Все мы знаем, как тяжёл и вдохновенен труд создания художественного произведения. А. С. Пушкин десятки раз вычеркивал слово из строки в поисках единственного, необходимого. Н. В. Гоголь, не удовлетворённый своим творчеством, сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ». Л. Н. Толстой лучшее десятилетие своей жизни отдал мучительной работе над «Войной и миром». Молодой Михаил Лермонтов так писал о муках творчества:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую; но слов
Не нахожу, и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.
Труд читателя, по сравнению с писательским творчеством, кажется, на первый взгляд, лёгким и репродуктивным. Да, мы читаем книги не для мук и труда, а для наслаждения.
Но чтобы стать настоящим читателем, чтобы быть равноправным собеседником писателя, надо пройти школу не менее трудную, чем школа создания произведений. С. Маршак писал: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
К сожалению, это происходит не всегда. Более того, не так уж часто сегодня, в век компьютеров и телевидения, можно встретить по-настоящему талантливого читателя.
Что же нужно делать, чтобы стать настоящим читателем?
Развитие эмоционального восприятия литературного произведения
Всякое настоящее произведение искусства вызывает у нас противоречивые чувства, борьбу мнений и оценок. Поэтому в ходе чтения и после него нас не оставляет желание говорить о нём, делиться своими впечатлениями и эстетическими переживаниями, думать о нём. Эти размышления могут быть стихийными. Но для того чтобы они приводили к каким-то определённым итогам, к законченным выводам, к пониманию концепции произведения, они должны обрести последовательность и направленность. Это уже, собственно, и будет анализом художественного текста. Анализ текста — это путь от стихийных читательских впечатлений и переживаний к пониманию позиции, точки зрения автора. Анализ требует определённых знаний и умений. Но для читателя- ребёнка, пожалуй, важнее не столько усилия разума. Это придёт позже.
Самым важным для маленького читателя является развитие его умения эмоционально сопереживать, сорадоваться и сострадать воображаемым героям, картинам, обстоятельствам. Способность чувством отзываться на художественный текст — это ключ, который открывает читателю мир художественного произведения. Пушкин писал об этом эмоциональном оживании печатной строки в душе читателя как о чуде, как о счастье:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных персонажей, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем оно интереснее для него. Читатель, способный к такому чтению, проживает не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в чтении участвуют и ум, и сердце.
На мысленном экране, или Как работает воображение читателя
Среди процессов, формирующих настоящего читателя, воображению принадлежит особая роль.
Для детей воображение — естественная форма их мышления. Многовековая фольклорная, а за ней и литературная традиции создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку. Дети буквально живут в сказочном мире. Казалось бы, поэтому о развитии детского воображения не стоит и говорить — оно и так бурлит в детском возрасте. Известный психолог Л. Выготский считает, что это не так: у ребёнка опыт беднее, чем у взрослого, интересы проще и элементарнее, отношения со средой лишены той сложности и многообразия, которые присущи мышлению взрослого человека. Следовательно, детское воображение не так богато, как воображение взрослого. Оно обогащается в процессе развития ребёнка, и здесь литература как вид искусства незаменима.
Как показывают психологические эксперименты, некоторые школьники при чтении художественной литературы не создают в своём воображении картин, изображённых авторским словом. Дети с «ленивым» воображением не создают в своем сознании «зрительного ряда», пропускают авторские описания как нечто скучное. Конечно, такие читатели не станут читать взахлеб произведения, которые «незадавали», и будут плохо ориентироваться в тех, которые «проходят» в школе.
Кто же в этом виноват?
Дети приходят в школу с разной степенью развития воображения. У некоторых образное воображение преобладает над словесно-логическим мышлением — они «художники». А есть такие, у которых словесно-логическое мышление доминирует над образным, — они «мыслители». Чаще затрудняются «увидеть» в своём воображении литературных героев читатели-«мыслители». Они подменяют образы словами, абстрактными знаками.
Понаблюдайте за своим ребёнком — к какому типу мышления он тяготеет? Если он способен самостоятельно «населить» математику и грамматику живыми персонажами, если он с удовольствием сочиняет сказки и рисует воображаемых героев — он «художник» по своему типу мышления. Поэтому у него вряд ли будут проблемы с восприятием литературных образов. Если же это не так, то стоит поработать над развитием образного мышления вашего ребёнка, тем более что в школьном преподавании упор делается на развитие логического, а не образного мышления учащихся.
Что же можно предложить такому ребёнку?
Прежде всего не упустите возможности использовать наглядные средства, «материализующие» словесные образы:
• внимательное рассматривание иллюстраций художника к только что прочитанным текстам;
• создание собственных рисунков. Не пожалейте времени на вычитывание текста с красками и карандашами, не упустите возможности развить зрительное воображение ребёнка;
• конструирование из бумаги, пластилина персонажей литературных произведений и декораций;
• инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придётся не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства, портретные характеристики, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении;
• разговор о прочитанном произведении начинайте с вопроса: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своём воображении, когда читал?»
В детской литературе не часто, но все же встречаются образы, которые нельзя представить зрительно. Эти «невообразимые» образы выражают чувства, переживания, размышления героя или автора. Здесь ребёнку понадобится включить не столько своё зрительное воображение, сколько опыт чувств, эмоциональных переживаний и размышлений о мире.
Воображение не поддается жёсткому управлению, как, например, решение математических или грамматических задач и упражнений. Это глубоко субъективный, интимный процесс. Поэтому постарайтесь избежать в этом процессе какого- либо давления на маленького читателя.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах