Цели
1. Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к жизни.
2. Осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки.
3. Выбор задач самовоспитания.
I. Опросник «Что зависит от меня» (опросник уровня субъективного контроля с соответствующей педагогической интерпретацией)
Ведущий. Я думаю, каждый из вас понимает, насколько важно в процессе взросления прийти к ответственной позиции за свою жизнь. Каждый человек сам делает свою судьбу, никакие ссылки на обстоятельства не должны мешать зрелому взрослому человеку идти к намеченной цели.
Сейчас каждый получит текст опросника уровня субъективного контроля.
У себя в тетради запишите название методики. Читайте утверждение, ставьте его номер в тетради и рядом свой ответ:
«+» - да, согласен;
«-» - нет, не согласен.
Опросник
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая: если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то знаю, что смогу их осуществить.
12. То что многим людям кажется удачей или везением, на само деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Я стараюсь планировать далеко вперед, потому что много зависит от того, как сложатся обстоятельства.
18. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
19. Мои отметки в школе более всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в какой мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я захочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и не зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого-либо, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения.
Ключ
1 балл начисляется, если даны ответы «+» на утверждения. 2,4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 44.
1 балл начисляется, если дан ответ «-» на утверждения: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21,23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41,43.
Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов. Ведущий объясняет, что они означают.
Ведущий. Полученный результат показывает уровень контроля над любыми значимыми ситуациями. Чем выше показатель, тем выше уровень данного контроля. Как это можно расшифровать? О каких особенностях характера и поведения это говорит?
Набрано от 1 до 22 баллов. Попавшие в эту группу полагают, что большинство происходящих событий является результатом действия внешних сил - случая, вмешательства других людей. Они обладают низким уровнем субъективного контроля. Эти люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Свои успехи, достижения, радости связывают с везением, счастливой судьбой, помощью других людей. Неудачи для них - результат невезения. Здоровье или болезнь - дело случая, и выздоровление может прийти только в результате действия других людей, прежде всего врачей.
Люди с низким уровнем субъективного контроля проявляют конформное и уступчивое поведение в группе, коллективе; они менее популярны, не уверены в себе, обладают пониженной самооценкой.
Набрано от 23 до 44 баллов. Попавшие в эту группу, считают, что происходящие с ними события - результат их собственной деятельности и усилий. Они обладают чувством ответственности за то, как складывается их жизнь в целом.
Такие люди целеустремленны и считают, что сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни. Если случаются неприятности, они в этом обвиняют себя. Чувствуют себя ответственными за свое здоровье: если больны, то обвиняют в этом себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от собственных действий. В коллективе менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют; сильнее реагируют на утрату личной свободы. Популярны, благожелательны, уверены в себе, проявляют терпимость, обладают положительной самооценкой.
После этой информации проводится обсуждение. Ребятам ведущий может задать наводящие вопросы.
1. Что же все-таки лучше: пассивно подчиняться случайностям и обстоятельствам или активно строить свою жизнь?
2. Что чаще всего мешает тебе действовать по-своему?
3. Что необходимо тебе для самостоятельных действий и поступков?
В результате обсуждения юноши и девушки должны прийти к выводу, что для активного отношения к жизни необходимо прежде всего иметь цель, уметь планировать свои действия и умело действовать, учитывая обстоятельства, считаться с окружающими людьми и природой.
II. Методика «Мои поступки»
Ведущий. Сейчас каждый из вас должен постараться вспомнить и проанализировать 2-3 поступка или события, произошедших с ним недавно, как удачных, так и неудачных. Подумайте над причинами успеха или неуспеха: что сыграло решающую роль – внешние обстоятельства или ваши собственные действия. Для того чтобы легче было анализировать поступки, заполните следующую по форме таблицу.
Ведущий чертит на доске таблицу.
Поступки, события в моей жизни (как удачные, так и неудачные) |
Причины удачи (или неудачи) Внешние обстоятельства. Мои действия |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
……. |
|
Это задание является непростым для учащихся. Оно требует времени для размышления. Его нужно предложить доделать дома, неспешно, в несколько приемов, спокойно поразмыслив над своими поступками.
Обсуждение проводится в виде индивидуальной консультации, если необходимо, оказывается помощь в заполнении таблицы.
III. Методика «Право выбора»
Ведущий. В вашем возрасте происходит интенсивное взросление, вы это чувствуете. Вы уже практически взрослые люди. Но в чем конкретно это находит выражение? Чем младше ребенок, тем реже родители или воспитатели дают ему право самому принимать даже самое маленькое решение. Ведь дети ни за что практически не отвечают, они лишь слушаются.
В юношеском возрасте нужно учиться принимать решения, совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность. Поступок делает человека.
Поэтому пусть каждый из вас подумает и запишет свой ответ на вопрос:
Что ты делаешь из того, что тебя не заставляют?
Ответ может быть кратким: можно перечислить поступки в назывной форме; можно над этим вопросом поразмышлять и записать поподробнее свои рассуждения. Постарайтесь соотнести, как ваши самостоятельные поступки связаны с вашими потребностями, увлечениями, склонностями.
Обсуждение ответов проводится в классе только в том случае, если между учащимися дружеские, доверительные отношения. Для индивидуального обсуждения можно пригласить старшеклассников на консультацию к психологу.
IV. Совет Д. Карнеги «Начни с себя»
Ведущий зачитывает отрывок из произведения известного американского психолога Д. Карнеги.
«Знаете ли вы кого-нибудь, кого вам хотелось бы переделать, исправить и усовершенствовать? Хорошо! Прекрасно! Я сам целиком стою за это. Но почему не начать с самого себя? С чисто эгоистической точки зрения это намного полезнее, чем пытаться усовершенствовать других. И к тому же намного безопаснее.
«Когда борьба начинается внутри самого человека, значит, он чего-то стоит», - сказал один из великих людей. Возможно, процесс самоусовершенствования займет у вас время до самого Рождества. А затем вы сможете отдохнуть на праздники и посвятить наступающий год исправлению и критике других.
Но сначала усовершенствуйтесь сами».
Как это сделать, а также как научиться общаться с людьми, нравиться им, добиваться успеха в жизни и бизнесе, вы узнаете, прочитав книгу американского психолога Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
VI. Психологический совет «Сделай хотя бы шаг»
Ведущий. Если перед тобой большое сложное дело, полезно вспомнить мудрые изречения: «Если не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг», «Дорогу осилит идущий».
Чтобы облегчить себе первые шаги на пути к какой-нибудь важной для тебя цели, можно воздействовать на свои переживания, связанные с борьбой мотивов: заставь себя почувствовать все отрицательные последствия проволочек, отвлечений. И при этом ярко представь те положительные эмоции, которые принесет исполнение нужного дела. В результате дело, которое нужно выполнить, поменяет свою эмоциональную окраску, приобретет большую привлекательность.
Приняв решение, нужно представить реальный план действий и приступить к нему. А чтобы тебе было легче, я открою «маленькие хитрости»:
- Принимайся сначала за менее интересное, чтобы интересное осталось напоследок.
- Безотлагательно включайся в дело, что спасает от расхолаживающего эффекта длительной подготовки.
- Уговаривай, убеждай, подбадривай самого себя в процессе работы.
- Подмечай свои маленькие победы и достижения, хвали себя.
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Психологический классный час для старшеклассников «На пути к счастью»
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Нет комментариев. Ваш будет первым!