Проектирование воспитательного процесса в школе

Проектирование воспитательного процесса в современном образовательном учреждении

Актуальной задачей педагогической науки и практики является проблема поиска альтернативных систем воспитания, основанных на новых педагогических технологиях.

Пути решения этой проблемы предполагаются самые разнообразные. Так, в передовой педагогической практике зародились и эффективно работают авторские системы В. А. Караковского, А. А. Захаренко, А. Н. Тубельского и др. Однако они имеют четко выраженную индивидуальность, а следовательно, не во всех чертах повторимы в опыте массовой школы.

Другие этот путь видят в создании программы воспитания на базе общечеловеческих ценностей как основы для построения системы воспитательной работы. Третьи предпринимают поиски организации жизнедеятельности учащихся на основе клубной формы работы, создании разновозрастных коллективов в соответствии с интересами.

Анализ опыта работы авторских воспитательных систем и новационных учебных заведений показывает, что их отличительной чертой является разработка собственных педагогических технологий, которые и обеспечивают эффективность системы воспитательной работы.

Исследования показывают, что наиболее сложным звеном в проведении опытно-экспериментальной работы в области воспитания является разработка проекта системы воспитательной работы для школы и гимназии в целом.

Проектирование системы воспитательной работы необходимо осуществлять на нескольких уровнях: концептуальном, организационно-деятельном, технологическом и прогностическом.

Концептуальный уровень проектирования системы воспитательной работы

Наиболее сложным звеном является разработка концептуальных основ системы воспитательной работы с учащимися.

Первый шаг в разработке концептуальных идей заключается в обосновании методологической позиции, через которую мы анализируем прошлое, смотрим на настоящее и прогнозируем будущее развитие системы воспитательной работы. Определение методологической позиции при проектировании системы воспитательной работы в первую очередь необходимо не только педагогу-исследователю, но и практику, который «сегодня находится в смятении», отмечает В. А. Караковский, он потерял «точку опоры», идеологические ориентиры, что затрудняет разработку конкретных технологий в области воспитания.

Организационно-деятельностный уровень проектирования системы воспитательной работы состоит в том, что определяются возможности социальной среды и условия, в которых будет протекать жизнедеятельность учащихся, планируется система их деятельности.

Главное здесь не только в том, чтобы организовать деятельность учащихся, например, через систему творческих дел внутри школы или создать клубы по интересам, а в том, чтобы социальная среда школы (и вне ее) давала возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, чтобы она способствовала переходу ребенка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогала самовыражению личности.

Реализация этих идей на практике осуществляется на основе совместного (педагога-воспитателя и учащихся) планирования системы воспитательной работы, где определяются основные направления жизнедеятельности учащихся.

В практике бытует мнение, что планы воспитательной работы исчерпали себя, что это лишняя «писанина» для классного руководителя. Однако анализ воспитательной работы новационных учебных заведений эту мысль не подтверждает.

Планирование является важным моментом построения и реализации воспитательной работы как системы. Это процесс творчества педагога-воспитателя, классного руководителя, в ходе которого, помимо общих принципов воспитания, следует руководствоваться следующими сложившимися на практике и обоснованными наукой требованиями:

1. План воспитательной работы в первую очередь должен быть сориентирован на образовательно-воспитательную концепцию новационного учебного заведения. В этом случае не будет рассогласования учебного и воспитательного процессов в их влиянии на формирование личности учащихся.

2. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел, важно, чтобы в нем был «стержень», вокруг которого они выстраиваются.

3. Следует планировать не работу с учащимися, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую.

4. План должен быть максимально индивидуализирован, учитывать способности классного коллектива, отдельных учащихся, возможности воспитателя, социальной микросреды.

5. Необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план дел.

6. Должны быть разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания.

7. План предусматривает логику построения дел на основе ситуации жизнедеятельности учащихся, соответствующую логике целей воспитания.

8. План должен учитывать работу гимназии, школы с возможностями микрорайона; а также юбилейные даты страны.

Структура плана воспитательной работы включает в себя, во-первых, психолого-педагогическую характеристику класса, или «карту воспитанности», во-вторых, цели и задачи воспитательной работы, решение которых планируется в данный промежуток времени (четверть, полугодие, год); в-третьих, систему средств их достижения, которая может быть представлена в различных формах.

Форма плана воспитательной работы не является раз и навсегда заданной. Каждый педагог-воспитатель имеет право предложить свою, и в этом случае коллектив обсуждает ее на заседании кафедры МО классных руководителей, принимает решение о ее целесообразности.

Важным аспектом в реализации проекта системы воспитательной работы в практике является определение функциональных обязанностей педагогов-воспитателей (классных руководителей).

Круг функциональных обязанностей педагога-воспитателя (классного руководителя) концентрируется вокруг главных целей - защита ребенка и создание условий для свободного развития его интеллектуальных, духовных и физических сил.

Каковы же основные направления деятельности классного руководителя?

I. Изучение личности учащихся.

Каждый классный руководитель обязан составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива на основе характерологических особенностей личности учащегося.

Следует вести дневник наблюдений, или «карту воспитанности»; организовать обсуждение экспертных оценок учителями, работающими в вашем классе, родителями, советом класса.

В своей работе необходимо использовать различные методы изучения личности: беседы с учащимися, их друзьями, учителями и родителями, наблюдение, анкетирование, тестирование. Следует помнить, что изучение личности - не самоцель. В процессе изучения надо стремиться раскрыть «Я» ребенка, помочь ему обрести себя, свою индивидуальность.

II. Индивидуальная работа с учащимися.

Необходимо попытаться установить доброжелательные отношения с каждым ребенком.

Установите личные контакты с каждым учеником, поинтересуйтесь его здоровьем, отношениями с родителями, друзьями, спросите о личных планах и трудностях.

Контролируйте учебную работу, но помните, что это не самое главное в жизни ребенка.

Учите каждого учащегося сотрудничать, планировать, анализировать деятельность свою и других.

Помогите ребенку в самообразовании и самовоспитании.

III. Создание оптимальных условий для учебной деятельности.

Информируйте учащихся об уроках и изменениях в расписании. Следите за посещаемостью, будьте в курсе причин пропусков уроков.

Организуйте в классе занятия «НОТ в жизни человека».

Помогите отстающим (консультации с учителям и-предметниками, взаимопомощь, взаимопроверка друг друга и др.).

Следите за состоянием ведения дневников, старайтесь не записывать туда информацию, нежелательную для ребенка.

Сотрудничайте с учителями-предметниками (доведите до их сведения психофизиологическое состояние каждого, их интересы, склонности, потребности, самооценку и др.).

Совместно с учителями создавайте ситуации успеха в учении (похвала, подбадривание и др.).

Посоветуйте, как готовить домашнее задание, помогите выявить затруднения.

Организуйте работу по самообразованию каждого ребенка.

IV. Организация внеучебной жизнедеятельности учащихся.

Выясните желания, потребности и интересы каждого учащегося. Постарайтесь строить свои отношения с ребятами с учетом их чувства взрослости, займите позицию их друга.

Совместно с учащимися выработайте «Законы жизни класса».

Выберите совет класса, который бы защищал интересы каждого ребенка.

На перемене будьте вместе с детьми.

Организовывая дела в классе, старайтесь, чтобы они носили творческий характер и отвечали интересам большинства.

Организуйте общественно-полезный труд ребят.

Попытайтесь пробудить у учащихся интерес к самовоспитанию.

V. Сотрудничество с родителями.

Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые-самые лучшие дети в мире.

Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свобод.

Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.

Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

Привлекайте родителей к участию совместной с детьми деятельности как в гимназии, так и вне ее.

Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

VI. Учет и координация влияния окружающей среды.

Рекомендуйте учащимся, родителям имеющиеся в микрорайоне досуговые организации (кружки, секции, спортивные и иные общества).

Установите связь с библиотекой, выявите читательские запросы ваших ребят, организуйте совместную работу по стимулированию интереса к чтению, самообразованию.

Поддерживайте связь с инспекцией по делам несовершеннолетних, которая поможет организовать профилактику правонарушений среди учащихся.

Стремитесь знать окружение ребенка вне гимназии (его референтную группу), выработать у него разумное оценочное суждение о его сверстниках.

Имейте друзей класса, которыми могут быть шефы с производства или старшие школьники.

VII. Функции координации воспитательных влияний.

Успех вашей работы во многом зависит от плана воспитательной работы, советуем планировать ее в двух аспектах - перспективном и текущем.

Огромную помощь в работе с детьми окажут психолог и врач - советуйтесь с ними.

Работоспособность ребят определяется правильной организацией горячего питания - обеспечьте его в школе.

Регулярно, не менее 2-3 раз в день, посещайте уроки в своем классе - лучше узнаете ребят в деле.

Важным аспектом организационно-деятельностного уровня является научно-методическое обеспечение воспитательного процесса: разработка диагностических методик по выявлению уровня воспитанности личности и коллектива; определение критериев результативности проектируемой системы; обучение педагогов-воспитателей по программе личностно ориентированного воспитания; изучение и обобщение передового педагогического опыта, создание «методической копилки» и др.

Технологический уровень проектирования воспитательной работы

Технологический уровень заключается в том, что педагог- воспитатель, как и классный руководитель, обязан владеть способами и приемами реализации проекта системы воспитательной работы. Исследования показывают, что можно выделить ряд процедур, которые составляют основу технологии построения и реализации системы воспитательной работы. Первая - изучение личности учащихся своего класса и определение на этой основе целей и задач, необходимых для ее развития. Вторая - отбор необходимых и достаточных педагогических средств для реализации целей и задач. Третья - включение в систему наиболее значимых для организации жизнедеятельности учащихся элементов - родителей, учителей-предметников, референтных лиц, социальных институтов, работающих с детьми в микрорайоне. Четвертая процедура подразумевает, что система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности педагога- воспитателя, учащихся и других лиц, включенных в систему - это основа для коррекции и дальнейшего ее развития.

Анализ системы в целом. Уровни функционирования системы воспитательной работы

Анализ опыта работы классных руководителей общеобразовательных школ, новационных учебных заведений показывает, что при проектировании системы воспитательной работы важно ориентироваться на ее сущностные характеристики - системность и целостность, видеть ее в развитии.

При разработке своего проекта воспитательной работы педагогу необходимо знать о тех ступенях, которые характеризуют уровень функционирования системы воспитательной работы. Далее приводятся основные характеристики каждого уровня.

Первый (низкий) уровень функционирования системы воспитательной работы. На этом уровне представлены все компоненты (цели, содержание, формы и методы), однако они слабо взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Цели и задачи воспитательной системы не отражают уровня воспитанности учащихся, зачастую глобальны, в них не проектируется развитие личности в целом.

Воспитательные воздействия разрознены, наблюдается увлечение отдельными видами деятельности в ущерб другим. Проводимые мероприятия, не объединены в систему по решению воспитательных задач.

Классный руководитель не опирается на инициативу и самодеятельность учащихся. Коллектив класса находится в стадии формирования, отношения в нем строятся на авторитете или авторитетности педагога-воспитателя.

При таком уровне функционирования воспитательного процесса педагогу-воспитателю удается возбудить актуальные состояния в отдельных ситуациях жизнедеятельности, наиболее благоприятных для формируемого качества, однако они заметного влияния на развитие личности не оказывают.

Второй (средний) уровень функционирования системы воспитательной работы. Для данного уровня характерно наличие в системе общественно значимых целей воспитания, их соответствие степени воспитанности большинства учащихся класса.

По реализации поставленных целей намечаются комплексы дел. В их организации и проведении классный руководитель опирается на интересы, инициативу, самостоятельность учащихся. Коллектив класса находится в состоянии творческой деятельности, работают органы ученического самоуправления.

Между педагогом-воспитателем и большинством учащихся устанавливаются доверительные отношения: ребята признают его авторитет, а учитель стремится к равному сотрудничеству с ними.

На данном уровне функционирования процесса педагогу- воспитателю удается возбудить актуальные состояния формируемых качеств личности, запроектированных в целях системы, в большинстве ситуаций воспитательного процесса, но они неустойчивы и требуют постоянного подкрепления со стороны классного руководителя, родителей, учителей, коллектива класса.

Третий (высокий) уровень функционирования системы.

Выстраивается последовательность целей, выражающая те психологические новообразования, которые должны быть достигнуты в каждой из частей воспитательного процесса по ходу его движения.

Выделяется системообразующий процесс, где деятельность коллектива в целом является ведущей. Вокруг него структурируются воспитательные влияния других процессов — учителей- предметников, семьи, общественных организаций, средств массовой информации. Их функции организованы и скоординированы классным руководителей и направлены на обеспечение главной функции системы.

Управленческая функция классного руководителя направлена на оптимальное действие компонентов процесса в ходе его движения.

При такой организации воспитательный процесс возбуждает актуальные состояния формируемых качеств личности на каждом этапе движения процесса, в силу чего они проявляются в большинстве ситуаций воспитательной работы. Это служит основой их превращения в потребность действовать на основе требований, разработанных в коллективе. Между всеми участниками системы воспитательной работы (учителями-предметниками, родителями, учащимися) установлены отношения сотрудничества и диалога. Личность ученика выступает как субъект собственной деятельности, педагог-воспитатель работает с ним на равных.

Прогностический уровень проектирования системы воспитательной работы с учащимися

Опыт работы новационных учебных заведений показывает, что возможности для организации жизнедеятельности учащихся, которая удовлетворяла бы их потребностям, способствовала свободному выбору того вида деятельности, который необходим только в рамках школы, ограничены. Многие коллективы пришли к необходимости создания центра развития личности как образовательного учреждения непрерывного образования и воспитания.

Главной целью его является развитие духовно нравственных начал личности, социального творца путем самореализации человека через свободный выбор тех видов деятельности, которые соответствуют его интересам, потребностям, склонностям.

Подобный вариант можно наблюдать во многих ОУ, что позволяет говорить о тенденции и прогнозировать расширение воспитательной работы, выход ее из стен школы (гимназии) в социум района, что не может не способствовать стимулированию учащихся к включению в реальную самостоятельную деятельность.

Описанные выше четыре уровня проектирования системы воспитательной работы с учащимися могут служить ориентирами для проведения опытно-экспериментальной работы в области воспитания, создания собственных педагогических технологий.

Автор: В. Н. Птaшкинa

Рекомендуем посмотреть:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Функции классного часа

Внеклассная работа в школе

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Нет комментариев. Ваш будет первым!