Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители — для того чтобы выслушать друг Друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.
В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.
Этап I. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.
Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарии и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
- Ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».
- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»
Этап III. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов:
- перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
- поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать в общении с родителями назидательный тон.
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
1. Психофизиологические особенности раннего юношества (15-17 лет).
2. Взаимодействие и общение детей и родителей.
3. Трудный ребенок. Так ли это?
4. Конфликт поколений... Можно ли его избежать?
5. Как наладить общение с ребенком в семье.
6. Принуждение. Может ли оно быть эффективным?
7. Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.
8. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Нет комментариев. Ваш будет первым!