Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Автор: Важенина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад «Детство» д/с №536

Описание материала: Система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 5-7 лет. Основная его цель – осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми.

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми, или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Академик В.М. Бехтеров подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувства, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира также необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребенка.

Накопление проблем в воспитании личности оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма, неконтактности. Дети повышенно конфликтны, им трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. Они демонстративны, обидчивы, грубы, застенчивы, чрезмерно активны или наоборот пассивны, крикливы, плаксивы. Как правило, эти дети составляют группу риска, с ними проводится психологическая работа по развитию коммуникативных навыков, умения децентрироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения. Взрослый предоставляет образцы способов самовыражения, однако успешность обучения зависит от степени его принятия и поддержки. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка.

Основная цель предлагаемой программы – повысить знание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом.

Основные задачи:

· Способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности;

· Помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный  словарный запас ребенка словесными обозначениями эмоций;

· Учить выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи;

· Развивать навыки адекватного социального поведения, понимание принадлежности к той или иной группе;

· Развивать воображение и творческую активность.

Основные потребности, характерны для ребенка – дошкольника:

- в положительных эмоциях, любви, признании;

- общение (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве,  взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в  общественно – значимой деятельности;

- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;

- оценке результатов своей деятельности взрослым;

- соответствовать положительному нравственному эталону.

Методические приемы:

- создание ситуации безопасности, доверия;

- поддержка ребенка в ситуации неудачи;

- одобрение поведения, создание ситуации успеха;

- поощрение, комплимент;

- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;

- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных  героев;

-  придумывание терапевтических сказок;

- прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации, «звуков  природы» и т.д.

 Программа по развитию эмоциональной компетентности дошкольников 5-7 лет состоит из 30 занятий, в ее основу положена система, предложенная  И.А.Пазухиной. Первые 6 занятий – вводные, на них дети осваивают пространство, в котором будут проходить встречи.

Содержание занятий в основной части построено таким образом, чтобы ребенок постепенно входил в мир человеческих взаимоотношений через:

- понимание собственной индивидуальности с помощью открытия смысла своего имени, исследования своих вкусов, предпочтений;

- вхождение в мир других людей, их принятие и понимание, приобретение навыков совместной деятельности;

- познание спектра основных эмоций, приобретение навыков их положительного проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей.

Три итоговых занятия позволяют закрепить положительный опыт, накопленный детьми в ходе работы, выразить отношение к себе и другим людям.

Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года.

Форма организации – игровая с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, фотографий, творческими заданиями. К каждому занятию прилагается система домашних заданий для совместного их выполнения с родителями. Эти здания направляют работу родителей по развитию чувств детей. Кроме того, совместное творчество способствует более частому продуктивному общению родителей с ребенком.

Ожидаемые результаты

Знать:

- что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности

 общения с партнерами противоположного пола;

- об относительности в оценке чувств;

- что означают их имена;

 - историю собственной семьи.

Уметь:

- понимать свою индивидуальность, свой внутренний мир;

- устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

 - выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

- оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

- рисовать свое генеалогическое древо.

Практическая значимость программы

Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, позитивная и адекватная оценка себя. В ходе наблюдения за детьми  было отмечено непринужденное их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, критериями эффективности программы выступили: позитивная динамика эмоционального развития ребенка; гармонизация образа «Я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе (повышение самооценки); уверенность в себе и своих возможностях.

Основные правила организации и проведения занятий

1. Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.

2. Длительность занятий не должна превышать 30 мин.

3. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

4. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.

5.  В профилактической работе по программе может участвовать подгруппа детей до 10 человек.

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 23:18 0
Уважаемый автор! В программе раскрыты цели, задачи, формы и методы работы с детьми, обозначена практическая значимость. Думаю эта структура будет полезна тем, кто составляет свою программу, а также воспитателям, педагогам-психологам, методистам ДОУ.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:34 0
Согласна с Анной Геннадьевной, что структура данной программы может быть взята за основу для собственной программы. Только я бы еще добавила список литературы, не думаю что в рамках программы автор пользуется одним источником.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 10:39 0
Вы знаете, коллеги, подумала о том же. Переходя по ссылке, надеялась найти упражнения для детей. Но нашла больше. Тоже собираюсь оформить свою программу (цикл занятий уже апробирован). И вот то, что нужно - структура. Спасибо! Успехов вам в работе!
Ирина Викторовна Власова # 23 июня 2018 в 17:19 0
Считаю, что с данной программой необходимо публиковать хоть несколько занятий. Они помогут понять ее ценность. И я согласна с Натальей Евгеньевной, литературу всегда нужно указывать. Со списком литературы материал имеет более совершенный вид.
Юлия Сергеевна Щепина # 14 ноября 2021 в 21:22 0
Спасибо за структуру программы, начинающим педагогам-психологам эта информация очень пригодится. Согласна с Натальей Евгеньевной Хохловой. Списка литературы не хватает.