Средний школьный возраст. Особенности развития

Средний школьный возраст. Характеристика кратко

Средний школьный возраст – это возраст от 11 до 14 лет

Средний школьный возраст называют еще подростковым возрастом. Рассмотрим его особенности. В отличие от младшего школьного возраста, подростковый возраст характеризуется бурным физическим и половым созреванием и такой же бурной системой взаимоотношений в социуме. Это возраст очередного кризиса в жизни ребенка.

Подростков характеризуют ряд противоречий в их характере и пубертатный период. Противоречия можно увидеть во всем — поведении, оценке событий и явлений, в оценке сверстников, взрослых, самооценке, проявлении чувств, стремлений, побуждений.

Пубертатный период — это период созревания, стадия, в которой человек становится половозрелым. Нужно очень внимательно, но не навязчиво относиться к ребенку в это время. Ведь первый сексуальный опыт приводит, как правило, к страхам и растерянности ребенка перед неизведанными чувствами и ощущениями. Это может сказаться на его поведении, в котором будут явно видны дискомфорт и страх перед новой жизнью. Повышенная возбудимость и чувствительность находят свое выражение в драчливости, капризах и неудовлетворенности собственной жизнью. Недаром безжалостная статистика констатирует попытки самоубийств именно в подростковом, так сказать, трудном возрасте. Зачастую не понятые взрослым окружением, оставшиеся один на один со своими страхами, чувствами и стыдом, дети находят единственный, как им кажется, путь решения проблем — уход от этих проблем в прямом смысле.

Физическая и психическая зрелость протекают в разные сроки. Поэтому мы видим подростков, озабоченных своей внешностью, сексуальностью, но не берущих на себя ответственность не только за действия окружающих их людей, но и за собственные поступки. Основной доминантой этого возраста является доминанта взрослости подростка. Это очень важная доминанта, и задача взрослого — правильно «отыграть» новую позицию ребенка. Очень важно не потерять тот стиль взаимоотношений, который сложился в предыдущем периоде.

Психическое развитие подростков характеризуется усилением такого новообразования, как самосознание. Личность ориентирована на собственную оценку и отстаивает свое право на это. Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте, но в этот период ребенок еще в основе своей ориентируется на оценку взрослых. Она для него более значима. Для подростка, стремящегося к взрослости, самооценка является одним из атрибутов взрослого мира и носит уже устойчивый характер. Как правило, подростки имеют идеал и стремятся на него походить. Очень часто этот идеал не совпадает с мнением родителей. В таком случае родители должны четко усвоить, во-первых, что идеал ребенка — это не их идеал и, во-вторых, что идеалов может быть еще много и не стоит воевать за право выбирать их для своего ребенка.

В отличие от младшего школьника, подросток формирует свою самооценку, опираясь на оценку окружающих людей. Как правило, это его друзья, подруги, сверстники. Формирование адекватной самооценки влияет на возрастание самостоятельности подростка. Самостоятельность же как нравственное качество определяет уровень его взрослости. Так что самооценка — очень важное образование в жизни подростка. Кроме того, этому возрасту свойственно бурное проявление чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется в его поведении среди сверстников, в семье, в обществе. Подростки горячо доказывают свои взгляды и право на них. Реагируют на малейшее с их точки зрения ущемление их прав. Эмоциональные проявления подростков обладают уже большей устойчивостью по сравнению с младшими школьниками. Как правило, дети в этом возрасте злопамятны и долго не забывают нанесенных им обид.

Надо сказать, что подросток готов к учебной деятельности и выбор его позиции в основном зависит от личного интереса к тому или иному предмету. Формирование мотивов учения продолжается, но, в отличие от младшего школьника, изменяется доминирующая потребность. Ею становится познавательная потребность, дающая возможность при ее удовлетворении формировать у школьников устойчивые познавательные интересы. К подростку приходит понимание значимости знаний. Ведь для младшего школьника основным мотивом обучения является скорее похвала учителя или родителя, а не приобретение знаний. В подростковом возрасте приходит осознание, что наличие знаний дает возможность выбора жизненного пути. Это является мощным мотивом обучения подростков. Но это же может явиться и отрицанием знаний как таковых. Происходит такое отрицание, если ребенок не убежден в значении получаемых знаний для его дальнейшей жизни. Может, он растет в семье, где знания не ценятся и родители не поддерживают работу школы по формированию потребности в них. Если же семья взаимодействует со школой в части формирования потребности в знаниях, да плюс к этому разумный подход учителей к успехам школьника, то, безусловно, этот позитивный настрой формирует у ребенка адекватную самооценку и соответственно повышает его жизненный тонус и самостоятельность. Вообще, что касается развития познавательных процессов у подростка, то они «доформировываются». Так, он мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает и запоминает. Но ему еще свойствен разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий. Подростку легче справиться с определением конкретных понятий. Он использует приемы запоминания, такие, как многократное чтение, чтение и воспроизведение и пр.

Рекомендуем посмотреть:

Проблемы подросткового возраста. Мятежная юность: правда и заблуждения

Старший школьный возраст. Характеристика кратко

Психологические особенности детей школьного возраста

Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка

Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения

Нет комментариев. Ваш будет первым!