Конкурсы

Классный час: Учимся говорить «нет!», 3 класс

Занятие с психологом в 3 классе. Конспект

Цель

— научить умению отказывать.

Задачи

Рассмотреть просьбы, когда нужно уметь отказывать в школе, дома, на улице; разобрать формулы вежливого отказа.

Методические рекомендации

Вместе с ребятами записать формулы вежливого отказа на доске.

Ход мероприятия

Психолог. Главное качество любого воспитанного человека — помощь другим людям. Но в жизни бывают такие ситуации, когда приходится в чем-то отказывать. Некоторым это удается легко, а другим — нет. Научиться правильно отказывать можно. Этим мы и будем сегодня заниматься. Для начала давайте разберемся, почему человек должен уметь отказывать.

НЕ ПОТЕРЯЙ СВОЕ Я

Психолог. Часто, когда вы кому-то отказываете в просьбе, то чувствуете «угрызения совести» оттого, что не оправдали надежд того человека, который к вам обратился. Почему так происходит? Мы хотим осознавать, что нужны другим людям, что они всегда могут к нам обратиться, а мы всегда можем им помочь. У каждого из вас рано или поздно проявится желание показать другим людям, что вы можете все. Если соглашаться на каждую просьбу, то не останется времени на свои собственные дела. Мы не говорим «нет», потому что не хотим обидеть человека, ведь возможно, что это его последняя надежда.

У каждого из вас есть свое любимое дело, а, если вы будете откликаться на все просьбы, поступающие вам, то на ваше занятие времени не останется. А если человек не занимается любимым делом, то он не может быть счастлив по- настоящему. Иногда чужие просьбы становятся настоящей проблемой, поэтому нужно уметь вовремя отказать. Учиться говорить «нет» нужно с младшего возраста, поскольку у взрослых людей уже сформирован характер и изменяться они в большинстве своем не хотят. Поэтому и страдают, из-за невозможности отказать другим они отказываются от себя. Давайте разберем, какие бывают в жизни ситуации, когда вы должны отказать.

ПРОСЬБА МЕШАЕТ ВАШИМ ПЛАНАМ

Учитель. Каждый из вас имеет свой распорядок дня. С утра вы просыпаетесь, завтракаете, идете в школу. После уроков направляетесь домой, обедаете и занимаетесь своими личными делами: одни идут гулять, другие делают уроки, третьи идут в секцию, в которой занимаются, и четвертые просто ничего не делают. Представьте, что ваш друг из тех, кто после школы может просто поваляться на диване, а вы — спешите в секцию. Друг просит вас зайти к нему, потому что ему скучно, а вы должны ему отказать, ведь у вас свои дела. Как вы это сделаете?

Ребята отвечают.

Психолог. Самый простой способ отказать — это сказать короткое слово «нет». В этом случае не нужно искать каких-то изворотливых ответов. Друг, конечно же, вас поймет, и вы сможете увидеться в другое время. У каждого свои планы на вечер, поэтому нужно уважать чужие интересы и ценить чужое время.

Никогда не поощряйте лень других людей, и сами старайтесь от нее избавляться. Ведь у вас дела есть всегда: нужно и уроки приготовить, и позаниматься домашними делами, и на тренировку сходить, и, конечно, отдохнуть. А лень не только съест все ваше время, но и ваши силы, и у вас уже не будет желания вообще что-то делать.

ПРОСЬБА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Психолог. Школьники — люди очень общительные. Многие из вас имеют друзей не только в школе, но и во дворе, и в других местах, которые вы посещаете. Вы, наверняка, слышали, что все пагубные привычки обычно появляются в компании. Кто-то закурил, другой сделал то же самое, и очередь дошла до вас. Вот сейчас самое время сказать твердое «нет» своим друзьям. Если им нравится травить себя, это не означает, что вы должны делать то же самое. Как вы считаете, что вы должны сделать, если ваши друзья продолжают настаивать?

Ребята отвечают.

Психолог. Если они не понимают отказа, то лучше всего оставить эту компанию. В ней все равно ничего хорошего не получите, а вот потерять можете многое. Ваше здоровье вам дороже, чем такие друзья. Выбор они делают сами, и они должны осознавать, что этот выбор неправильный. Вы гоже выбираете сами. Ваш отказ — это ваше право. И, если ваши так называемые друзья на чем-то настаивают, то лучше действительно прекратить с ними все отношения.

У ВАС ПРОСЯТ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ

Психолог. Многие из вас любят обмениваться своими дисками или другими вещами. Это в порядке вещей, если все возвращается в руки к хозяину в оговоренные сроки. А как быть, если кто-то из ваших друзей просит у вас чужую вещь. Например, вы взяли диск с новой музыкой у своей одноклассницы надень и пообещали, что вернете в срок. А вечером к вам зашел ваш лучший друг, увидел диск и попросил дать его послушать. Что вы сделаете?

Ребята отвечают.

Психолог. Запомните важное правило: вещи, которые вам не принадлежат, вы не имеете права отдавать кому бы там ни было. Вы же понимаете, что взяли ее вы, вот и отвечать придется вам. Поэтому лучше всего в этой просьбе другу отказать. Объясните это ему, он должен вас понять. За чужую вещь вы несете ответственность. Если это ваша общая знакомая, то ваш друг должен спросить у нее разрешения сам. Например, он может ей позвонить. Если ему разрешат, то вы вполне можете дать ему этот диск.

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Психолог. Существует множество речевых формул, которые позволяют отказать человеку, но при этом не вызвать никакой обиды. Лучше всего, конечно, говорить правду, почему вы не сможете это сделать, но ведь не всегда мы хотим раскрывать настоящую причину нашего отказа. Поэтому и обратимся к формулам вежливого отказа. Давайте сейчас их и изучим.

Просто «нет». Самый простой и одновременно самый сложный способ отказа. Например: «Нет, я не приду». Вы можете на просьбу ответить только одним словом, поскольку не обязаны никому ничего объяснять.

«Нет» и объяснения отказа. Иногда недостаточно одного слова, поэтому стоит подумать, почему вы отказываете человеку. Например: «Нет, у меня сегодня приезжает бабушка».

«Нет, но...». Такой способ отказа подходит в том случае, если вы все же соглашаетесь на просьбу, но при других условиях. Например: «Я не смогу зайти к тебе в гости сегодня, но завтра с удовольствием».

«Это не мое, спроси у ...». Мы уже говорили, что чужие вещи отдавать нельзя, поэтому лучше всего, чтобы с просьбой обратились именно к тому человеку, кому принадлежит эта вещь.

«Я знаю, кто может тебе помочь». Такой способ сказать «нет» предполагает, что вы помогли человеку, направив его к тому, кто лучше разбирается в данном вопросе.

«Нет, нет, нет, нет». Такой отказ соответствует вопросу. Говорить «нет» нужно столько раз, сколько вас просят об обременительной услуге.

Если вы твердо уверены, что не намерены выполнять чью-то просьбу, то никогда не говорите «может быть», поскольку это означает, что вы откладываете ответ на неопределенное время и даете человеку надежду, что вы выполните его просьбу. А когда к вам обратятся снова, то вы вынуждены будете еще раз отказывать. Иногда из-за этого вы даже можете поссориться с другом. Например, к вашему знакомому приезжает брат, который без ума от какой-то компьютерной игры. У вашего знакомого ее нет, зато она есть у вас. На просьбу дать вам диск на пару дней вы отвечаете, что «может быть, можно» или «я поищу», а потом за день до приезда гостя вы отказываете другу без всяких объяснений. А ведь за это время он мог обратиться с просьбой и к другим друзьям. Таким отказом вы очень сильно подвели друга.

ПРОСЬБЫ НА УРОКЕ

Психолог. В школьных буднях вы часто сталкиваетесь с просьбами. Самая распространенная: «Дай списать». Наверное, среди вас нет таких ребят, которые хотя бы раз не списывали или не давали списывать. Так как же нужно поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Психолог. Дружба дружбой, а учение есть учение. В первую очередь вы учитесь для себя. Если сейчас вы будете халтурить, вместо того, чтобы самостоятельно учиться, то впоследствии вам будет очень сложно наверстывать упущенное. Кому-то учение дается легко, а кому-то сложнее. Прежде чем списать у кого-то, стоит сначала получше разобраться в предмете. Например, по математике вам задали несколько сложных примеров. Два вы сделали, а один — самый сложный — нет. А ваш сосед по парте сделал все три. Как поступить в этой ситуации: списать или нет?

Ребята отвечают.

Психолог. Попросите соседа объяснить вам ход его решения. Может быть, вы где-то перепутали знак, и поэтому вы не находите решения. Вы даже почувствуете гордость оттого, что смогли самостоятельно решить пример, а не списали все у соседа. А как быть, если кто-то у вас просит списать домашнее задание?

Ребята отвечают.

Психолог. Здесь тоже все зависит от человека, который просит списать. Если это единичный случай, то можно, а если одноклассник регулярно не выполняет домашнее задание и списывает у вас, то здесь нужно отказать. В этом случае очень актуально выражение «садиться на шею». Почему вы должны делать его работу за него? Сейчас он просит списать, потому что дома не смог справиться, а на контрольной как же он будет? Лучше предложите ему помочь, объяснить, а, если он от этого откажется, то и вам стоит сказать ему твердое «нет!», когда он в следующий раз будет просить списать. Если каждый раз давать своим одноклассникам списывать, то вы будете оказывать им медвежью услугу, то есть только вредить. Если они не поймут сейчас, то потом им будет намного сложнее. В любом случае им придется разобраться с неизученной темой. Так что, чем раньше они ей займутся, тем лучше же для них будет.

ПРОСЬБЫ ДОМА

Психолог. Как ни странно, но даже своим домашним нужно уметь в чем-то отказывать. Но здесь нужно быть особенно осторожным, чтобы не обидеть просто так своих родителей или бабушку и дедушку. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Вы пришли домой после уроков очень уставшие. Мама приготовила для вас обед, вы пообедали и направляетесь в свою комнату. Вы легли на кровать и отдыхаете. К вам заходит мама и просит вас навести в комнате порядок. Но вы так устали, что даже встать не можете с кровати, не то что начинать уборку в ней. Как вы поступите?

Ребята отвечают.

Психолог. В этой ситуации самое важное — это выполнить мамину просьбу. Она не требует с вас ничего особенного, все в порядке вещей. Просто попросите ее немножко подождать. Например, можно сказать: «Я сейчас отдохну после школы часок и все здесь уберу». Мама должна понять, что после школы вы всегда приходите уставшими. Вы же не роботы, а простые люди, а им свойственно уставать. Только обязательно выполните эту просьбу, а не откладывайте ее на неопределенный срок, в противном случае вы нарветесь на ссору. А теперь другая ситуация: к вам в гости приехала ваша бабушка. Самое главное для них — повкуснее вас накормить. Каждый раз, когда она приезжает, вы слышите: «Ой! Какой ты худой! Тебя что здесь не кормят!». Такую фразу из вас слышали многие. Так что стараться накормить вас она будет очень тщательно. Детям для нормального физиологического состояния требуется намного меньше калорий, чем взрослым, поэтому и едят они меньше. Но вашим любимым бабушкам это понять очень сложно. Поэтому, когда вы за обедом уже наелись, а бабушка просит вас съесть еще что-нибудь, то просто скажите правду: «Я больше не хочу, я наелся». Сказать это нужно спокойным, а не повышенным тоном, чтобы никого не обидеть. Если она будет настаивать, то угодите ей. В конце концов, она к вам приезжает не каждый день, а один лишний пирожок принесет ей очень много радости.

ПРОСЬБЫ НА УЛИЦЕ

Психолог. Иногда к вам с просьбой могут обратиться совсем незнакомые люди. Чаще всего это происходит в транспорте (просят подсказать, где нужная им остановка) или на улице (просят подсказать, где нужная улица, или просят перевести через дорогу). На такие просьбы ответить не составит никакого труда, поэтому, если вы знаете и можете подсказать, то обязательно так сделаете. Но иногда на улице подходят люди совсем с другими просьбами. Всегда говорите «нет!», если к вам на улице подходит незнакомый человек и просит вас:

— пойти вместе с ним куда-либо;

— подвезти;

— купить у него что-нибудь;

— дать ему денег.

Если к вам подходят на улице незнакомые люди с подобными просьбами, то вы можете даже не реагировать на них, а просто отойти в сторону.

Подведение итогов

Психолог. Вы уже поняли, что научиться говорить «нет» достаточно сложно. Но, научившись делать это, вы будете чувствовать себя более уверенными людьми, поскольку сами будете решать, как распоряжаться своим временем, и не будете обременены чужими просьбами. Умение отказывать очень пригодится вам в жизни, поскольку вы сможете выбирать то, что вам действительно нужно и интересно, а не идти в общем потоке и делать все для других.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Управляй собой», 1 класс

Конспект занятия с психологом для 3 класса

Игра на изучение психологического климата в коллективе для 2-3 класса

Конспект занятия с психологом 4 класс

Классный час «Психологический климат в классе», 2-3 класс

OlgaVF # 21 ноября 2015 в 21:04 0
Познакомилась с материалом.Приятно, что с детьми стала возможна работа психолога. В нашей школе есть психолог,но это одновременно и практикующий учитель. Поэтому очень трудно найти возможность его почаще приглашать в свой класс. На 700 учеников положено иметь всего одну штатную единицу психолога, а как же сельские школы? Поэтому. считаю, подобные разработки могут помочь классным руководителям во внеклассной работе. Заявленный материал актуален, но, мне кажется, слишком серьезен для 3 класса начальной школы. Возможно, он лучше подойдет для более старших детей, хотя все будет зависеть от уровня развития учащихся.Есть же ребята с высоким уровнем развития интеллекта, опережающие сверстников! Думаю, для младших школьников уместнее подобный материал подавать в игровой форме. Автору спасибо за вложенный немалый труд, благодаря подобным публикациям возможен профессиональный рост и продуктивный обмен опытом.
Лина Валерьевна Аверина # 16 декабря 2015 в 11:30 +1
Полностью согласна!учить ребенка говорить "НЕТ" нужно еще в раннем возрасте. Причем, делая акцент на том, что в этом нет ничего зазорного и плохого. Такой подход лишает ребенка капризничать без повода и учит решать вопросы по-взрослому.
Марианна Александровна Степанова # 20 декабря 2015 в 16:08 0
Данный материал считаю очень актуальным; наши дети,поглощенные компьютерными играми,испытывают большие проблемы в общении.А неумение сказать "НЕТ" становится еще одним "камнем преткновения" в приобретении этого умения.
Надежда Анатольевна Лашукова # 4 января 2016 в 13:00 +1
Занимаюсь планированием классных часов в третьей четверти. Решила включить ряд психологических тренингов и бесед нацеленных на комфортное и толерантное общение в классе, интернет среде, дома и в обществе!Тема этой беседы чрезвычайно важна для формирования умения защищать свое личное пространство, обозначая границы. Обязательно возьму эту тему для обсуждения.
Елена Викторовна Карпицкая # 17 января 2016 в 18:18 0
Спасибо за полезную информацию! Такие занятия очень полезны и поучительны! Обязательно воспользуюсь на практике!
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 11:27 +1
Учащиеся должны уметь говорить нет в современном мире. Но надо контролировать так же процесс нравственного воспитания и информированности учащихся. Учить их правилам и нормам поведения в обществе. спасибо за конкретные предложения и методические рекомендации.
Надежда Анатольевна Выголова # 4 февраля 2016 в 10:47 +1
Очень хороший материал. Я и сама раньше не умела говорить нет и за - за этого были даже проблемы помню. Нужно уметь общаться с детьми, слышать их. Помогать им в каких-то жизенных ситуациях. Радует что психологи не сидят просто так на месте
Елена Александровна Гречишкина # 6 февраля 2016 в 20:18 0
Умение говорить нет очень важно формировать в деском возрасте, во взрослой жизни обязательно пригодится.
Елена Александровна Гречишкина # 6 февраля 2016 в 22:06 +1
Умение говорить нет очень важно формировать в деском возрасте, во взрослой жизни обязательно пригодится. Ведь некоторые люди просто не знают, как говорить «нет», боятся обидеть отказом просящего, испортить отношения, да и просто получить отказ тогда, когда им самим понадобится помощь и поддержка. Тем не менее, если отвечать «Да, конечно» на каждую просьбу, то, в конце концов, у вас не останется времени и сил на себя, свою семью и какие-то более важные и значимые дела.
Наталья Николаевна Репникова # 12 марта 2016 в 16:58 +1
Я соглашусь с коллегами, первая мысль, которая возникла при прочтении и ознакомлении данной статьи- это мысль " а ведь это важно не только детям, но и взрослым..." как порой важно в обыденной жизни сказать "нет", когда речь идет об угождении другим во вред себе. И это не эгоизм, напротив... ГРАМОТНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Спасибо за статью.
Валерия Юрьевна Наумова # 5 апреля 2016 в 00:25 0
Действительно, для взрослых большой проблемой является неумение сказать "нет".Лично для меня-концермейстера студентов и маститых солистов, эта проблема...ПРОБЛЕМА большая. Обязательно приму на заметку!
Оксана Анатольевна Азарова # 11 апреля 2016 в 09:27 +1
Интересное занятие. Жизнь - это выбор. Иногда ты даже не замечаешь, что тебе приходится его делать.Но бывают ситуации, от которых зависит твоё будущее, и ребёнку самому решать, как поступить. Научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во всё усложняющемся мире. Данное занятие учит учащихся умению противостоять окружающим.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 13 апреля 2016 в 22:14 0
Упражнение хорошее, но до его проведения целесообразно провести экспресс-диагностику -
1) у кого из детей возникают затруднения в настаивании на своей точке зрения.
2) в чем именно заключается эта трудности
3) исходя из запроса, строить занятие
Мария Михайловна Михайлова # 20 декабря 2016 в 09:04 0
Достаточно актуальное занятие в наше время. Важно во время научить детей, как сказать "нет",не поддаваться отрицательному влиянию окружающих.
Юлия Владимировна Ташкина # 22 января 2018 в 11:01 0
Эта статья привлекла моё внимание тем, что данная проблема для меня очень близка. Я - мама 10-летней дочери, у которой наблюдаю проблемы в общении со сверстниками, неумение отказывать им, говорить "НЕТ".
Автору спасибо, благодаря данной статье я получила возможность помочь своему ребёнку в каких-либо жизненных ситуациях, буду использовать предложенные рекомендации.
Елена Сергеевна Марченко # 3 апреля 2018 в 15:47 0
Очень полезный информационный материал.Детям очень важно знать такую информацию.Только для обучающихся 3-го касса информация очень огромная, они не смогут все запомнить и воспринимать.
Надежда Леонидовна Калашникова # 29 июня 2018 в 15:42 0
Соглашусь.Что нужно учить ребёнка говорить "нет". А ещё труднее взрослым тоже сказать "нет"Хотя это достаточно сложно.Проблема большая.Возьму себе на заметку классный час.
Виктория Михайловна Домчук # 10 июля 2018 в 11:28 0
Очень содержательный конспект занятия. Особенно привлекательным в нем выступает то, что в преддверии возростных новообразований младших школьников значимо сформировать такое умение у ребят "Говорить Нет!" С точки зрения психологической грамотности , можно было включить элементы сказкотерапии (хотя бы короткие). Спасибо!
Гавриловчук Елена Алексеевна # 1 августа 2018 в 21:35 0
Тема актуальна для любого возраста. Даже взрослые не умеют говорить "НЕТ"!. Удачи. с ув.