Внеклассное мероприятие по психологии в школе

Конспект внеклассного мероприятия по психологии для 8-10 классов

Психологическое ток-шоу «Кризис юношеского возраста» для школьников 8-10-х классов)

Цели и задачи:

• развитие коммуникативных качеств личности;

• оказание практической помощи подросткам в разрешении межличностных конфликтов.

Описание ток-шоу

Суть ток-шоу — это предъявление ведущим (классным руководителем) известных фактов, неких утверждений о проблемах подросткового возраста, порой шокирующих, вызывающих отторжение подростковой аудитории. Аудитория вступает в дискуссию с ведущим (классным руководителем), пытается аргументированно опровергнуть то или иное утверждение. При этом условиями проведения ток- шоу являются быстрый темп, постоянно сменяющаяся частная тематика, проблемы. В ходе ток-шоу не всегда вырабатывается определенное решение или мнение, главное — побудить обучающихся к дискуссии, поиску решений, развитие у них способности к отстаиванию своей жизненной позиции, коммуникативных и речевых качеств.

Классный руководитель: Ребята, на сегодняшнем психологическом ток-шоу я предлагаю вам прослушать ряд точек зрения, утверждений о проблемах кризиса юношеского возраста. Ваша задача — в быстром темпе (до 1 минуты на каждое выступление) опровергнуть или дополнить данное положение. Но при этом не забывать об аргументации своих позиций, тактичности и уважении к другим людям, грамотности речи.

Итак, вы готовы вступить в дискуссию?

1. Мнение взрослых о современных подростках

1.1. От старшего поколения можно часто услышать упрек в адрес нынешней молодежи: «Подростков 15—18 лет интересуют только наркотики и пиво, новые модные тряпки и развлечения; игромания и интернеттехнологии поглотили их с головой; им свойственно увлечение сексом, распутством и развлечениями». Как вы можете возразить на это высказывание? (Мнения обучающихся)

1.2. Студенты и сотрудники психологического факультета Самарского государственного университета составили «Памятку родителям от детей». Могли бы и вы «подписаться» под некоторыми из пунктов этой памятки, т. е. совпадает ли ваше личное мнение с мнением некоего подростка, обращающегося к своим родителям?

• Не торопитесь баловать меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердыми со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.

• Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях оставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что не прав.

• Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто разозлить вас.

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, как вы поступили со мной.

• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если вы сделаете замечание с глазу на глаз, толку будет больше.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Лучше, если вы попытаетесь сделать это позднее.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так, а не иначе. Иногда вы сами можете сказать о себе то же самое.

• Не используйте информацию, которую я вам доверил, в качестве упрека. Я перестану вам рассказывать о своих ошибках.

2. Любовь или увлеченность?

2.1. По мнению некоторых психологов, любовь — это:

— интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку;

— устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с ним и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека;

— любое эмоциональное состояние, определяемое как противоположное ненависти. Согласны ли вы с этим определением?

(Мнения обучающихся)

2.2. «В эротической любви есть предпочтительность. Часто предпочтительность эротической любви неверно интерпретируется как привязанность, основанная на обладании. Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь — эгоизм двоих. Два человека отождествляются друг с другом и решают проблему одиночества, увеличивая единичную индивидуальность вдвое. Они достигают чувства преодоления одиночества, однако, поскольку они отделены от всего остального человечества, то остаются отделенными и друг от друга, и каждый из них отчужден от самого себя. Их переживание единства — иллюзия. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Она предпочтительна только в том смысле, что я могу соединить себя целиком и прочно с одним человеком. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни, но не в смысле глубокой братской любви»1. Что вы думаете по этому поводу?

(Мнения обучающихся)

3. Переходный возраст иди автономия личности?

3.1. По мнению психологов, юношеский период делится на 3 подпериода: ранний юношеский возраст от 15 до 17 лет, средний — от 17—18 до 22—23 лет, и старший — от 23— 24 до 28-29 лет.

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине природы, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос. Главным измерением в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Согласны ли вы с данным утверждением?

(Мнения обучающихся)

3.2. Известный психолог Ж.В. Пыжикова дает следующее определение: «Автономная личность понимается как субъект активности, способный быть целеполагающим, ответственным при осуществлении принятых самостоятельно решений, обладающий «внутренними резервами», детерминирующими развитие индивида. Автономия личности старшеклассника проявляется как способность к профессиональному и личностному самоопределению, полаганию себя как субъекта выбора и жизненного существования. Рассматривается как единственная предпосылка социальной успешности, которая может быть противопоставлена релятивности знаний, умений и навыков и догмам родительских наставлений». Согласны ли вы с этим определением? Как бы вы охарактеризовали понятие «автономия личности старшеклассника»?

3.3. Прослушайте некоторые афоризмы известных личностей, выберите из них наиболее понравившиеся и обоснуйте свой выбор:

• Таков несчастный людской обычай: всегда люди падки до нового и всякой новинки ждут с нетерпением, хотя бы то было им же на беду. (Басни из «Расширенного Ромула»)

• Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек. (Ф.М. Достоевский)

• Хорошие привычки продлевают жизнь, а плохие делают ее приятной. (Неизвестный автор)

• Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя. (Марк Аврелий)

3.4. Психологи и педагоги-практики утверждают, что подростки склонны к чувству «сгруппированности». Находясь в группе, человек ведет себя несколько по-иному, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы. То, что такое воздействие действительно имеет место, доказано в ходе многих экспериментов.

Согласны ли вы с мнением, что именно в группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок и даже преступление, хотя большинство из членов группы не склонны к этому?

(Мнения обучающихся)

(В завершение классный руководитель подводит общие итоги, отмечает аргументированность выводов, особенности высказываний, свою точку зрения по поводу высказываний обучающихся)

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Психологический тренинг для педагогов

Елена Александровна Крупнова # 24 октября 2014 в 12:01 0
Очень интересная задумка для старших школьников, у многих в этом возрасте достаточно сложный период в жизни, а подобранный материал поможет им задуматься и может даже разобраться в себе или в важных для них вопросах.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 20:56 0
Очень интересная форма проведения данного мероприятия. Ребята этого возраста любят поговорить и подискутировать на разные темы, особенно актуальные для них. Очень грамотно составлена "Памятка родителям от детей".Буду с удовольствием использовать в своей работе.
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 23:09 0
такая форма занятия напоминает круглый стол, где принимают участие все дети. Очень интересно
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 12:30 0
В данном мероприятии очень интересно подобрана информация,факты, но обсуждения и шоу здесь нет. Скорее информационное сообщение и ряд мнений общепринятых.
Ольга Александровна Бура # 31 января 2015 в 10:08 0
Здравствуйте! Я работаю педагогом-психологом и мне очень понравилось ваше вне классное мероприятие, я считаю очень актуальные цели. К сожалению наши дети не умеют "разговаривать", выражать свое мнение и т.д..
Ирина Ивановна Борисова # 26 июня 2015 в 14:17 0
Спасибо за разработку! Очень полезная и грамотно сделанная как с психологической , так и с педагогической точки зрения. Безусловно роль классного руководителя здесь очень важна. Ведь только настоящий профессионал может грамотно и с пользой провести ток-шоу. Но надо пробовать, надо учиться. Спасибо ещё раз, обязательно проведу мероприятие со своими девятиклассниками.
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 23:14 0
Спасибо за актуальный материал, затрагивающий сердцевину подросткового возраста.
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 16:43 0
Очень интересно, попробую воплотить в жизнь Вашу идею. В этом возрасте у каждого подростка на все сое мнение,а здесь есть возможность его выразить и быть услышанным.
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 21:29 0
Очень хорошая разработка, обязательно использую ее в своей работе!
Ольга Юрьевна Шевченко # 19 декабря 2015 в 17:26 0
Спасибо за разработку и идею! Сложно организовать дискуссию в такой форме, но подростки ее любят.Мне чуть не хватило самого шоу,есть над чем поработать. А за идею и подготовку материала огромное спасибо, обязательно возьму в работу.
Елена Леонидовна Крылова # 14 июня 2016 в 20:47 0
Очень интересная идея подачи достаточно непростого материала. Чаще всего специалисты работают с родителями подростков, как бы напоминая, что с ними в этот период происходит и как нам взрослым нужно с ними взаимодействовать, но ведь подростки и сами, на самом деле, любят поговорить о том, что с ними происходит. А это для них как крайне важно, так и крайне трудно порой. Поэтому идея подачи материала на самом деле интересна. А каждый читатель, изучая этот материал, наверняка увидел для себя, что он будет дальше делать. Спасибо автору за материал и удачи на творческом поприще!!!
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 16:53 0
Очень интересная идея подачи достаточно непростого материала. Чаще всего специалисты работают с родителями подростков, как бы напоминая, что с ними в этот период происходит и как нам взрослым нужно с ними взаимодействовать, но ведь подростки и сами, на самом деле, любят поговорить о том, что с ними происходит. А это для них как крайне важно, так и крайне трудно порой. Поэтому идея подачи материала на самом деле интересна. А каждый читатель, изучая этот материал, наверняка увидел для себя, что он будет дальше делать. Спасибо автору за материал и удачи на творческом поприще!!!
Елена Владимировна Гусева # 12 января 2017 в 13:42 0
Прекрасное занятие! Дети в этом возрасте любят порассуждать о себе и о жизни, любят высказывать свое личное мнение, позицию. Им нравится общаться на "нешкольные" темы. Темы очень актуальные для этого возраста, я думаю, такое мероприятие стоит провести. Тем более большой подготовки не требуется.
Надежда Леонидовна Калашникова # 29 июня 2018 в 16:13 0
занятие замечательное!У многих в этом возрасте достаточно сложный период в жизни, а подобранный материал поможет им задуматься и может даже разобраться в себе или в важных для них вопросах.