Автор: Павлюкевич Ольга Ивановна, педагог-психолог, учитель коррекционного обучения ГКОУ РО Каменская коррекционная школа № 15, г. Каменск-Шахтинский Ростовской области
Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.
Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).
Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I – VIII вида.
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.
В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.
В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:
1) соматическое;
2) физическое;
3) психологическое;
4) нравственное.
Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.
Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.
Схема № 1
Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.
Технологии:
1. Интерактивное взаимодействие.
Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).
Преимущества:
а) Огромный интерес у детей.
б) Широкие мультимедийные возможности:
- хорошая графика;
- динамика в смене изображения;
- экономия временных ресурсов.
Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.
2. Невербальное общение.
Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит
использование двигательной экспрессии.
Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Преимущества:
а) Позволяет лучше понимать себя и других.
б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.
в) Присутствует возможность для самовыражения.
Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.
3. Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.
1) Дыхательные упражнения:
• Укрепление иммунитета у детей.
• Ускорение обменных процессов в организме.
2) Глазодвигательные упражнения:
• Укрепление зрения.
• Снижение умственного утомления.
Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)
3) Телесные упражнения:
• Нормализация работы нервной системы.
• Снижение тревожности и стрессовых состояний.
Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».
Преимущества:
а) Не утомляет обучающихся.
б) Повышает мотивационную деятельность.
в) Возможность осуществлять произвольный контроль.
Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.
4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).
В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.
1) Изотерапия:
• Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).
• Работа с воском, нитками, природным материалом.
2) Игротерапия:
• Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).
• Имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки.
3) Сказкотерапия:
• Библиотерапия (использование литературных текстов).
• Мульттерапия.
Преимущества:
а) Позитивный эмоциональный настрой детей.
б) Выражение чувств на символическом уровне.
в) Облегчение процесса коммуникации.
Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.
5. Релаксационные комплексы
1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния – «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.
2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) – «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.
Преимущества:
а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.
б) Обучение управлению собой в игровой форме.
в) Коррекция нарушений поведения детей.
Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.
Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.
В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.
Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае – сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».
Рекомендуем посмотреть:
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Психологический тренинг для педагогов
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья