Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей «Сказочная страна»

Автор: Демидова Любовь Николаевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» детский сад «Василек» села Кинель-Черкассы

Описание работы. Предлагаю Вам материал совместной работы учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Сказочная страна». Данный материал-это демонстрация новой, наиболее эффективной формы работы логопеда с родителями по коррекции речи детей. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей. А сочинение сказок самими детьми, на основе ознакомления с русскими народными сказками, формирует не только речь ребенка, но и его личность в целом. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям.

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей «Сказочная страна»

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями, которые плохо запоминают и неадекватно используют лексическую терминологию, не могут грамматически правильно оформить свои мысли.

Для качественного улучшения речевого развития детей наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так использование русских народных сказок в работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка. Сочинение сказок самими детьми, на основе ознакомления с русскими народными сказками, формирует не только речь ребенка, но и его личность в целом. И там, где порой бесполезны увещевания и объяснения взрослого, помогает сказка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми-вполне реальными существами, поступки которых можно перенести в собственную жизнь.

Давно доказано, что для получения наибольшей результативности работы по развитию связной речи детей необходимо взаимодействие логопеда с родителями. Безусловно, главные воспитатели своих детей-родители. Однако далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей(собрания, консультации, дни открытых дверей и т.д.) не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Мы решили опробовать новые формы и считаем, что оптимальным вариантом является вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию связной речи «Сказочная страна».

В чем же основная суть взаимодействия педагога с семьей? Главное-сотрудничество при целенаправленном систематическом планировании и поэтапной реализации многообразных форм взаимодействия. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по реализации проекта. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей.

Цели:

1. Развитие связной речи у старших дошкольников с ФФНР на материале русских народных сказок.

2. Привлечение родителей воспитанников к активной, систематической помощи детям в коррекции нарушений речи и других психических функций с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и специфики коррекционно-развивающей программы.

Задачи:

1. Научить детей продолжать и завершать сказки, составлять по аналогии и по плану.

2. Развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребенка, формируя практические навыки в развитии связной речи, коммуникативные умения и другие психические функции.

3. Активизировать развитие монологической и диалогической речи, умение логически формулировать фразы, составлять тексты.

4.Стимулировать освоение дошкольниками языкового богатства устного народного творчества, художественно-речевую активность языковыми нормами, образцами русской речи, представленными в устном народном творчестве.

5.Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи и развитии психических функций.
Практическая значимость проекта просматривается в нескольких направлениях.

Практическая значимость.

Коммуникативно-речевое направление.

* Опираясь на художественно-литературный материал (произведения русских народных сказок) продолжить работу над развитием связной речи, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

* Пополнять словарь, расширять представления о переносном значении слов и выражений (золотые ручки, хитрая лиса и др.), активизировать их в речи детей.

* Развивать связную речь и речевое общение со взрослыми и сверстниками.

* Совершенствовать грамматический строй речи:

Художественно-литературное направление.

* Развивать литературную речь.

* Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Направление социально-личностного развития.

* Развивать игровую и театрализованную деятельность, включая в тематику знания о народных традициях и быте людей в разные исторические периоды.

* Формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность. Чувство принадлежности к мировому сообществу.

* Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к взрослым.

Отдельно следует остановиться на аспекте стимулирования совместной деятельности педагогов, детей и родителей в различных режимных моментах.

Тип проекта: творческий, среднесрочный, рассчитан на 1 год.

Целевые группы проекта:

- дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

- родители;

- учитель-логопед.

Механизм реализации проекта:

1 этап-подготовительный.

На данном этапе намечаются основные направления реализации проекта, подбирается методическая и художественная литература, составляется план реализации проекта.

2 этап-аналитический.

На данном этапе дети вместе с родителями ищут материалы по теме, родители смотрят литературу по развитию связной речи детей.

3 этап-основной.

На данном этапе выполняется план по реализации проекта (проводятся консультации для родителей, организуются экскурсии, выставки творческих работ, проводятся совместные мероприятия, досуги и т.д.)

4 этап-заключительный.

На данном этапе обобщаются и структурируются материалы по результатам работы, проводится презентация детски портфолио, театрализация сказки «Теремок».

Ожидаемые результаты

1. Повышение у детей интереса к сказке и русскому народному творчеству.

2. Активизация связной речи детей, расширение словаря.

3. Появление интереса к художественной деятельности, сочинительству.

Продукт проекта

1. Презентация проекта.

2. Выставки детских работ (рисунки, аппликации, поделки по темам    «Мои первые сказки», «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки» и др.).

3. Создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки».

4. Создание портфолио на каждого ребенка «Я сказочник».

Перед началом работы над совместной проектной деятельностью проводилось диагностирование развития связной речи детей. В результате обследования было выявлено, что высокий уровень развития связной речи имеют 15% детей, средний-50% детей, низкий уровень развития связной речи-35% детей.

Диагностика развития связной речи детей по окончании реализации проекта показала, что число детей с высоким уровнем развития связной речи увеличилось до 55%, число детей с средним уровнем снизилось до 40%, с низки уровнем до 5%.

По результатам диагностики мы видим, что количество детей с высоким уровнем развития связной речи увеличилось на 40%. Отсюда видно, что совместная работа по реализации проекта дала высокий результат.

По окончании работы по реализации проекта проводилось анкетирование родителей. Обработка данных анкетирования показала:
- 47,3% родителей отметили, что участие в проекте помогло их ребенку развить связную речь;

- 61,5% родителей отметили, что в ходе проекта они получили больше информации о работе учителя-логопеда;
- 89, 1% родителей высказали мнение, что участие в проекте дало возможность развить творческие способности как их самих, так и ребенка;
- 91,8% родителей считают, что участие в подобных совместных с педагогами мероприятиях помогает лучше узнать своего ребенка, помочь ему в коррекционной работе;
- 100% родителей считают такое сотрудничество с педагогами ДОУ очень полезным для себя и детей.

Результаты реализации проекта.

Реализация представленного проекта позволила добиться высоких стабильно положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в процессе формирования связной речи, создать в группе атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, педагогом. Вот некоторые из них.

*Сформированность у детей умения составлять сказки по аналогии и по плану, используя языковое богатство русского народного творчества.

*Привлечение родителей воспитанников к участию в коррекционно-педагогическом процессе в детском саду и дома, используя ценности русской народной культуры. Взрослые как бы «припадают к живому роднику», который и дает им силы приумножать и развивать собственную культуру и культуру детей, способствуя интенсивному развитию речи и формированию личности в целом.

*Создание продуктов детской творческой деятельности, которые в дальнейшем используются для таких мероприятий как:

- организация выставки детских работ (рисунки, аппликации, поделки по темам «Мои первые сказки», «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки» и др.);

- создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки»;

*Создание портфолио на каждого ребенка «Я сказочник», где собраны его рисунки, аппликации, записи впечатлений от прочитанных сказок, его собственные авторские сказки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Елена Иосифовна Семенькова # 18 апреля 2014 в 06:11 +1
Здравствуйте Людмила Николаевна. Хорошая информация.
Наталья Владимировна Павленко # 27 июля 2014 в 16:59 +1
Уважаемая Людмила Николаевна, вы опубликовали очень познавательный материал для развития речи у дошкольников, поделюсь с логопедом нашего детского сада.
Мария Салун # 29 июля 2014 в 19:17 +1
Очень полезный материал. У меня подготовительная группа логопед начинающий, обязательно посоветую ей познакомиться с вашим материалом. Спасибо.
Голикова Елена Владимировна # 14 ноября 2014 в 12:41 +1
Вами проделана огромная работа, коллега ! Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей - это очень актуально и необходимо, да еще и по развитию связной речи детей.Она у них бедна, к сожалению...
Любовь Анатольевна Петрачкова # 2 января 2015 в 16:52 +1
Уважаемая Людмила Николаевна, вы опубликовали очень полезный материал. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в современном обществе очень важно, наши дети с трудом могут высказывать свои мысли связно. Данный материал поможет не только родителям, но и другим педагогам с помощью сказок развивать свою речь.
Ирина Сергеевна Кравцова # 17 марта 2015 в 16:04 +1
Думаю этот материал является наиболее эффективным для развития связной речи старших дошкольников.Собственное сочинение сказок развивает не только речь,но и мышление,фантазию ребенка,а значит способствует всестороннему развитию,что ведет к успешной коррекции речи детей.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 17:39 0
Огромное спасибо за полезнейший материал в самой трудной работе с родителями, которые часто не знают, что делать с ребенком. Очень большая помощь специалистам, у которых нет свободного времени. Всех благ!
Елена Алексеевна Уткина # 12 октября 2015 в 20:24 +1
Спасибо за нужную и полезную публикацию! Развитие связной речи у детей дошкольников - это очень важная задача. Не удивительно,но факт(!) - состояние монологической и диалогической речи современных детей оставляет желать лучшего. И педагогу постоянно приходится искать всё новые пути преодоления этой проблемы, обращаться к разным интересным формам и методам. Это замечательно!
анастасия романовна демьянович # 2 марта 2016 в 00:26 0
сегодня работая в коррекционной группе необходима постоянная и тесная связь с родителями по активизации речи детей. поэтому данная работа должна проводится целенаправленно и систематически.
Ирина Анатольевна Жупикова # 8 февраля 2017 в 17:53 0
Развитие связной речи это всегда западающее звено в работе педагогов, а родители на это вообще не обращают внимание.Возможно, прочитав данный материал, кто-то из родителей поймёт, что это очень важно в развитии речи своего ребёнка. Спасибо.
Екатерина Валерьевна Тулинова # 9 февраля 2018 в 05:54 0
Работаю в коррекционном интернате. Детки плохо говорящие. Многие совсем не говорящие. Взаимосвязь с родителями в данном случае один из ключевых моментов для достижения динамики в работе над речью детей. Необходимо, чтобы родители упорно занимались с детьми дома. Но, к сожалению, как было сказано в предыдущих комментариях, родители не понимают этого. Некоторые родители не тратят время на разговоры с ребенком. Весь день он в садите, в школе, а дома с телефоном, компьютером. Какое тут развитие речи, если родители в этом не заинтересованы?
Ваша разработка очень интересная, возможно с ее помощью удастся привлечь родителей к совместной работе!