Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Печникова Юлия Сергеевна, педагог-психолог Муниципального казенного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Алые паруса», г. Новокузнецк

Описание материала: По средствам антристрессовых игр дети обучаются навыкам саморегуляции, повышается стрессоустойчивость, повышается уверенность в себе. Занятие рассчитано для подростков, сталкнувшихся с трудной жизненной ситуацией. Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, работающих в реабилитационных центрах для несовершеннолетних, приютах, детских домах.

Цель: Повышение стрессоустойчивости подростков.

Задачи:

Образовательные: обучить навыкам регулирования эмоционального состояния, сформировать стрессоустойчивость, конфронтацию с жизненными проблемами, сформировать новые способы эмоциональной экспрессии, сформировать новые жизненные установки.

Развивающие: развить самосознание, повысить самооценку.

Воспитательные:  воспитать чувство уверенности в себе, стойкость в неудачах, социальную активность.

Используемые материалы: детские музыкальные инструменты, аудиозаписи с классической музыкой, цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия

Приветствие.

Игры на дыхание.

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов, улучшение атмосферы в группе, установление межличностных отношений детей в группе.

1.Тонизирующее дыхание.

Инструкция: медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят. Далее сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2. Снятие мышечного зажима на уровне горла и шеи.

Инструкция: вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

1. Расслабление мышц лица и головы.

Инструкция: упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4. Расслабляющее дыхание.

Инструкция: представить перед собой большой и красивый букет цветов и вдыхать воображаемый аромат.

Игра «Ассоциации».

Цель: Развитие самосознания, осознание собственных переживаний, повышение уверенности в себе.

Детям предлагается прослушать специально подобранное музыкальное произведение, а затем обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания.

Игра «Рисование под музыку».

Цель: экстериорезирование  эмоций и чувств, самовыражение, формирование навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости, снижение психоэмоционального напряжения.

Дети рисуют под классическую или релаксационную музыку. Далее идет обсуждение рисунков.

Игра «Угадай эмоцию».

Цель: развитие эмоциональной сферы, установление межличностных отношений детей в группе.

Детям предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению.

Игра «Музыкальное общение».

Цель: развитие коммуникативных навыков, улучшение атмосферы в группе, установление межличностных отношений детей в группе.

Требуется наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Игра «Авторская песня».

Цель: развитие самосознания.

Сочинение песни с использованием приема синквейн – пятистрочной стихотворной формы.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Рефлексия.

Дети отвечают на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложным?

Прощание.

Рекомендуем посмотреть:

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Оксана Стругуля # 2 ноября 2013 в 16:15 +1
Спасибо за очень хороший материал. Попробую применить его на своих занятиях с детьми. dance
магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 01:36 +1
замечательный материал!музыкотерапия вообще вещь серьёзная.особенно для современных детей , окружённых стрессовыми ситуациями.считаю,что всем педагогам на своих занятиях нужно использовать элементы арт-терапии.успехов вам, юлия сергеевна.
Шульц Евгения Андреевна # 10 января 2014 в 15:57 +1
очень интересный материал, про музыкотерапию я почему-то мало что слышала, обязательно возьму себе на заметку
Асель Сагидолловна Калтумбасова # 1 февраля 2014 в 20:38 +1
Спасибо очень полезный материал.
Римма Зуфаровна Ахматьянова # 21 февраля 2014 в 20:30 0
Я тоже с вами согласна! Спасибо большое!
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:57 +1
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии: - Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии: -Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); - Регулирующее влияние на психовегетативные процессы; - Повышение эстетических потребностей.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:27 +1
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии: - Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии: -Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); - Регулирующее влияние на психовегетативные процессы; - Повышение эстетических потребностей.
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 19:31 0
Удивительная методика. Мне кажется, стоит даже чуть изменить заголовок: работать так эффективно с детьми помладше. Была однажды на МК, где педагог показывала детям, как любой практически предмет окружающего мира дает звук, свою музыку. Особенно запомнилась заводная игрушка-рыбка, которая хвостом из стороны в стороны шевелила. Музыка моря. Нет? А какой должна быть такая музыка? Ребенок незаметно включается в диалог.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 18:50 0
Тема антистресса в наше время актуальна. стресс испытывают как дети, так и педагоги и родители. поэтому я считаю ,что данное занятие можно использовать в практике.
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 11:58 0
Тема стресса в наше время актуальна. стресс испытывают как дети, так и педагоги и родители. поэтому я считаю ,что данное занятие можно использовать в практике.
Римма Ивановна Мельникова # 21 февраля 2015 в 22:53 0
Работаю в детском доме и применяю ,занимаясь в сенсорной комнате с детьми,аналогичные упражнения.Новыми для меня является набор дыхательных упражнений.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 20:58 0
Здравствуйте. Психолог-педагогическая коррекция -это система мероприятий направленных на исправление недостатков в психологии или в поведении человека. Музыкотерапия одно из специальных средств психологического воздействия. Хороший материал.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 21:30 0
спасибо за интересную разработку, включу упражнения в предстоящий тренинг с учениками.
Елена Валентиновна Токаева # 9 октября 2015 в 19:06 0
Большое спасибо!
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 10:36 0
Спасибо за интересный материал. Особенно с подростками важно работать в данном направлении
Наталья Алексеевна Ирицкая # 5 февраля 2018 в 14:58 0
Тема нарушения психоэмоционального состояния очень актуальна в наши дни.Каждая третья семья обращается к нам в Центр именно с высоким уровнем тревожностью у детей,нарушением межличностных отношений. Ваш материал очень интересный.Проводя консультации с родителями пробовали предложенные игры. подводя итоги родители делились своими ощущениями до и после.Всем очень понравилось.Большое Вам спасибо.
Надежда Леонидовна Калашникова # 29 июня 2018 в 16:02 0
Музыкотерапия вообще вещь серьёзная.особенно для современных детей , окружённых стрессовыми ситуациями.считаю,что всем педагогам на своих занятиях нужно использовать элементы арт-терапии