Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей «Сказочная страна»
Автор: Демидова Любовь Николаевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» детский сад «Василек» села Кинель-Черкассы
Описание работы. Предлагаю Вам материал совместной работы учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Сказочная страна». Данный материал-это демонстрация новой, наиболее эффективной формы работы логопеда с родителями по коррекции речи детей. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей. А сочинение сказок самими детьми, на основе ознакомления с русскими народными сказками, формирует не только речь ребенка, но и его личность в целом. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям.
Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей «Сказочная страна»
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями, которые плохо запоминают и неадекватно используют лексическую терминологию, не могут грамматически правильно оформить свои мысли.
Для качественного улучшения речевого развития детей наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так использование русских народных сказок в работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка. Сочинение сказок самими детьми, на основе ознакомления с русскими народными сказками, формирует не только речь ребенка, но и его личность в целом. И там, где порой бесполезны увещевания и объяснения взрослого, помогает сказка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми-вполне реальными существами, поступки которых можно перенести в собственную жизнь.
Давно доказано, что для получения наибольшей результативности работы по развитию связной речи детей необходимо взаимодействие логопеда с родителями. Безусловно, главные воспитатели своих детей-родители. Однако далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей(собрания, консультации, дни открытых дверей и т.д.) не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Мы решили опробовать новые формы и считаем, что оптимальным вариантом является вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию связной речи «Сказочная страна».
В чем же основная суть взаимодействия педагога с семьей? Главное-сотрудничество при целенаправленном систематическом планировании и поэтапной реализации многообразных форм взаимодействия. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по реализации проекта. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей.
Цели:
1. Развитие связной речи у старших дошкольников с ФФНР на материале русских народных сказок.
2. Привлечение родителей воспитанников к активной, систематической помощи детям в коррекции нарушений речи и других психических функций с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и специфики коррекционно-развивающей программы.
Задачи:
1. Научить детей продолжать и завершать сказки, составлять по аналогии и по плану.
2. Развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребенка, формируя практические навыки в развитии связной речи, коммуникативные умения и другие психические функции.
3. Активизировать развитие монологической и диалогической речи, умение логически формулировать фразы, составлять тексты.
4.Стимулировать освоение дошкольниками языкового богатства устного народного творчества, художественно-речевую активность языковыми нормами, образцами русской речи, представленными в устном народном творчестве.
5.Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи и развитии психических функций.
Практическая значимость проекта просматривается в нескольких направлениях.
Практическая значимость.
Коммуникативно-речевое направление.
* Опираясь на художественно-литературный материал (произведения русских народных сказок) продолжить работу над развитием связной речи, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
* Пополнять словарь, расширять представления о переносном значении слов и выражений (золотые ручки, хитрая лиса и др.), активизировать их в речи детей.
* Развивать связную речь и речевое общение со взрослыми и сверстниками.
* Совершенствовать грамматический строй речи:
Художественно-литературное направление.
* Развивать литературную речь.
* Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Направление социально-личностного развития.
* Развивать игровую и театрализованную деятельность, включая в тематику знания о народных традициях и быте людей в разные исторические периоды.
* Формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность. Чувство принадлежности к мировому сообществу.
* Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к взрослым.
Отдельно следует остановиться на аспекте стимулирования совместной деятельности педагогов, детей и родителей в различных режимных моментах.
Тип проекта: творческий, среднесрочный, рассчитан на 1 год.
Целевые группы проекта:
- дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- родители;
- учитель-логопед.
Механизм реализации проекта:
1 этап-подготовительный.
На данном этапе намечаются основные направления реализации проекта, подбирается методическая и художественная литература, составляется план реализации проекта.
2 этап-аналитический.
На данном этапе дети вместе с родителями ищут материалы по теме, родители смотрят литературу по развитию связной речи детей.
3 этап-основной.
На данном этапе выполняется план по реализации проекта (проводятся консультации для родителей, организуются экскурсии, выставки творческих работ, проводятся совместные мероприятия, досуги и т.д.)
4 этап-заключительный.
На данном этапе обобщаются и структурируются материалы по результатам работы, проводится презентация детски портфолио, театрализация сказки «Теремок».
Ожидаемые результаты
1. Повышение у детей интереса к сказке и русскому народному творчеству.
2. Активизация связной речи детей, расширение словаря.
3. Появление интереса к художественной деятельности, сочинительству.
Продукт проекта
1. Презентация проекта.
2. Выставки детских работ (рисунки, аппликации, поделки по темам «Мои первые сказки», «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки» и др.).
3. Создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки».
4. Создание портфолио на каждого ребенка «Я сказочник».
Перед началом работы над совместной проектной деятельностью проводилось диагностирование развития связной речи детей. В результате обследования было выявлено, что высокий уровень развития связной речи имеют 15% детей, средний-50% детей, низкий уровень развития связной речи-35% детей.
Диагностика развития связной речи детей по окончании реализации проекта показала, что число детей с высоким уровнем развития связной речи увеличилось до 55%, число детей с средним уровнем снизилось до 40%, с низки уровнем до 5%.
По результатам диагностики мы видим, что количество детей с высоким уровнем развития связной речи увеличилось на 40%. Отсюда видно, что совместная работа по реализации проекта дала высокий результат.
По окончании работы по реализации проекта проводилось анкетирование родителей. Обработка данных анкетирования показала:
- 47,3% родителей отметили, что участие в проекте помогло их ребенку развить связную речь;
- 61,5% родителей отметили, что в ходе проекта они получили больше информации о работе учителя-логопеда;
- 89, 1% родителей высказали мнение, что участие в проекте дало возможность развить творческие способности как их самих, так и ребенка;
- 91,8% родителей считают, что участие в подобных совместных с педагогами мероприятиях помогает лучше узнать своего ребенка, помочь ему в коррекционной работе;
- 100% родителей считают такое сотрудничество с педагогами ДОУ очень полезным для себя и детей.
Результаты реализации проекта.
Реализация представленного проекта позволила добиться высоких стабильно положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в процессе формирования связной речи, создать в группе атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, педагогом. Вот некоторые из них.
*Сформированность у детей умения составлять сказки по аналогии и по плану, используя языковое богатство русского народного творчества.
*Привлечение родителей воспитанников к участию в коррекционно-педагогическом процессе в детском саду и дома, используя ценности русской народной культуры. Взрослые как бы «припадают к живому роднику», который и дает им силы приумножать и развивать собственную культуру и культуру детей, способствуя интенсивному развитию речи и формированию личности в целом.
*Создание продуктов детской творческой деятельности, которые в дальнейшем используются для таких мероприятий как:
- организация выставки детских работ (рисунки, аппликации, поделки по темам «Мои первые сказки», «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки» и др.);
- создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки»;
*Создание портфолио на каждого ребенка «Я сказочник», где собраны его рисунки, аппликации, записи впечатлений от прочитанных сказок, его собственные авторские сказки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР