Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Автор: Печникова Юлия Сергеевна, педагог-психолог Муниципального казенного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Алые паруса», г. Новокузнецк
Описание материала: По средствам антристрессовых игр дети обучаются навыкам саморегуляции, повышается стрессоустойчивость, повышается уверенность в себе. Занятие рассчитано для подростков, сталкнувшихся с трудной жизненной ситуацией. Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, работающих в реабилитационных центрах для несовершеннолетних, приютах, детских домах.
Цель: Повышение стрессоустойчивости подростков.
Задачи:
Образовательные: обучить навыкам регулирования эмоционального состояния, сформировать стрессоустойчивость, конфронтацию с жизненными проблемами, сформировать новые способы эмоциональной экспрессии, сформировать новые жизненные установки.
Развивающие: развить самосознание, повысить самооценку.
Воспитательные: воспитать чувство уверенности в себе, стойкость в неудачах, социальную активность.
Используемые материалы: детские музыкальные инструменты, аудиозаписи с классической музыкой, цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия
Приветствие.
Игры на дыхание.
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов, улучшение атмосферы в группе, установление межличностных отношений детей в группе.
1.Тонизирующее дыхание.
Инструкция: медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят. Далее сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.
2. Снятие мышечного зажима на уровне горла и шеи.
Инструкция: вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.
1. Расслабление мышц лица и головы.
Инструкция: упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.
4. Расслабляющее дыхание.
Инструкция: представить перед собой большой и красивый букет цветов и вдыхать воображаемый аромат.
Игра «Ассоциации».
Цель: Развитие самосознания, осознание собственных переживаний, повышение уверенности в себе.
Детям предлагается прослушать специально подобранное музыкальное произведение, а затем обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания.
Игра «Рисование под музыку».
Цель: экстериорезирование эмоций и чувств, самовыражение, формирование навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости, снижение психоэмоционального напряжения.
Дети рисуют под классическую или релаксационную музыку. Далее идет обсуждение рисунков.
Игра «Угадай эмоцию».
Цель: развитие эмоциональной сферы, установление межличностных отношений детей в группе.
Детям предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению.
Игра «Музыкальное общение».
Цель: развитие коммуникативных навыков, улучшение атмосферы в группе, установление межличностных отношений детей в группе.
Требуется наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.
Игра «Авторская песня».
Цель: развитие самосознания.
Сочинение песни с использованием приема синквейн – пятистрочной стихотворной формы.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Рефлексия.
Дети отвечают на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложным?
Прощание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста