Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Автор: Кириллова Алена Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №18 «Светлячок», г. Новочебоксарск Чувашская Республика.

Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Дружба – это хорошо!» Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам детского сада. Этот конспект направлен на развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе дошкольного возраста «Дружба – это хорошо!»

Цель: развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.

Задачи:

Развивающие: Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности, потребность в близком друге, желание реализовать потребность в признании в обществе сверстников

Коррекционные: Содействовать нормализации отношений замкнутых и «непопулярных» детей со сверстниками, повышению их активности в общении и уверенности в себе.

Воспитательные: Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту, сочувствие, принятие к окружающим осознанно, по собственному убеждению.

Материалы:

Образная игрушка Ежик, бумажные заготовки – облака, трафареты звездочек (по количеству детей), цветная бумага для вырезания звездочек, музыкальное сопровождение, подарки» по количеству детей, ватман для «звездного неба».

Ход занятия:

Занятие проходит в групповой комнате, педагог-психолог приходит к ребятам с большой мягкой игрушкой ежика в руках. Дети рассаживаются на стульчиках, расставленных по кругу.

- Здравствуйте ребята, рада вновь оказаться у вас в гостях, но сегодня я пришла к вам не одна, со мной вместе пришел симпатичный ежик, зовут его Витя, только он немного стесняется, это иногда случается, когда оказываешься в незнакомой обстановке. Но вы, как гостеприимные хозяева можете помочь ежику Вите, почувствовать себя более уверенно. Как мы можем показать Вите, что мы рады его видеть, и очень хотим подружиться? (дети высказываются по собственному желанию). Я согласна с вашими предложениями, а сейчас давайте все это скажем Вите.

Игра «Любимая игрушка».

Цель: расширение вербального, тактильного опыта эмоциональной демонстрации безусловного принятия.

Мы будем передавать ежика Витю по кругу. Пусть каждый возьмет его, подарит ему свою ласку, свои объятья и скажет что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен передать игрушку своему соседу. Пройдя по всему кругу, Витя получит всё ваше тепло и нежность.

Дети выполняют игровое задание, при затруднениях, взрослый приходит на помощь, подсказывая возможные варианты формулировок, действий с игрушкой. Самостоятельные, оригинальные формулировки эмоционально поощряются.

 - Спасибо. Много замечательных, очень добрых, ласковых слов вы сказали ежику Вите, и его настроение заметно улучшилось. Как вы думаете, почему?  (рефлексия – высказывания детей по желанию; взрослый обобщает ответы детей: когда нам говорят ласковые, добрые слова, когда к нам нежно прикасаются, гладят, обнимают, мы понимаем, что нас ЛЮБЯТ, и это делает нас СЧАСТЛИВЫМИ).

- Ребята, ежик Витя впервые у нас в гостях, и вас он еще совсем не знает, а для того, чтобы ближе познакомиться и подружиться я предлагаю вам сыграть в веселую игру «Менялки».

Игра «Менялки»

Цель: актуализация и представление каждым ребенком собственных интересов, приоритетов, привязанностей; безусловное принятие сходства и различия сверстников; создание позитивной эмоциональной  атмосферы.

Играющие сидят на стулья в кружок, водящий становится в центре и говорит: «Меняются местами те, кто любит (например, мороженое)».

Любители мороженого, в том числе водящий, меняются местами (перебе­гают на свободные стулья). Водящим становится тот, кому не хватило места. Далее все остальные водящие повторяют ключевую фразу, меняя последнее слово, в зависимости от своих привязанностей и вкусов.

Последним водящим становится взрослый, который говорит: «Меняются местами те, кто любит сказки».

- Вы все поменялись местами, это значит, что вы все любите сказки? Замечательно! Значит, ежик Витя не случайно пришел именно в вашу группу, ведь он принес вам свою сказочную историю. Хотите с ней познакомиться? Тогда давайте устроимся поудобнее и приготовимся слушать «Сказку про ежика Витю». (Дети свободно располагаются на ковре вокруг взрослого).

Чтение (возможны элементы драматизации с использование атрибутов настольного театра, или театра Петрушки) сказки. Обсуждение – дискуссия по предложенным вопросам

- Спасибо, тебе Ежик, за такую поучительную историю. Мы очень рады, что ты наконец-то нашел настоящего друга. Дружить – это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию).

- У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! Ежик Витя принес вам сегодня показать свою волшебную картинку, которая называется «Я и мои друзья».

Взрослый от лица Ежика: - Это облачко, на котором горят разноцветные звездочки. Вот это звездочка – это Я, Ежик, а эта оранжевая звезда – мой друг Лисенок. На этом облачке еще есть место, и может быть, скоро здесь появятся и другие звездочки – мои новые друзья. А вам в подарок, я принес голубые облака, на которых вы можете поселить всех своих друзей, а если вы соберете  все облака вместе, у вас получится настоящее, волшебное звездное небо.

Индивидуальная работа. Аппликация «Я и мои друзья»

Ребята рассаживаются за столы и получают заготовки облака, трафареты звездочек и цветную бумагу. Ребята вырезают звездочки, по количеству друзей и наклеивают их на облака. В ходе работы «Ежик Витя» ведет индивидуальные беседы с детьми,  о том, кого они называют своими друзьями, чем они любят вместе заниматься (особое внимание уделяется детям с неблагоприятным социальным статусом). Во время работы негромко звучит запись песни «Если с другом вышел в путь…»

В ходе работы многие дети испытывают затруднения при вырезании фигур сложной формы – звездочек – необходимо поддержать их:

- Действительно, это не просто красиво вырезать звездочку, нужно очень постараться, но дружить тоже не просто: нужно научиться думать о других, научиться уступать, делиться, заботиться, защищать; учиться вместе радоваться и веселиться, а может быть и вместе погрустить.

По окончании индивидуальной работы дети собирают свои облака в общее звездное небо.

Коллективная аппликация «Звездное небо».

- Замечательное небо дружбы у нас получилось. Оно навсегда поселится в нашей группе, и очень может быть, что на нем будут зажигаться новые звезды. Ну, а если черная тучка ссоры, закроет какое-то облако, надо подойти к звездному небу, положить ладошки на облака, взяться другими ладошками за руки и сказать волшебные слова:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

(сцепляются мизинцами)

Раз-два, раз-два

Навсегда с тобой друзья.

Сидя в кругу, ребята соединяют между собой мизинцы, и вместе заучивают стихотворение.

- Теперь, мы с ежиком Витей очень на это надеемся, мир, дружба, веселое настроение, навсегда поселятся в вашей группе. А я хочу вам напомнить еще об одной отличительной особенности настоящих друзей: они готовы всегда и всем поделиться и очень любят делать друг другу подарки.

Упражнение «Я дарю тебе дружок»

Цель: рефлексия своих впечатлений от занятия, актуализация потребности в близких друзьях, демонстрация принятия всех ребят группы.

Дети по степени внутренней готовности дарят друг другу заранее подготовленные подарки. Одними из первых подарки получают ребята с неблагоприятным социальным статусом от лица персонажа, от педагога-психолога, воспитателя. Взрослые задают образец преподнесения подарка со словами принятия. (Например: «Я дарю тебе дружок …Я очень люблю с тобой играть и скучаю когда  тебя нет в группе»).

- Ну, что же, ребята, ежику Вите пора возвращаться в свой лес, наверняка его друг Лисенок, уже без него заскучал.

Ежик: Я обязательно расскажу Лисенку о вас, о такой дружной и веселой группе. А может, вы захотите написать нам письмо и пришлете рисунки о ваших любимых играх и занятиях. Лисенок будет рад, с вами познакомится. До свидания ребята!

Домашнее задание: рисование - рефлексия на темы «Я и мои друзья», «Наши дружные дела».

Использованные ресурсы:

1. Крюкова С.В., Слободник Н.П.. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., «Генезис», 2002 г.

2. Развитие социальной уверенности у дошкольников /под ред. Безруких М.М., М., «Владос», 2002 г.

3. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. Ярославль, 2001г

4. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!», Москва, 2008г.

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.. Лабиринт души: терапевтические сказки. М., Академический проект, 2007 г.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конспект коррекционного занятия в 1 классе

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Олеся Вайцель # 31 октября 2013 в 21:51 +1
Замечательное занятие с использованием сюжетной игрушки. Очень нравятся коллективные виды деятельности, тоже использую для повышения групповой сплоченности детей и установления позитивных взаимоотношений. Спасибо Вам за интересные игры в ходе занятия!
Татьяна Гришанова # 22 декабря 2013 в 23:18 0
Очень люблю использовать на занятиях коллективную работу. Это помогает сплотить детей и корректировать межличностные отношения. В своей работе делали "Полянку", "Сердце", "Звездное небо". Понравилось упражнение с подарком. Спасибо!
Татьяна Гришанова # 22 декабря 2013 в 23:36 +2
Мне тоже нравиться  использовать на занятиях коллективную работу. Это помогает сплотить детей и корректировать межличностные отношения. В своей работе делали "Полянку", "Сердце", "Звездное небо". Понравилось упражнение с подарком. Спасибо.
Василя Раисовна Амирова # 1 февраля 2014 в 16:16 +1
Интересное занятие, в ходе которого меняются виды деятельности. И вместе поиграли, и индивидуально поработали, сделали вывод!
Илона Вячеславовна Рыженкова # 6 февраля 2014 в 15:13 0
Очень занимательное и интересное занятие,в котором сменилось несколько видов деятельности. Работа в коллективе детям чаще запоминается, и воспитывает в них будущий дух толерантности по отношению друг к другу.
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 19:12 0
У вас довольно хорошо подобраны игры, разной направленности. И, главное, все на сплочённость коллектива. Ведь в наше время много таких групп в детских садах не сплочённых. Кто, если не мы поможем ребятишкам жить дружно.
Оксана Анатольевна Баженова # 9 января 2015 в 21:58 0
Очень интересное и насыщеное занятие! Спасибо Вам за интересные игры.
Юлия Борисовна Скулкина # 22 декабря 2015 в 11:28 0
Дружба играет важную роль в жизни человека. Если человек не дружит ни с кем, то он несчастлив и одинок. Без взаимной симпатии и доверия, без взаимопонимания и взаимопомощи дружеских отношений не будет. Дружба среди воспитанников в группе создает атмосферу, исключающую эгоизм, жестокость, равнодушие. Предлагаемые Вами, Алена Геннадьевна, игры и упражнения очень помогут установить и развивать среди ребят в группе теплых дружеских отношений.
Спасибо вам за творчество!
Наталья Викторовна Бощенко # 17 марта 2016 в 16:41 0
оЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЁМЫ, НЕ ЧАСТО ИХ ВСТРЕТИШЬ В ЛИТЕРАТУРЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗЬМУ СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ.Спасибо.
Оксана Сергеевна Васильева # 15 октября 2016 в 10:15 0
Частая смена видов деятельности на занятии не дают детям заскучать , а тем более работа в коллективе помогает сплотить детей. Интересные игры, упражнения . Спасибо.
Несынова Дина # 8 декабря 2016 в 23:48 0
Благодарю за идеи! Умение принять каждого в коллективе, особенно детском, очень важна. Нам, педагогам, обязательно надо над этим работать, чтобы создавать малышам базу для гармоничной социализации)