Автор: Кузьмина Мила Владимировна – заместитель директора по ВР МКОУ «Медвежьегорская СОШ№1»
Материал может быть использован для бесед с родителями, для родительского часа, для консультаций.
Союз взрослых и детей
Семья – это самое важное, что есть у ребёнка!
В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
Поэтому в организации воспитательной деятельности школы особое внимание уделяется работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.
Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах. Но в этом таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения детей. Дети, как правило, особенно в младших и средних классах, рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, дают оценку поступкам одноклассников, учителей. В этих случаях исходящая от детей информация не всегда объективная (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. Данные обстоятельства заставляют классных руководителей начинать работу с укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Изучение семьи каждого ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Работа педагогов с семьей стала одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы, так как достичь результата можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? Ответ на этот вопрос мы нашли в словах в А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Эти слова коллектив нашей школы сделал основой своей работы, школа - это не средство устрашения ребёнка, а место где дети вместе с родителями могут вместе принимать участие в развитии творческих способностей, учиться радоваться жизни.
В чем суть взаимодействия семьи и школы? Это прежде всего в:
- изучении условий воспитания в семье;
- индивидуальной и групповой работе с родителями;
- проведении тематических родительских собраний;
- привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
- защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения школьников. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. Ребенку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости, где главным помощником должен выступать родитель.
«Девочка Ксюша в первом классе не умела играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда у девочки - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость и несдержанность. Классный руководитель, психолог обратили внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности Ксюши, непростые взаимоотношения между мамой и бабушкой, где ребенок оказывался в центре событий всех семейных неурядиц. Создавая «ситуацию успеха», вовлекая в интересующую ребенка деятельность, обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки, сумели помочь ребенку преодолеть трудности в общении со сверстниками и мамой. Параллельно велась большая работа с семьей. Мама перенесла на свою дочь свое негативное отношение к школе (личные неудачи в школе, сложные взаимоотношения со своей мамой). Когда в школу пошел второй ребенок, отношение к школе у мамы изменилось. Успешность и удачи сына утвердили ее мнение, что она – хорошая мама. У мамочки повысилась самооценка и изменилось отношение к старшей дочери».
Чтобы узнать причину нежелательного поведения ребёнка, нужно знать о нём, о его близких как можно больше. Поэтому на всех «трудных» социальный педагог заводит карту сопровождения, куда заносит всю поступающую информацию о данном ребёнке и его окружении. Здесь важно всё: кто его воспитывает, каковы отношения в семье, успеваемость, посещаемость занятий, досуг, интересы и склонности, с кем дружит, как складываются отношения с учителями. Обязательно отмечаются личностные качества ребёнка, проявляющиеся в поведении и деятельности.
«Во втором классе к празднику 8 марта дети рисуют портрет мамочки. Учитель обращает внимание на готовые работы, где мама улыбается. «Не дождется!»- слышит учитель сердитый голос девочки Маши. «Давай нарисуем маме улыбку, ведь мамочка так тебя любит!», - договаривается учитель с Машей. Девочка с трудом соглашается, улыбается и продолжает рисовать».
Причина этой ситуации кроется в поведении самой мамы, которую ребенок чаще видит раздраженной и резкой, чем улыбающейся. Уроки рисования в данном случае являются уроками коррекции взаимоотношений ребенка и мамы (глазами ребенка мама увидит себя со стороны такой, какой хочет видеть ее ребенок). В 6-7 классах с этой же целью, учитывая возрастные особенности ребят, педагоги проводят творческие работы «Признание в любви маме». Готовые работы ребята отправляют по почте своим мамам. Дети учатся получать удовольствие от коллективно - творческих дел, которые они посвящают родным и близким людям и совместно с ними проводят: (работа над проектом «Моя семья», концерты ко Дню матери и 8 Марта, сувениры - подарки, сезонные экскурсии и походы, соревнования « Мы – дружная семья!», поездки в театр, оздоровительные поездки в бассейн, акции милосердия «Доброе сердце»).
Значительное место в системе работы с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Применяются различные формы педагогического просвещения – лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам, родительские собрания.
Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам классные руководители проводят знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.
Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями.
Желание найти союзника в лице родителей прослеживается с первых шагов ребенка в школе. Опытный глаз учителя видит ребенка и родителя. Если есть духовное родство между учителем и родителем, выполняются единые требования к ребенку, тогда будут и положительные результаты в обучении и воспитании.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость объясняется недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
«Подросток Саша,16 лет. Два года назад поступил к нам из другой школы по просьбе родителей. Мальчик состоял на учете в ПДН, прогуливал занятия, бросил спортивную секцию, был окружен компанией «трудных подростков». Администрация школы, имея полную информацию о «трудном подростке», вошла в положение родителей и ученика, и дала возможность мальчику сменить коллектив, и дать шанс «начать все с чистого листа». Прошло время. Классному руководителю удалось найти контакт с Сашей. Мальчик возобновил занятия спортом, подружился с ребятами. Учителя стали отмечать, что у мальчика есть способности к учебе, но очень часто Саша бывает замкнут, может грубить. Применяя методику совета близких, удалось выявить причину поведения – это отсутствие контакта с родителями. Папа, отставной военный, всегда в приказном тоне общается с сыном, а желания, проблемы сына его не тревожат. Саша, протестуя, пытается всячески обратить на себя внимание». Приходится признать, что часто родители, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, запретами, унижением) и отдаляют детей от себя, исключают или отталкивают. В такой борьбе победителей нет! На сторону ребенка становится классный руководитель, который используя различные методы, продолжает работать с родителями, чтобы изменить отношение к ребенку.
Взрослея, мы часто забываем свое детство, юность и как следствие перестаем понимать своих детей. Не умея поставить себя на их место, оценить ситуацию с их точки зрения, уважать их мнение и вкусы. Видя всё это, дети отдаляются и уже не допускают нас к себе. Чтобы этого не произошло, нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание, им нужна духовная поддержка. Детям не нужны навязчивые советы, как это бывает и в школе и в семье. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте, быть интересным для своих детей. Необходим тесный союз семьи и школы.
Мы предлагаем родителям поставить себя на место ребёнка и наоборот, и попробовать оценить ситуацию. Такой приём даёт очень сильный эффект, так как позволяет родителю осознать и пережить состояние ребёнка. После этого многие родители пересматривают свои поступки.
Работая с ребёнком, мы и его учим глядеть на себя глазами других людей, видеть и правильно оценивать свои поступки. Стараемся объяснить, почему взрослые недовольны его поведением и чего они от него ждут.
Очень часто подростки остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро.
«Сергей П. (13лет), мальчик из обеспеченной семьи, стал уклоняться от учебы, грубить учителям, мог обидеть одноклассников, учинить драку. Беседы с мамой не давали положительных результатов. Изучение ситуации показало, что папа занят работой, а мама не информировала папу о проблемах сына. Ко всему она относилась, как к детским шалостям, так как слепая любовь к сыну не позволяла вникнуть в проблемы Сергея. Поведение подростка неоднократно обсуждалось на совете профилактике, результатов никаких. На одном из педагогических советов (без присутствия мальчика) была разработана система работы с Сергеем по повышению самооценки, уверенности в себе. В школу был приглашен папа, который разделил тревогу учителей за сына. В лице папы мы увидели союзника, который вовремя нашел контакт с сыном. Сергей понял, что отец его любит с разумной требовательностью. Прошло две четверти. Может рано радоваться успехам подростка, но констатировать то, что мальчик стал спокойнее, перестал пререкаться с учителями, конфликтовать с одноклассниками, увереннее стали его ответы на уроках, более ответственным он стал в общественных делах. В игре «На линии огня» Сергей был капитаном команды и впервые бежал на лыжах в команде класса. А как он играл роль Деда Мороза на школьных «Рождественских встречах»!
В этой непростой ситуации помогли высокая культура общения и такт учителей и родителя, терпение и вера в силы подростка. Создание ситуации успеха в учебном и воспитательном процессе, организация оценочной деятельности и предупреждение невротических расстройств - вот заботы наших педагогов в работе с подростковым «трудным» детством.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем кроме самых близких для него в семье людей. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей сколько может сделать семья.
Беседуя с молодым классным руководителем, услышала: «Мне повезло на отзывчивых родителей. Именно они помогают мне хорошо изучить моих учеников, выявить их сильные и слабые стороны. Они – мои помощники и замечательные советчики!» А в социальной сети «В контакте» школы прочитала комментарий одной мамы к фотографии учителя: «Евгения Андреевна – наш классный руководитель. Мой сын уже взрослый, а я с такой теплотой вспоминаю родительские собрания, на которые все мы ходили с удовольствием. Это были замечательные встречи родных людей: учителя и родителя!»
Радостно, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования жизненных ориентиров, помочь становлению личности ребенка.
В завершении, хочется всем напомнить притчу: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - и, подумав, добавил, - и мира тоже».
Всем, педагогам и родителям, мы желаем любви, прощения, терпения и мира!
Рекомендуем посмотреть:
Методика «Родительский совет»
Паспорт семьи в школе. Образец заполнения
Анкеты для родителей в школе, 5-7 класс
Тесты для родителей на родительском собрании в 5-9 классе
Стили родительского воспитания. Методика