Автор: Малютина Людмила Викторовна, педагог-психолог, КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»
Описание работы: материал будет интересен как для психологов педагогических колледжей, так и других образовательных учреждений. Целевая аудитория – студенты СПО, старшеклассники. В учебно-воспитательном процессе предлагаемая программа может использоваться в часы факультативных занятий, как элективный курс или модуль дополнительного образования.
Реализация программы предполагает наличие следующих материально-технических средств:
1. Видео-материалы обучающего характера
2. Компьютер с колонками
3. Краски, кисти
4. Доп. материал для тренинговой работы
Цель программы: подготовка специалистов области образования, готовых эффективно применять элементы арт-психологии в профессиональных и личностных целях.
В процессе освоения модуля студенты учатся применять методы арт-психологии в решении собственных личных проблем и оказывать необходимую помощь своим воспитанникам в личностном становлении и развитии. В качестве осваиваемых в процессе обучения компетенций выступают такие арт-психологические средства как: имаготерапия – куклотерапия, сказкотерапия, образно-ролевая драмотерапия; изотерапия; музыкоцветотерапия; музыкопсихотерапия, музыкоизотерапия и др.
Задачи:
- освоить и быть готовым применять методы и приемы арт-терапии
- научиться выстраивать линию саморазвития (как профессионального, так и личностного)
- расширить спектр приемов в решении личностных проблем
- формировать безоценочное отношение к человеку
В свете ФГОС рассматриваемая программа ориентирована на формирование сквозных для всех специальностей « общих компетенций». А блок «профессиональных компетенций» при всей своей специфичности, структурируется как менеджерская деятельность, которая обязательно включает в себя в обобщенном виде такие элементы как: целеполагание, планирование, организацию деятельности, контроль, коррекцию. Программа модуля представляет собой систему тренинговых занятий по типу групп личностного роста. Образовательный процесс модуля предполагает рефлексивную деятельность каждого участника группы в личностном и профессиональном плане. Такой подход базируется на базовых потребностях личности в самореализации, самоуважении, саморазвитии, самосовершенствовании. Результатом подобной деятельности должен стать индивидуальный вектор движения студента в личностном и профессиональном плане, выстроенный им с применением техник арт-терапии. Организуемая в рамках модуля работа простраивается в компетентностном подходе.
В процессе работы формируются:
*социальная и индивидуальная компетентность (в узко-психологическом смысле – специфические компетентности)
- уметь решать ситуационно обусловленные проблемы
- формируемая надситуативная активность
* коммуникативно-управленческая компетентность
- уметь ставить цели; организовывать деятельность; выстраивать коррекцию; рефлексировать; проводить анализ.
В качестве основных принципов построения образовательной программы модуля «Арт - психология как средство профессионального и личностного становления» рассматриваются:
· Деятельностный подход
· Сочетание обучения с проектной деятельностью
· Использование активных форм обучения
· Модульность, разбивающая содержание курса на несколько автономных частей
· Дискуссионный характер обучения
· Рефлексивно-аналитическое построение тренинговой работы
Требования к уровню содержания программы
Формирование представлений:
- познакомятся с основными понятиями арт-психологии, методами и приемами арт-терапии
- познакомятся с техниками личностного развития, подходами к выстриванию индивидуальной траектории развития
- узнают приемы формирования безоценочного отношения к человеку
Формирование навыков:
- научатся применять методы и приемы арт-терапии
- будут подбирать формы арт-психологической работы в соответствии с «проблемным полем»
- научатся выстривать линию саморазвития (как профессионального, так и личностного)
- освоят ряд приемов решения личностных проблем
Студенты должны:
· Обладать базовыми компетенциями: коммуникативно-управленческой
- уметь ставить цели; организовывать деятельность; выстраивать коррекцию; рефлексировать; проводить анализ.
· Обладать ключевыми компетенциями: социальной и индивидуальной
- уметь решать ситуационно обусловленные проблемы
- формируемая надситуативная активность
Объём и виды учебной нагрузки
№
п/п
|
Вид учебной деятельности
|
Количество часов
|
Лекции
|
Практическая
работа
|
1
|
Социально-психологический тренинг
|
0,5
|
1,5
|
2.
|
Арт-психология как направление
|
1,5
|
6,5
|
3
|
Арт-психологические средства
|
5
|
15
|
4
|
Формирование индивидуальной
траектории развития
|
5
|
15
|
5
|
Саморегуляция психических состояний
с применением арт-психологических техник
|
2
|
10
|
6
|
Психологические тренинги
|
2
|
6
|
7
|
Построение индивидуальной траектории
личностного и профессионального развития
|
-
|
2
|
8
|
Итоговый контроль
|
-
|
2
|
|
Итого: 74
|
16
|
58
|
Тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Учебная нагрузка
|
|
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Социально-психологический тренинг
|
2
|
0,5
|
1,5
|
1.1
|
Тренинг «Давайте общаться». Организация безопасного пространства для взаимодействия и освоения модуля. О содержании модуля.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
2
|
Арт-психология как направление
|
8
|
1,5
|
6,5
|
2.1.
|
Проективная психодиагностика.
Учимся познавать себя с применением проективных методик.
Рисуночный тест «Кактус». Интерпретация рисуночных тестов.
|
4
|
1
|
3
|
2.2.
|
Методы арт-психологии в коммуникативной практике; арт-терапевтические техники.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
2.3.
|
«Тренинг партнерства» с применением арт-терапевтических техник.
|
2
|
|
2
|
3
|
Арт-психологические средства
|
20
|
5
|
15
|
3.1.
|
Сказкотерапия. Общее представление.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
3.2.
|
Мандала как техника арт-психологии
|
1
|
|
1
|
3.3.
|
Коммуникативные игры и арт-психология
|
1
|
|
1
|
3.4.
|
Психологическая игра «Авиакатастрофа» с применением рефлексивных арт-психологических приемов
|
2
|
|
2
|
3.5.
|
Групповые арт-психологические приемы.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
3.6.
|
Самоисследование психотипа. Формирование приемов саморегуляции на основе особенностей своего психотипа. Тренинг стрессоустойчивости.
|
2
|
|
2
|
3.7.
|
Песочная терапия. Обзор способов применения.
|
2
|
1
|
1
|
3.8.
|
Куклотерапия. Общая характеристика.
|
2
|
1
|
1
|
3.9.
|
Имаготерапия. Развитие коммуникативных возможностей с применением имаготерапии.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
3.10.
|
Музыкотерапия. Тренинг восприятия с применением музыкотерапии.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
3.11.
|
Цветотерапия. Особенности применения.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Формирование индивидуальной траектории развития
|
20
|
5
|
15
|
4.1
|
Траектория развития как осознанная форма движения.
|
2
|
1
|
1
|
4.2
|
Диагностика личностных особенностей как основа целенаправленного развития.
|
3
|
0,5
|
2,5
|
|
Тренинг личностного роста
|
4
|
1
|
3
|
4.3
|
Исследование профессиональной направленности как аналитической составляющей
|
3
|
0,5
|
2,5
|
4.4.
|
Тренинг профессионального самопознания
|
4
|
1
|
3
|
4.5.
|
Построение индивидуальной стратегии развития
|
4
|
1
|
3
|
5
|
Саморегуляция психических состояний с применением арт-психологических техник
|
12
|
2
|
10
|
5.1
|
Характеристика приемов саморегуляции с элементами аутогенной тренировки.
|
4
|
1
|
3
|
5.2
|
Арт-психологические техники и снятие нервно-психического напряжения.
|
4
|
1
|
3
|
5.3
|
Тренинг саморегуляции
|
4
|
|
4
|
6
|
Психологические тренинги
|
8
|
2
|
6
|
6.1
|
«Поведение в конфликте»
|
2
|
0,5
|
1,5
|
6.2
|
Тренинг развития жизненных целей
|
5
|
1,5
|
3,5
|
6.4.
|
Рефлексивная встреча «Я и модуль. Итоги работы»
|
1
|
|
1
|
7
|
Построение индивидуальной траектории личностного и профессионального развития. С учетом содержательной стороны модуля.
|
2
|
|
2
|
8
|
Итоговый контроль.
|
2
|
|
2
|
|
Всего:
|
74
|
16
|
58
|
Содержание программы
№
|
Тема
|
Содержание учебного материала
|
1.
|
Тренинг «Давайте общаться».
О содержании модуля.
|
Создание безопасного пространства для взаимодействия в группе и освоения модуля. Установочная информация о целях, задачах модуля и основных содержательных моментах.
|
2.
|
Проективная психодиагностика.
Рисуночный тест «Кактус». Интерпретация рисуночных тестов.
|
Знакомство с сущностью понятия «проективная диагностика» и основными видами методик
этого направления. Апробация некоторых проективных тестов, в том числе и «Кактус» с целью самоисследования и практического применения изученного материала. Анализ подходов к интерпретации.
|
3.
|
Методы арт-психологии в коммуникативной практике; арт-терапевтические техники.
|
Обзорная характеристика методов арт-психологии, арт-терапевтических техник. Тренинговое взаимодействие в процессе модуля с применением некоторых из методов.
|
4.
|
«Тренинг партнерства» с применением арт-терапевтических техник.
|
Работа по формированию эффективных приемов партнерского взаимодействия, анализ целесообразности арт-терапевтических техник в контексте темы занятия.
|
5.
|
Сказкотерапия. Общее представление.
|
Сущность понятия сказкотерапии как одного из методов арт-психологии. Отработка практического использования этого метода в образовательной практике.
|
6.
|
Мандала как техника арт-психологии
|
Сущность понятия «мандала». Назначение мандалы в процессе саморегуляции. Узор мандалы как аналитический материал и элемент проективной психодиагностики.
|
7.
|
Коммуникативные игры и арт-психология
|
Синтезирование изученного материала; поиск моментов сочетания арт-психологических техник в процессе коммуникативного взаимодействия.
|
8.
|
Психологическая игра «Авиакатастрофа» с применением рефлексивных арт-психологических приемов
|
Саморефлексия индивидуального поведения в экстремальных условиях; анализ умения работать в команде; формирование сплоченности команды и умения договариваться. Практическое применение арт-психологии в контексте рефлексивных подходов.
|
9.
|
Групповые арт-психологические приемы
|
Анализ арт-психологических приемов с точки зрения возможностей применения при групповом взаимодействии.
|
10.
|
Самоисследование психотипа. Формирование приемов саморегуляции на основе особенностей своего психотипа. Тренинг стрессоустойчивости.
|
Диагностика психотипа. Характеристика личностных возможностей в контексте определенного психотипа. Возможности взаимодействия. Поиск оптимальных приемов саморегуляции с учетом «слабых сторон» определенных психотипов.
|
11.
|
Песочная терапия. Обзор способов применения.
|
Знакомство с видеоматериалами применения песочной терапии с различными арт-терапевтическими целями. Анализ возможностей применения этого метода в работе учителя ОУ.
|
12.
|
Куклотерапия. Общая характеристика.
|
Видео –презентация возможностей куклотерапии.
|
13.
|
Имаготерапия. Развитие коммуникативных возможностей с применением имаготерапии.
|
Сущность понятия. Работа с образами в игровом варианте с целью развития коммуникативных возможностей студентов.
|
14.
|
Музыкотерапия. Тренинг восприятия с применением музыкотерапии.
|
Сущность метода. Практическое применение музыкотерапии в группе; рефлексивное отношение к любимым музыкальным произведениям и характеристика личностных особенностей человека через музыкальные пристрастия.
|
15.
|
Цветотерапия. Особенности применения.
|
Характеристика цветотерапии как арт-психологического метода; анализ значения цветов; цветодиагностика. Включение цветотерапии в образовательный процесс.
|
16. |
Траектория развития как осознанная форма движения. |
«Траектория развития» - понятие; составляющие; «техника работы». Мотивационно-потребностная сторона личности и «траектория развития».
|
17. |
Диагностика личностных особенностей как основа целенаправленного развития. |
Изучение личностных особенностей как этап целеполагания при построении индивидуальной траектории личностного развития. Практикум самопознания в контексте личностной составляющей.
|
18. |
Тренинг личностного роста |
Отработка методик выработки личных планов; принятия решений; развития уверенности в себе; прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.
|
19.
|
Исследование профессиональной направленности как аналитической составляющей
|
Изучение профессиональных преподчтений и возможностей как этап целеполагания при построении индивидуальной траектории профессионального развития. Практикум самопознания в контексте личностной составляющей.
|
20.
|
Тренинг профессионального самопознания
|
Исследование педагогической рефлексии. Рефлексивный педагогический тренинг. Фиксация «точек роста» в профессиональном плане.
|
21.
|
Построение индивидуальной стратегии развития
|
Практикум рефлексирующий теоретико-практические линии модуля в плане построения траектории личностного и профессионального развития; фиксирующий «проблемные зоны», как ключевые направления и «сильные стороны», как опору» я-концепции».
|
22.
|
Характеристика приемов саморегуляции с элементами аутогенной тренировки.
|
Формирование представления о системе приемов, позволяющих снимать эмоциональное напряжение и «работающих» на позитивный настрой. Аутогенная тренировка.
|
23.
|
Арт-психологические техники и снятие нервно-психического напряжения.
|
Использование имаготерапии, рисуночной терапии, музыкатерапии, танцевальной терапии, песочной терапии и т.д. в условиях стресса, депрессии и просто сниженного эмоционального тонуса.
|
24.
|
Тренинг саморегуляции
|
Практическое применение релаксации, визуализации, НЛП в условиях занятия и повседневной жизни.
|
25.
|
«Поведение в конфликте»
|
Осознание собственных стратегий поведения в конфликте. Анализ наиболее целесообразных вариантов. Практическое закрепление усвоенного с использованием мультфильмов.
|
26.
|
Тренинг развития жизненных целей
|
Интеграция во времени. Осознание своего места на жизненном пути в данный момент. Рефлексия интересов и ценностных установок. Работа с целеполаганием, планированием действий по достижению целей. Формирование тактики построения жизненных целей.
|
27.
|
Рефлексивная встреча «Я и модуль. Итоги работы»
|
Рефлексия качественных приращений в личностном и профессиональном плане. Связанная с завершением модуля «арт-психология как средство профессионального и личностного становления.
|
28.
|
Самостоятельная работа
|
Построение индивидуальной траектории личностного и профессионального развития с учетом содержательной стороны модуля.
|
Методическое обеспечение программы
Занятия по программе представляют собой тренинговую форму взаимодействия, а значит в большей степени практико-ориентированы. Первая встреча требует формирования безопасного в психологическом плане пространства, а значит, предполагает проведение социально-психологического тренинга. Дальнейшее развитие содержательной составляющей модуля предполагает плавные переходы от теоретических блоков (они ненавязчивы, поэтому не должны быть объемными), к практическим – закрепляющим и формирующим умения. В процессе работы формируются:
*социальная и индивидуальная компетентность (в узко-психологическом смысле – специфические компетентности)
- уметь решать ситуационно обусловленные проблемы
- формируемая надситуативная активность
* коммуникативно-управленческая компетентность
-уметь ставить цели; организовывать деятельность; выстраивать коррекцию; рефлексировать; проводить анализ.
Список литературы
Основная:
1. Арт-терапия – новые горизонты\ П\р А.И. Копытина: Когнито-центр – М, 2001.
2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003
3. Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007
Дополнительная:
1. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2000
2. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.: Когелет. 2001
3. Лановой В.Е. "Метод "Напишите рассказ". Диагностика, терапия и прогноз". СПб.: Речь, 2006.
4. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
5. Норрис Стефании. "Секреты цветотерапии". АСТ, Астрель, 2004.
6. Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии". СПб., 2001.
7. Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе
Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков
Программа курса: «Психолого-педагогические аспекты урока»
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»