Цели
1. Побуждение учащихся к выбору целей в жизни.
2. Обучение учащихся совершать обдуманный выбор, формирование силы воли.
I. Обсуждение темы «Не в деньгах счастье.»
Обсуждение этой темы можно начать с ответов учащихся на вопросы.
1. Можно ли чувствовать себя счастливым, не обладая большим богатством?
2. Все ли богатые счастливы?
Ведущий. Хороший счет в банке - не самое главное условие для счастья. Например, американские психологи исследовали, как изменился «уровень счастья» у людей с 1946 по 1978 год. За указанный период благосостояние американцев значительно возросло, но доля людей, заявлявших при социологических опросах, что они счастливы, практически не изменилась.
В исследовании, проведенном опять же в США, участвовали 22 человека. Одна часть - это люди, получившие очень крупные выигрыши в лотерею, другая - произвольно выбранные люди, составившие контрольную группу. В результате было установлено, что между первыми и вторыми нет заметной разницы в полноте ощущения счастья и благополучия.
Проведенный в Англии опрос 191 обладателя выигрыша в 160 тыс. фунтов стерлингов показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем ранее, но вместе с тем у них появились довольно серьезные проблемы.
Например, эти «счастливчики» ощущают зависть и даже враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью и т. д.
Некоторые из них поменяли место жительства (переехав, например, в более престижный район), но здесь столкнулись с неприятием и отторжением со стороны людей, стоящих на более высокой ступени социальной лестницы.
Многие из получивших крупный выигрыш бросают работу. В результате они испытывают одиночество. Как считают некоторые исследователи, несмотря на то что в результате неожиданно свалившегося богатства жизненный уровень повышается (становится возможным приобрести новый дом, личную машину, приятнее провести отпуск и т. п.), нельзя с полной уверенностью сказать, что многие из этих людей стали более удовлетворены жизнью.
II. Обсуждение темы «Как приступить к делу»
Обсуждение этой проблемы нужно начать с разговора о том, какие качества помогают человеку достигать тех или иных целей, совершать поступки. Для этого можно задать следующие наводящие вопросы.
1. Какая цель для вас будет более интересной: та, которую вы поставили перед собой сами, или та, которую вам предложили взрослые (родители, учителя) или друзья? Почему?
2. Что такое сила воли?
3. Трудно ли бывает выполнять те дела, которые непонятно для чего нужны лично вам?
4. Бывает ли у вас так, что какое-либо дело выполняется с интересом, вам не нужно подгонять себя?
Аргументы педагога при этом обсуждении могут быть построены на такой информации.
Ведущий. Приступить к делу совсем несложно, если оно очень привлекательно и значимо для вас. Мы уже рассматривали ваши потребности, разговаривали о целях в жизни. Наверное, у каждого из вас уже складываются какие-то важные цели в жизни, каждый намечает задачи, которые нужно решать для их достижения.
Давайте подумаем, что же может превратить желания в решимость приступить к делу. Вы наверняка считаете, что основным фактором в этом случае является сила воли. Так вот, вы не правы! На самом деле важнее всего мотивация. Это то, что вдохновляет вас на дело и поддерживает желание продолжать его, несмотря на препятствия.
Если вам трудно провести грань между мотивацией и силой воли, представьте себе человека, который учится играть на гитаре, Мечтая со временем стать рок-звездой. На первых порах ему будет вполне достаточно ощущения новизны и восторга, вызванных освоением музыкального инструмента. Но рано или поздно, по мере претворения мечты в реальность, этот человек столкнется с необходимостью изо дня в день много и упорно работать. Это вынудит его отказаться от других занятий, доставляющих ему удовольствие, - прослушивания записей, встреч с друзьями, просмотра телевизионных программ, социальных сетей. Никакая сила воли, как бы безжалостно она ни применялась, не поможет человеку преодолеть препятствия, если у него не будет сильной мотивации.
Этот принцип применим во всех областях жизни, начиная с установления взаимоотношений с людьми и заканчивая организацией собственного бизнеса. Наличие у вас определенных мотивов означает возможность контроля за ходом вашей жизни. Вы уже не плывете по течению. Именно благодаря мотивации вы можете уверенно заявлять: «Да, я хочу... и я добьюсь этого».
Чтобы определить мотивы ваших действий, вам следует честно проанализировать свою жизнь и понять самих себя. Чем, собственно, мы с вами на этих занятиях и занимаемся.
III. Методика-размышление «Куда же я иду?»
Педагог продолжает разговор и напоминает старшеклассникам, что на прошлых занятиях они изучали свои качества, думали о смысле жизни, мечтали.
Ведущий. Каким же путем идти дальше? Прежде всего, надо посмотреть, куда вы направляетесь сейчас.
(Ведущий читает учащимся небольшой отрывок из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».)
- Подскажи, пожалуйста, в какую сторону мне идти? - спросила Алиса.
- В значительной степени это зависит от того, чего ты желаешь достичь, - ответил кот.
- Меня это как-то мало волнует, - сказала Алиса.
- Тогда не имеет значения, в какую сторону ты пойдешь, - ответил кот.
Если вы, как Алиса, четко не представляете, куда хотите прийти, то рискуете оказаться на распутье, гадая, что делать дальше. Вы будете порываться то в одну сторону, то в другую или окажетесь настолько сбиты с толку, что вообще не сможете сделать ни шагу.
IV. Обучение учащихся совершать обдуманный выбор
Ведущий. Итак, сейчас в тетради под заголовком «Как сделать выбор» напишите цель, которую вы хотели бы достичь в жизни в ближайшее время. Если вы действительно серьезно стремитесь чего-то добиться, следует рассмотреть все плюсы и минусы предстоящих перемен. Мы с вами только что говорили о мотивации и силе воли, так вот, чтобы добиться успеха в достижении цели, стремление к ней должно быть сильнее желания оставить все как есть. Каждому из вас будет полезно проделать одно упражнение, которое психологи называют «анализом расходов и доходов». Давайте оценим все «за» и «против». Вам потребуется немного времени, ручка и тетрадь.
(Дети выполняют упражнение «Расходы и доходы».)
Ведущий. Напиши одну из поставленных тобой задач.
Раздели страницу пополам. Левую часть озаглавь «Расходы», правую - «Доходы».
В разделе «Расходы» перечисли все доводы против решения этой задачи. Соответственно в разделе «Доходы» - все доводы «за». Постарайся представить все, что может измениться в твоей жизни, если ты активно приступишь к этому делу. Подумай о финансах, здоровье, эмоциональном состоянии, влиянии на близких и др.
После этого поставь отметку всем «расходам» и «доходам» по пятибалльной системе. Например, если ты чувствуешь, что «расходы» в некоторых случаях необычайно высоки, ставь «пятерку». Обведи кружками самые высокие «расходы» и наиболее «заманчивые доходы», которые ты сможешь получить, если пойдешь выбранным путем.
Как только ты это проделаешь, у тебя появятся веские основания для того, чтобы сделать определенный выбор. Кроме того, ты сможешь выяснить, что необходимо сделать, чтобы сократить «расходы» и увеличить «доходы».
Ты можешь использовать этот метод каждый раз, когда тебе предстоит сделать выбор.
В конце классного часа в качестве домашнего задания можно предложить учащимся поделиться всем услышанным сегодня на занятии с родителями, обсудить с ними выбранные цели и задачи, проделать дома упражнение «Расходы и доходы».
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики
Психологический классный час для учащихся старших классов «Что в жизни зависит от меня»
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Нет комментариев. Ваш будет первым!