Из опыта работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении по психодиагностике семейных отношений
Автор: Луковникова Виталия Викторовна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад №42 «Родничок», г. Видное Московская область
Описание материала: Предлагаю Вам материал по психодиагностике семейных отношений на занятии с детьми подготовительной группы (возраст: 6-7 лет). Использование данного материала может привлечь не только специалистов, но и педагогов для разрешения спорных моментов в детско-родительских отношениях. Занятие проходит в игровой форме, что способствует интересу детей.
КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛИ: диагностика семейных отношений; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Оборудование: карандаши, подготовленные листы формата А4 с заданиями, мягкая игрушка.
Ход занятия
1. Упражнение «Ласковое имя»
2. Диагностика семейных отношений.
3. Релаксация
Занятие начинается на ковре.
Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы с вами вспомним, как называют нас родители, поработаем за столами и успеем побывать в сказочной стране. А для начала вспомним несколько правил на занятии. У нас в гостях Пуфа (мягкая игрушка). Помните его?
Дети: Да!
Психолог: Когда Пуфа попадает к вам в руки, говорите только вы. Сейчас Пуфа находится у меня в руках. Кто говорит?
Дети: (показывают пальцем на педагога)
Психолог: Молодцы! А остальные, молча, слушают. А теперь давайте вспомним, как родители называют вас ласково по имени. Меня зовут Виталия Викторовна. Родители называют меня Виточка. А тебя?
Упражнение «Ласковое имя».
Передаю игрушку следующему. Дети по очереди называют свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.
Психолог: Спасибо! Теперь я знаю, как вас называют ваши родители, потому что вы для них самые родные и любимые. Предлагаю вам присесть за столы.
Дети рассаживаются за столы. Достают цветные карандаши. Педагог раздает подготовленные задания.
Диагностика семейных отношений (адаптированная методика Рене Жиля)
Психолог: Посмотрите внимательно! Вам раздали листы с заданиями. Найдите задание №1. Здесь изображен круглый стол. За ним сидят мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка (вся инструкция сопровождается уточнением с помощью указки на доске). Возьмите карандаш зеленого цвета. Поставите «крестик» туда, где вы хотели сидеть.
Посмотрите задание №2. Видите круглый стол?! За ним никто не сидит. Поставьте «крестик» красного цвета и обозначьте свое место.
Продолжаем далее. Задание №3. Здесь изображен стол с пятью посадочными местами. За ним сидят ваши мама и папа, а также три незнакомых человека. Вы их не знаете. Куда бы вы присели? Обозначьте «крестиком» желтого цвета.
Последнее задание. Возьмите синий карандаш. Найдите задание №4. За столом сидят мама и папа. Обозначьте место, куда бы вы сели.
Молодцы!!! (подписываются работы). И мы снова возвращаемся на ковер. Ложитесь на ковер.
Релаксация
Психолог: Сильно сжимает ладони в кулачки. Один, два, три, четыре, пять… Расслабляем. (3 раза). Напрягаем ноги. Один, два, три, четыре, пять… (3 раза). Закрываем глаза и внимательно меня слушаем. Представьте себе, что вы попали в сказочный лес. Высокие зеленые деревья. Голубое небо. Ярко светит солнце. Вы идете по тропинке. И вдруг видите водопад. Свежий-свежий. Голубой-голубой. Он сильно журчит. Вы чувствуете капельки на своем лице. Вдруг сквозь водопад выходит старенький-старенький волшебник. У него длинная седая борода. Он подходит к вам и тихо говорит: «Ты можешь загадать желание, которое обязательно сбудется, если ты веришь в меня…» Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… Вы поворачиваете голову, а волшебник уже исчез. Вы снова видите водопад, возвращаетесь по тропинке обратно. Сквозь лес… Один, два, три… Открываете глаза, вы снова в группе. Смотрим на потолок, вправо влево. Поднимаемся!
Далее психолог предлагает обсудить, что понравилось. Дети по очереди, держа в руках мягкую игрушку, рассказывают о своих впечатлениях.
Психолог: А мне понравилось сегодня, как вы себе вели, внимательно слушали меня и отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!
По завершению занятия заполняются психологические тетради, в которые вклеивается задание для родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»
Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста