Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Как определить уровень школьной тревожности используя методику Филипса

Уровень школьной тревожности можно определить по методике Филипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция для учащихся

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

Инструкция для педагога

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т. е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитываются:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

2,3,7, 12, 16,21,23,26,28,46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15,20,24,30,33,36, 39,42, 44; сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27,31,34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2,7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6, 11,32,35,41,44,47; сумма = 8

Ключ к вопросам

1-

7-

13-

19-

25 +

31-

37-

43 +

49-

55-

2-

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21-

27-

33-

39 +

45-

51-

57-

4—

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

 

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42-

48-

54-

 

Результаты теста

1. Число несовпадений знаков («+» — да; «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений: < 50, > 50 и 75%) для каждого респондента (обучающегося).

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение: < 50, > 50 и 75%.

4. Представление этих данных в виде диаграммы.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору: 50 и 75% (для всех факторов).

6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

По итогам тестирования можно составить итоговый бланк ответов.

Бланк

                         
                         
 "+"                        
                         
                         
 "-"                        
                         
                         

Текст опросника Филипса

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит выполнить задание на доске перед всем классом?

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Психологический тест для оценки уровня интеллекта

Психологическая диагностика подростков. Тесты

Тесты для старшеклассников по психологии

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 20:18 0
Работаю по тесту давно. Есть успешный коррекционный опыт. Меня всегда удручает, что времени маловато! Хотя я не веду уроки. Я просто социальный педагог. В этом году попробовала работать с тестом в режиме он-лайн тестирования детей. И успешно. Детям понравилось, что они не просто отвечают на вопросы, а в режиме интернет-общения. Может быть, мой опыт пригодится вам, дорогие коллеги!
Спасибо за публикацию!
Ирина Алексеевна Каймалова # 1 июля 2014 в 09:55 0
Спасибо за публикацию. Данный тест по определению уровня тревожности обучающегося необходим особенно при работе с ребятами из семей СОП и обучающимися, склонными к правонарушениям.
Лилия Фарвазовна Чивиксина # 18 сентября 2014 в 11:04 0
мне очень нравится этот тест. я его использую при первичной диагностики пятиклассников
Эвелина Владимировна Горбанёва # 15 октября 2014 в 22:45 0
Спасибо за статью, возьму в свою практику. А есть ли у вас материал о предупреждении конфликтов в подростковом возрасте?
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 20:43 0
Спасибо за статью. Я его тоже использую в своей работе с детьми. Прост в проведении и точные результаты дают ясную картину для коррекционной работы как с учениками, так и с педагогами.
Мария Сергеевна Толькова # 15 декабря 2014 в 16:01 0
Действительно информативный тест. Отлично работает в качестве мониторинговых срезов адаптационного периода в пятых классах ( в начале и конце года).
Ольга Васильевна Фурина # 18 декабря 2014 в 18:39 0
Хороший тест. Я использую его в компьютерном варианте (тесты "Алматея"). Очень удобно! Но и печатный вариант всегда нужен. Спасибо!
Анна Владимировна Скорикова # 28 декабря 2014 в 08:33 0
Спасибо за интересный материал!Проблема школьной тревожности существует,особенно при переходе учащихся из начального в среднее звено.Обязательно порекомендую школьному психологу использовать методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Можно ли добавить в закладки данную публикацию?
Воспитатель ДОУ # 2 января 2015 в 20:32 0
Мне не только как педагогу, но и как маме интересна данная методика. Спасибо.
Юлия Ивановна Шарова # 10 апреля 2015 в 08:04 +1
Данный тест широко применяю в своей практике - сопровождение детей VII вида. Информативен, достаточно объективен. Минус - достаточно затратен по времени в обработке. У меня есть компьютерный вариант. Я фронтально провожу с подгруппой детей, например, с пятиклассниками, затем ввожу данные,обработка происходит автоматически. При консультировании родителей, например, по запросу школьной неуспеваемости, отсутствии мотивации - есть возможность получить тут же результат тестирования, дать рекомендации. Как вариант - провести данный тест Он-лайн.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 20:02 0
Спасибо за публикацию данной методики. Я, как педагог-психолог по образованию очень часто наблюдаю,что у детей уровень школьной тревожности повышенный. Нужно выявлять причины и помогать детям снизить уровень школьной тревожности.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 21:19 0
Спасибо за тест!
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 23:08 0
Очень важный материал, позволяющий своевременно выявить формирование ситуативной или личностной тревожности, выяснить причины и верно определить направление корекционно-адаптационной работы.
Яна Вадимовна Тараканова # 25 августа 2015 в 12:40 0
Данный тест действительно, на мой взгляд, крайне популярен и даже несмотря на время, которое затрачивается на его обработку. Самым информативным в нем считаю достоверное выявление отношение обучающегося к школе и одноклассникам. Время на обработку можно сократить с помощью электронной версии подсчета баллов.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:26 0
На сегодняшний день проблема тревожности у детей школьного возраста стоит достаточно остро. Статья полезна и для педагогов-психологов и для родителей в качестве информационного материала своевременного подхода к определению проблем и своевременной коррекции.
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 16:39 0
Я использую данный тест в своей работе, интересный. Хорошо показывает, над чем нужно задуматься, с чем конкретно связана тревожность у ребенка. Нашла электронную обработку в интернете,что значительно сокращает время обработки.
Наталья Николаевна Репникова # 12 марта 2016 в 17:14 0
Хороший тест, не проводила пока что, но возьму на заметку. Судя по отзывам коллег, комментариям, все довольны. Прекрасная методика знания ученика, спасибо за проделанную работу!
Виктория Викторовна Титова # 15 марта 2016 в 14:17 0
Отличный тест, использую его для первичной диагностики тревожности при переходе детей в среднее звено.
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 12:28 0
Тест достаточно информативный, использую его для диагностики во время адаптации пятиклассников. Дает полное представление об ученике, хотя вопросы порой не очень однозначные. Еще столкнулась с проблемой, провожу параллельно методику на мотивацию к обучению Прихожан (там одна из шкал - тревожность), часто результат не совпадает. По одной методике тревожность низкая, а по другой завышенная. Не всегда понятно, как это объяснить.
Юлия Сергеевна Савченко # 2 апреля 2017 в 14:42 0
и как начинающий психолог и как мама благодарна за такой полезный тест.спасибо.
Надежда Леонидовна Калашникова # 4 июля 2018 в 20:15 0
Хороший тест.Работаю по нём уже давно.Очень нужен для работы с учащимися.