Организация познавательной деятельности младших школьников

Особенности организации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель — формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий.

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя — увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием.

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Немаловажно также и то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности.

Поскольку предметом (содержанием) познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребенка.

Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда. Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.

Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире: политических, общественных, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение; изучение природных объектов и явлений, знакомит с жизнью и деятельностью замечательных людей и др.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Так же многообразны и формы познавательной деятельности. Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, они должны отвечать следующим требованиям.

Во-первых, формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей. Для этого мы советуем учителю вести картотеку различных форм воспитывающей деятельности, в том числе познавательных игр, мероприятий, коллективных творческих дел. Картотека поможет учителю не повторяться, она стимулирует поиск, разработку, накопление новых нестандартных форм воспитательной работы с детьми. На каждую карточку занесена одна из форм различных видов воспитывающей деятельности: познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной, свободного общения. Карточки разделены по видам деятельности и хранятся в конвертах. Так их легче пополнять и находить нужные. Планируя в начале учебного года воспитательную работу, учитель раскладывает карточки и отбирает те формы, которые еще не были использованы в предыдущем году. Так, постепенно накапливая методический материал, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство, а жизнь детского коллектива становится богаче и интереснее.

Во-вторых, формы воспитывающей деятельности должны учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела, особенно такие, как смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и другие.

В-третьих, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, Сказочник, доктор Айболит, королева Осень, мудрая книга Энциклопедия и др.), и необычные элементы: специальные шапочки с кисточками, гонг, наглядно оформленные для «продажи» вещи на аукционе знаний; Мойдодыр со своими помощниками — Мылом, Щеткой, Зубной пастой (каждый в соответствующем костюме) на празднике «В гостях у Мойдодыра»; сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки, вещи, принадлежащие героям разных сказок в «Сказочной шкатулке» и т. п. Дети младшего школьного возраста эмоциональны, динамичны, чувствительны, и красочные элементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала.

Эффективность познавательной деятельности зависит от соблюдения ряда методических условий. Как было сказано выше, содержанием познавательной деятельности является информация о событиях, фактах, явлениях, людях и т. п. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу познания, необходимо постепенно увеличивать объем информации, которую получают дети. Сначала это только сведения о некоторых фактах, явлениях, событиях, которые дети в основном слышат от учителя или других взрослых. Но по мере накопления опыта познавательной деятельности, а также практических умений (умение работать с книгой, придумывать вопросы и искать ответы на них, отбирать нужную информацию, а главное — участие детей в ее добывании) растет их самостоятельность и активность, появляется увлеченность самим процессом познания.

Поэтому важным условием успешности познавательной деятельности можно назвать включение каждого ребенка в ее осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то по мере использования различных форм и активизирующей коммунарской методики ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела, игры; члена совета дела, жюри; именинника, строгого судьи и др. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей в познавательной деятельности: от пассивной к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Но это уже задача для тех, кто работает со старшеклассниками. Использование занимательных форм создает радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.

Какую методику выбрать для организации познавательных дел и игр? Самой эффективной на современном этапе является, на наш взгляд, коммунарская методика, лежащая в основе педагогики сотрудничества. Суть ее в том, что в каждой игре, в каждом коллективном творческом деле (КТД) ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действий, собирают необходимую информацию в процессе подготовки, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты. Позиция педагога — не над детьми, а вместе с ними. Он товарищ по совместной деятельности. Организация и проведение познавательных дел и игр в этом случае строится не по шаблону, не по готовому сценарию, а рождается в результате коллективного размышления, поиска лучшего варианта.

Рекомендуем посмотреть:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!