач, выдвижение гипотезы исследования, отбор методов исследования, сбор информации по теме исследования, формулирование выводов, подготовка презентации результатов исследования, рефлексия |
Выполнение исследовательской деятельности способствует развитию творческой активности как неотъемлемого компонента содержания дополнительного экологического образования. Творчество рассматривается как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев).
Развитие творческой деятельности происходит поэтапно. Д. Б. Богоявленская выделяет следующие качественные уровни интеллектуальной, творческой активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный.
Стимульно-продуктивный, пассивный уровень - это деятельность, определяемая каждый раз каким-то внешним стимулом, это безынициативное принятие того, что задано извне.
Эвристический уровень характеризуется проявлением той или иной степени интеллектуальной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой результатов своей деятельности как неудовлетворительных. Для этого уровня характерен активный анализ состава и структуры своей деятельности, сопоставление между собой отдельных задач, что приводит к открытию новых, более остроумных способов действия.
Высший уровень интеллектуальной активности - креативный. Человек с креативным уровнем творческой, активности воспринимает эмпирически обнаруженную закономерность не как конечный пункт мыслительного процесса, а как проблему, самостоятельную цель исследования.
Опираясь на многолетний опыт работы в дополнительном экологическом образовании, мы разработали и апробировали методическую систему развития исследовательской деятельности учащихся в дополнительном экологическом образовании.
Целевой компонент методической системы представлен в соответствии с педагогическими идеями о трехкомпонентной модели целей образования. Стратегическая цель (цель-идеал) - выражается в формировании экологической культуры школьников. Цель-средство определяется через планируемые результаты обучения посредством включения учащихся в исследовательскую деятельность. Цель-субъект направлена на формирование творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.
Развитие исследовательской деятельности учащихся происходит в несколько этапов. Нами выделяются мотивационно-ориентировочный, проблемно-целевой, логико-доказательный и презентативно-практический этапы. Для учащихся начальной школы дополнительно выделяется подготовительный этап.
На подготовительном этапе учащиеся осваивают первоначальные исследовательские умения: различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
На мотивационно-ориентировочном этапе происходит мотивация учащихся к выполнению исследовательской деятельности, формирование у них познавательного интереса к изучению природы родного края, значимости изучения природы как фактора ее сохранения, осознание возможности выполнить эту работу, актуализация предшествующего опыта. Обратим внимание, что организация исследовательской деятельности осуществляется на внешних и внутренних мотивах. Внешняя мотивация, связанная с внешними стимулами, применяемыми педагогом (яркие образные зарисовки, обращение к фольклору и др.), постепенно сменяется внутренней. Внутренняя мотивация связана с самим процессом исследовательской деятельности, то есть отношениями, процедурой усвоения экологических знаний, умений, творчеством. Она создается в результате удовлетворения от самого процесса и результата, приятных эмоций, ощущения собственной компетентности и самоуважения.
Проблемно-целевой этап - включает в себя несколько последовательных стадий:
• осмысление проблемы, определение направления, цели и задач исследования;
• определение структуры исследовательской работы: объекта, предмета, методов и методики исследования;
• изучение научно-экологических информационных ресурсов по теме исследования (литература, интернет-ресурсы);
• сбор полевых информационных ресурсов (во время экскурсий, экологических троп, полевых практик);
• описание этапов выполнения исследования.
Исследовательская деятельность школьников носит преимущественно алгоритмический и репродуктивный характер, которая соотносится со стимульно-продуктивным уровнем развития творческой активности.
На логико-доказательном этапе происходят анализ собранного материала, его систематизация и обобщение, установление закономерных связей. Этап завершается формулированием выводов по теме исследования, выявлением экологических проблем, осознанием готовности и способности их решения. Деятельность учащихся на этом этапе носит трансформирующий и творческо-поисковый характер и соотносится с эвристическим и креативным уровнями творческой активности.
Презентативно-практический этап - это подготовка к представлению результатов исследовательской деятельности: выбор формы представления результатов (статья, доклад, компьютерная презентация и др.), подготовка иллюстративно-информационных материалов в научной логике, выбор стратегии поведения во время представления результатов работы, акцентирование выводов и проблем в изложении и деятельность по решению проблем; организация практической деятельности по решению проблем, выявленных в процессе исследовательской работы. Деятельность учащихся носит творческо-поисковый характер, который соотносится с креативным уровнем развития творческой активности.
Деятельность учащихся в процессе выполнения исследовательской работы можно разделить на четыре вида (по В. И. Загвязинскому):
1. Репродуктивная деятельность — исследовательские задачи решаются по заданной в словесной форме программе выполнения всех элементарных шагов с указанием условий их применения.
2. Алгоритмическая деятельность предполагает решение задач по алгоритму, заданному в виде правила, памятки, инструкции, то есть для их решения необходимо трансформировать этот алгоритм в развернутую программу. При решении такой задачи используются и действия неалгоритмического, проблемного характера.
3. Трансформирующая деятельность — решение задач, требующих применения известных алгоритмов в новых ситуациях, эвристические шаги играют ведущую роль.
4. Творческо-поисковая деятельность - выполнение действий, которые требуют сочетания логического анализа и интуиции.
Таим образом, исследовательскую деятельность учащихся в дополнительном экологическом образовании мы рассматриваем как инструмент развития их творческой активности.
Сопряженность уровней развития творческой активности учащихся с видами исследовательских умений и этапами их освоения
Виды исследовательских умений |
Этапы освоения исследовательских умений |
Уровни творческой активности |
Первоначальные |
Репродуктивный |
Стимульно- |
Недостаточно умелая деятельность |
Алгоритмический |
Стимульно- |
Отдельные общие умения |
Трасформирующий |
Эвристический |
Мастерство |
Поисково-творческий |
Креативный |
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!