Дидактическое пособие для проведения психотренинга с дошкольниками

Дидактическое пособие для проведения психотренинга с дошкольниками младшего и старшего возраста «Плащ эмоций»

Автор: Козлова Наталья Андреевна, педагог-психолог, МБДОУ д/с № 7 «Колосок»,  г. Петровск, Саратовская область

Описание работы: дидактическое пособие будет полезно для детей дошкольного  и младшего школьного возраста и педагогам. Это дидактическое пособие многофункциональное. Занятия с таким дидактическим пособием способствует диагностированию и развитию эмоциональной сферы. Ребенок знакомится с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (радость, злость, удивление, робость, страх, спокойствие, обида, грусть). Игра развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться моделировать свое поведение.

Я одета в плащ

Дидактическое пособие «Плащ эмоций» - это двусторонний круг диаметром 3 метра с небольшим вырезом посередине и двумя прорезями для рук. Пиктограммы эмоций крепятся с помощью липкой ленты.

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

- 8 клиньев материала разного цвета;

- круг из зеленого материала диаметром 3 м 5 см;

- 8  кругов из поролона диаметром 20 см;

- 16 розовых кругов из ткани с нарисованными схемами-пиктограммами;

- липкая лента;

- разноцветные лоскуты органзы и шёлка;

- коробка с игрушками, камешками и мелкими предметами.

смайлы 8 шт

липучки

разложен полукруг

Задачи игры:

Образовательные:

 -  формировать социальное доверие;

 - научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и понимать эмоциональное состояние других людей;

- разучить или закрепить понятия: настроение, радость, грусть, гнев, злость, спокойствие, удивление, обида, испуг, страх.

- выработать умение сравнивать, находить причинно-следственные связи;

- обучать умению передавать заданное эмоциональное настроение;

- обучать приемам релаксации, снятию мышечных зажимов;

- проводить психопрофилактику непродуктивных форм поведения;

- снижать уровень тревожности, повышать уверенность в себе.

Развивающие:

- развивать умение адекватно выражать свои эмоции;

- развивать саморегуляцию и самоконтроль;

- развивать интерес детей в изучении самих себя;

- развивать креативное мышление, память, творческое воображение, речь, мелкую моторику рук;

- развивать навыков общения, навыков парной и групповой работы;

- развивать выразительность движений, мимику и пантомимику;

- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и свое поведение;

- развивать способность узнавать различные эмоциональные состояния по схеме-пиктограмме, мимике, пантомимике;

- развивать умение составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов;

- проводить психомышечную тренировку.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к окружающему миру;

- развитие требовательности к себе;

- повышать уверенность в себе;

- улучшать взаимоотношения между детьми в группе.

Упражнения  и  приемы  работы  с  использованием дидактического пособия  «Плащ эмоций»

Одеваю я, друзья, чудо-покрывало

Поселилось здесь эмоций, Вам скажу немало!

Каждый сектор занимает смайлик настроения.

Он детишек вдохновляет на чудо-превращенья!

Мы картинки изучаем, мир эмоций познаем,

Никого не обижаем, дружно, весело живем!

Наш красивый чудо плащ рассмотрим  мы с изнанки,

Превратился в тот же миг он в чудную полянку.

Звуки музыки струятся, тяжелеют веки.

На полянке отдыхают маленькие детки.

Вот усталость отступила, можно вновь играть,

Волшебную полянку цветами украшать.

Здесь журчит лесной ручей, солнце светит ярко.

В мир добро свое вносить нам совсем не жалко!

1. Для диагностирования эмоционального состояния детей: Плащ разложен на полу пиктограммами вверх. Во время проигрывания музыки, дети перемещаются по залу. После остановки музыки, дети подбегают  к «зоне эмоции», которая у них на данный момент (можно провести в начале и в конце психотренинга).

плащ разложен

2. Каждый ребенок получает пиктограмму, не показывая остальным детям. Ребенок выражает заданную эмоцию мимикой, жестами. Другие дети отгадывают эмоцию. После того, как отгадывают, ребенок выбирает понравившийся цвет зоны и прикрепляет смайлик.

3. Звучит отрывок из музыкального произведения, ребенок выбирает «зону эмоции» согласно настроению мелодии.

4. Детям показываются картинки сказочных персонажей: Карлесон, Баба- Яга,  Кощей-Бессмертный, Чебурашка, 7  гномов, коза с козлятами, волк, ослик, Пьеро, Буратино, снегурочка, Карабас-Барабас, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д. Ребенок выбирает «зону эмоции», характерную для персонажа сказки.

5. Для релаксационных пауз.  Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация «Волшебный сон»  под звучание спокойной музыки: 

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно...глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... засыпают...

Отдыхают... засыпают...

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть открываются...

Все чудесно расслабляется...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко

(Длинная пауза. Дети выходят из "Волшебного сна")

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...  

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем

Потянуться! улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

релакс

6. Детям предлагается составить коллективную композицию.  Даются лоскуты разноцветной  органзы  и шёлка, ленты, коробка с игрушками, камешками, ракушками и мелкими различными предметами, прищепки. Из тканей дети выкладывают цветы, речку, солнце, облака, траву, домики, бабочку и т.д. Сюжет обыгрывается с помощью игрушек. Дети совместно придумывают сказку.

тканетерапия

Дидактическое пособие очень интересно детям. Играя, малыши научатся контролировать собственное настроение, поймут, что чувствуют  другие дети и взрослые, перенесут опыт, приобретенный в режиссерской игре, в реальную жизнь, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Все игры с таким пособием  способствуют развитию положительных эмоций, творческому воображению, навыкам общения, сплоченности в коллективе. Оно приятно на ощупь. С этим плащом можно придумывать множество игр и упражнений. В дальнейшем я планирую сшить ароматизированные мешочки для проведения релаксаций (наполнитель: масла и травы, рекомендованные для детей дошкольного возраста, предварительно проконсультировавшись с медицинским работником  и  родителями).

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Психологический тренинг для педагогов

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Лариса Дорогина # 23 октября 2013 в 16:59 +2
Замечатеьное пособие. Вариативность пособия позволяет проводить игры с детьми не повторяясь. А новенькое детки всегда приветствуют. Проблемы, которые можно скорректировать с помощью плаща очень актуальны и решать их не просто. Ваша идея поможет без принуждения в игровой форме освоить уроки жизни.
Наталья Козлова # 26 октября 2013 в 14:45 +1
Спасибо, Лариса, за добрые слова! Я буду очень рада, если мое пособие поможет педагогам в работе с детьми! Ведь маленькие любят все яркое и красивое. В играх дети раскрываются и их легко направить в нужном направлении. Игры на "плаще-ковре" могут придумывать даже сами дети, особенно хорошо если будет музыкальное сопровождение.
Татьяна Анатольевна Белашова # 27 октября 2013 в 21:44 +4
Наглядно дидактическое пособие предназначено для ознакомления ребенка с определенными понятиями,(в данном случае это эмоции) предметами и характеристиками. Однако затем следует материал закрепить и ввести его сферу используемых понятий. Для этого также требуются яркие и запоминающиеся пособия.Наталья пособие действительно очень нужное.
Большинство детских психологов рекомендуют использовать в обучении и развивающих играх специальные материалы. В пособиях для воспитателей имеются указания по конкретному применению каждого вида наглядно дидактических материалов.А такой плащ эмоций действительно имеет многофункциональные возможности в развитие детей.
Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Такой результат может достигаться только благодаря качественным, удобным, ярким наглядным материалам. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него. Благодаря этому разнообразные понятия включаются в сферу используемых. Все это повышает качество обучения.Наталья вы молодец,мне очень понравилось.
Наталья Козлова # 29 октября 2013 в 20:36 +1
Татьяна, спасибо! Наглядный метод обучения у дошкольников является основным, так как дети лучше запоминают , что увидели глазами , потрогали на ощупь, сделали манипуляции с предметом. Поэтому в своей работе я стараюсь как можно больше использовать наглядного материала, который изготавливаю своими руками из бросового материала. Детишкам очень нравится все новое, и они охотно впитывают новые знания в играх.
Татьяна Гришанова # 23 декабря 2013 в 01:18 0
Наталья Андреевна! У Вас золотые руки. Очень интересные пособия. Работаю я давно, пособий по теме эмоций видела очень много, но вот таких как у вас впервые.Очень интересная, качественная работа.Возьму себе на заметку Спасибо, что делитесь своим опытом!
Клара Дильмухамедовна Маркова # 6 января 2014 в 17:34 +1
Заинтересовалась пособием ,так  как  в  течении ряда лет систематизирую  материал по развитию  эмоциональной  сферы. Спасибо , за отличную  идею  с  плащом , Наталья  Андреевна !!!  ОЧЕНЬ  ИНТЕРЕСНО,ФУНКЦИОНАЛЬНО,ПРАКТИЧНО,ПОЛЕЗНО,УВЛЕКАТЕЛЬНО...ПОЗДРАВЛЯЮ,КОЛЛЕГА !
Елена Кустова # 18 января 2014 в 16:27 0
Очень интересное многофункциональное пособие! И интересно детям, и полезно!
Вера Александровна Цыгульская # 10 февраля 2014 в 16:37 0
Спасибо за многофункциональное пособие! Очень важно дошкольников научить выражать свои эмоции, ваш ПЛАЩ помогает маленькому человеку отразить своё состоянии в действии, о затем и рассказать о нём, учит понимать других.
Айгуль Куанышпаевна Амержанова # 13 февраля 2014 в 13:18 0
Я удивляюсь выдумке,фантазии и трудолюбию педагогов. Кроме образования,такого,кажется,нет нигде. Я работала с хорошими командами психологов в школе и в саду,но такое вижу впервые. Детям интересно и понятно все,толково объясняется и наглядно. Можно и со взрослыми тренинги проводить. Просто шикарно-по-другому не скажешь!!! Спасибо!
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 22:03 0
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности. Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:28 0
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности. Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.
Людмила Петровна Иващенко # 5 марта 2014 в 13:22 0
Очень интересно, занимательно, понравилось и озадачило: где бы взять материал. чтобы сделать...
Наталья Дашинимаевна Дабаева # 11 марта 2014 в 15:28 0
Очень интересное дидактическое пособие. Вы смогли воплотить в одном пособии две замечательные идеи.Вы очень талантливый педагог!
Наталья Михайловна # 4 апреля 2014 в 19:32 0
Наталья Андреевна, спасибо. Замечательная находка по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Присоединяюсь ко всем комментариям. Нужное дидактическое пособие - все наглядно. Действительно с помощью, которого можно и фантазировать, и сочинять, и действовать сообща и многое другое. Беру на заметку и голосую. Желаю успехов и новых творческих идей.
Елена Борисовна Лисицына # 16 мая 2014 в 19:51 0
Спасибо за пособие! Какие у нас талантливые и неравнодушные педагоги. У меня особые дети, я думаю такие игры нам тоже очень понравятся. Очень интересная и качественная работа.Желаю успехов.
Татьяна Николаевна Сумарокова # 19 мая 2014 в 12:41 0
Здравствуйте. Замечательная идея с плащом, ведь его можно превратить во что угодно и использовать меняя "наклейки"в зависимости от тематики. Возьму на заметку! Спасибо!
Татьяна Анатольевна Коваленко # 29 августа 2014 в 18:31 0
Очень оригинальная идея!!!
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 19:32 0
Здравствуйте. какое необычное у вас занятие. Наверное одному проводить это не подсилу и, наверное, много нужно подсобного материала. Очень интересное занятие. Спасибо за идею.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:24 0
Замечательное дидактическое пособие. Особенно нравится, что оно многофункционально, можно развить идею дальше. Обязательно этим займусь. Спасибо за ваше творчество и талант.
Татьяна Юрьевна Салахова # 3 ноября 2014 в 11:40 0
Много новых идей в конспекте! Необычный и яркий плащ эмоций, можно работать как с детьми , так и на тренингах по детско-родительским отношениям со взрослыми и детьми.Понравилась и "коллективная композиция" с тканью,думаю дети в восторге. Спасибо за новые идеи!
Ольга Жановна Лянгузова # 5 ноября 2014 в 19:55 0
Учителю - логопеду в своей работе тоже приходится развивать мимику, поэтому ваша работа очень актуальна. Спасибо за новую идею!
Надежда Юрьевна Злобина # 17 ноября 2014 в 21:43 +1
Использовние плаща в разных вариациях очень интересная идея. Я как психолог, арт-терапевт взяла это себе на заметку! Очень радует, что наших детей окружают такие творческие люди. Желаю вам творческого вдохновения!!!
Анна Валерьевна Койкова # 22 декабря 2014 в 22:03 0
Наталья Андреевна! Для меня, как начинающего педагога-психолога, ваша идея - это настоящая находка! Мы использовали юбку для закрепления оттенков цветовой гаммы, названия всех 12 месяцев в соответствии с временем года. С удовольствием перенесу этот опыт на психоэмоциональное развитие наших дошколят. Спасибо!
Татьяна Николаевна Ночвей # 10 февраля 2015 в 08:33 0
Интересная идея с использованием плаща эмоций. Детям дошкольного возраста сложно правильно выражать свои эмоции и чувства,еще труднее им даётся понимание эмоционального состояния окружающих как взрослых, так и детей, поэтому такой психотренинг необходимо проводить. В такие занятия можно включать этюды и упражнения из психогимнастики. В нашем детском саду мы проводим психогимнастику один раз в неделю вместо утренней гимнастики, детям очень нравится.
Наталья Николаевна Шилова # 2 марта 2015 в 07:47 0
Замечательное пособие! Браво автору! Творческих Вам успехов, побед на поприще развития дошкольников, активного долголетия и всех благ!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 21:04 0
Очень интересное пособие. Нравится взрослым, а детей можно удивить еще больше.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 10:30 +1
Тоже считаю важным развитие эмоциональности у дошкольников, сама работаю в этом направлении уже несколько лет. Необходимо привлекать внимание ребенка-дошкольника к эмоциональному миру человека, учить его выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать самопознание. И ваша находка здесь просто потрясающая! Вам вдохновения!!!
Анна Юрьевна Копылова # 30 июня 2015 в 10:59 0
Здорово! При помощи этого удивительного плаща Вы помогаете деткам научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, понимать свои эмоции, развивать умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. Оригинальная идея!Спасибо Вам, Наталья Андреевна, за то, что Вы вносите свой вклад в разнообразие видов деятельности на занятиях по развитию эмоциональной сферы ребенка!Беру себе в копилку!)))Примите мой голос
Игорь Викторович Матюхин # 9 августа 2015 в 00:19 0
Очень креативная и эффективная работа. спасибо
Марина Витальевна Федосеева # 3 апреля 2016 в 17:54 0
Очень интересная идея знакомства с эмоциями, многофункциональность плаща просто восхищает, можно использовать и как полянку для игры, так же с помощью плаща выучить цвета и использовать его, как игру: разложи овощи и фрукты по цветам,
Елена Владимировна Гусева # 12 января 2017 в 12:15 0
Прекрасное наглядное пособие. Намного эффективней, чем объяснять деткам "на пальцах". Здесь будет интересно, необычно, ярко, и образ надолго в памяти останется. За счет вовлеченности детей в сам процесс, каждый может сам все попробовать. Можно данное пособие использовать и не только в этом занятии, обыграть как-то по-другому.
Ксения Александровна Демченко # 8 апреля 2018 в 22:32 0
Да, всем знакомое игровое поле и "парашют", а вышло нечто новое. Многофункциональное пособие, то что нужно, и по ФГОС, и по возможностям оснащения. Спасибо! за лето сделаю себе что-нибудь на основе вашей идеи!