Занятие по психологии, 11 класс. Тема: Моё будущее. Карьера

Занятие по психологии для старшеклассников. Тема: Мои мечты. Будущее. Карьера. Успех.

На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по- настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной.

П. Коэльо

Карьера - актуальное и популярное сегодня понятие. Если некоторое время назад слово «карьерист» носило определенный негативный оттенок, то сейчас оно ассоциируется с успешным, активным человеком, который знает, чего хочет от жизни.

При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание. Для кого-то «сделать карьеру» - значит получить определенную должность, статус в обществе. Для другого важнее материальная сторона, высокий заработок. Третий может посчитать, что самое важное - быть хорошим специалистом, профессионалом в своем деле, и именно это является целью построения карьеры. Наверное, прав каждый по-своему, прав в отношении именно своей карьеры. Карьера - понятие индивидуальное, невозможно дать универсальный рецепт профессиональной успешности. Совершенно точно, что построение карьеры тесно связано с такими понятиями, как рост, развитие, достижения, успех. А вот в каком направлении расти и чего достигать - каждый решает для себя сам.

Можно стремиться занимать высокие должности, то есть расти вверх, постоянно повышая собственную планку. С изменением должности меняется, естественно, и содержание профессиональной деятельности. Так, например, учитель химии, становясь заместителем директора (а возможно, и директором), вынужден уделять меньше внимания своему предмету, занимаясь в большей степени административной, организационной работой. В данном случае речь идет о карьере по вертикали.

Другой вариант развития - двигаться вглубь, все лучше и лучше осваивая свою профессию. Здесь главная цель, которую ставит перед собой человек, - стать высококлассным профессионалом. В этом случае учитель химии не будет стремиться к должности заместителя директора, а будет постоянно повышать квалификацию в рамках своего предмета, посещая различные курсы, семинары и становясь учителем первой, второй, высшей категории, заслуженным учителем. Здесь мы говорим о карьере по горизонтали.

Нечасто, но встречаются случаи, когда удается эти направления совмещать. Но в начале карьеры, при выборе цели, важно лично для себя определить приоритеты, ответить на вопрос: чего я хочу достичь, что значит успех лично для меня?

Помимо наших желаний и стремлений существует еще и реальность, с которой нельзя не считаться. В карьерном плане такой реальностью является рынок труда, предъявляющий свои требования к специалистам. На сегодняшнем рынке труда больше шансов добиться успеха у людей гибких, мобильных, активных, обладающих большим количеством разнообразных умений и навыков. Высок спрос на универсальных специалистов, которые при необходимости могут справиться с самыми разными обязанностями. При этом очень важно постоянно доказывать свою ценность для организации, не ждать, пока перед вами поставят какие-либо задачи, а самому ставить их перед собой, предлагать новые идеи. Постепенно уходит время, когда на хорошие перспективные должности принимали людей исключительно «по блату». Работодатель становится все более и более заинтересованным в действительно квалифицированных, профессиональных работниках, умеющих к тому же доказать это.

После выбора сферы профессиональной деятельности необходимо подобрать организацию, в которой возможно достижение поставленных вами целей. Постарайтесь получить о компании максимум информации. Как долго она существует? Из каких отделов состоит? Предполагается ли обучение новых сотрудников? Способствует ли руководство повышению сотрудников в должности или повышению их квалификации, обучению в процессе работы? Насколько организация открыта для сотрудничества с другими компаниями? Источниками таких данных могут быть средства массовой информации, Интернет, сами сотрудники (если удастся с ними пообщаться). Как правило, чем солиднее и серьезнее компания, тем более она открыта, доступна, тем больше информации о себе готова предоставить. Если на собеседовании в выбранной организации работодатель задает вам вопрос о ваших карьерных планах, не стоит скрывать свое стремление к росту, развитию. В то же время не нужно делать это самоцелью. Где бы вы ни работали, достижение карьерных вершин невозможно без серьезного овладения профессией, без стремления выполнять свою работу качественно, «на совесть».

Если вы настроены на серьезное построение карьеры (независимо от сферы, от направления роста), настраивайтесь сразу и на необходимость постоянного обучения, повышения квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сейчас уже недостаточно однажды полученного высшего образования (или даже двух), знание одного иностранного языка становится обычным делом, а неумение работать на компьютере вообще осложняет работу по любой специальности. Полученного запаса знаний может хватить, если вас устраивает занимаемая должность, вы успешно справляетесь со своими обязанностями, и вас в этом плане все устраивает. Если же вам хочется не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше, то следует приложить немало усилий, чтобы «не выпасть из обоймы» востребованных специалистов. Это, конечно, не означает, что нужно впадать в крайности и, сломя голову, бросаться получать второе, третье образование, изучать сразу четыре языка одновременно. Вполне возможно, будет достаточно пройти какие- то курсы по вашей специальности, дополнив базовые знания какой- то новой информацией. Выбор курсов или любого другого обучения - задача серьезная. Не стоит тратить время, силы и деньги и обучаться просто ради лишней «корочки» - диплома, сертификата, свидетельства. Подумайте, как и для чего вы сможете применить полученные знания, насколько они необходимы для вашего дальнейшего продвижения и развития.

Строить карьеру не поздно в любом возрасте. В этом отношении строгие ограничения найти сложно. Другое дело, что для людей разного возраста, с разным профессиональным опытом и уровнем образования этот путь будет иметь свои особенности.

С одной стороны, молодым специалистам в какой-то степени проще. Они энергичны, легки на подъем, без страха готовы браться за любые новые проекты и вообще смотрят на жизнь достаточно оптимистично. Но на первых порах сталкиваются с такой сложностью, как недостаток или полное отсутствие практического опыта. Это препятствие, однако, не является непреодолимым. Многие крупные компании принимают молодых специалистов, организуют для них обучение или стажерскую практику, а затем после испытательного срока принимают на постоянную работу. Подобную практику осуществляют и многие зарубежные компании, набирающие персонал из числа молодых россиян. Это объясняется тем, что научить человека «с нуля» порой проще, чем переучивать опытного специалиста специфике работы в конкретной организации. Выбрав такой путь - карьера в солидной организации - можно достичь определенных высот, но нужно быть готовым к тому, что первоначальный заработок будет не очень высок, а работа, которую придется выполнять на первых порах, не всегда будет соответствовать специальности, записанной в дипломе.

Успешность трудоустройства молодых специалистов во многом зависит от их собственной активности. Еще на этапе обучения необходимо получить информацию о рынке труда, о перспективности тех или иных компаний. Многие организации, заинтересованные в наборе молодых и перспективных кадров, предоставляют в учебные заведения информацию о презентациях, которые они проводят, о программах по набору персонала. Студентам и выпускникам остается только внимательно следить за информацией на досках объявлений, в Интернете, и вовремя прийти и заявить о себе. С этой же целью стоит посещать ярмарки вакансий для молодежи, дни карьеры, тематические выставки.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по профориентации для 10-11 класса. Требования современного рынка труда

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Конспект урока психологии в 11 классе. Уверенность в себе

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Мария Анатольевна Блинова # 2 декабря 2016 в 18:05 0
Какие нужны специалисты :гибкие , мобильные , активные , обладающих большим количеством разнообразных умений и навыков. Где бы вы ни работали, достижение карьерных вершин невозможно без серьезного овладения профессией, без стремления выполнять свою работу качественно, «на совесть». Полезное занятие,актуальное для старшеклассников.
Оксана Владимировна Креймер # 13 февраля 2017 в 12:20 0
Все сказанное- правильно. Подразумевает ли план урока диалог-дискуссию по каждой позиции? Мне показалось, что, если бы в урок добавить 2-3 проблемные ситуации с живым обсуждением,то вся информативная часть занятия была бы более понятна и увлекательна, тем более, что в классе - уже взрослые ребята. Не любят они, когда их "поучают"
Наталья Юрьевна Мостайкина # 10 апреля 2017 в 18:48 0
Мое будущее это сьезная тема для беседы. Материал интересен и логично изложен. Спасибо автору за труд.
Ольга Владимировна Соснорова # 10 мая 2017 в 20:17 0
Информация полезная, но будет ли учащимся она интересна в таком виде(выпускникам даже одиннадцатого класса). Я согласна с Оксаной Владимировной данный материал необходимо оживить либо проблемными ситуациями, либо какой-либо ролевой игрой. Но каждый педагог ориентируется на своих учеников. Извините если чем обидела.
Виктория Михайловна Домчук # 10 июля 2018 в 10:00 0
Материал интересный, но сложный для подачи детям , с которыми я работаю (ОВЗ по слуху и интеллекту). Но во всяком случае, идея хорошая , что-нибудь добавлю, спасибо!
Гавриловчук Елена Алексеевна # 1 августа 2018 в 19:01 0
Очень важная тема для выпускников. Можно дополнить "проектной методикой", поэтому согласна с комментариями - "оживить". Желаю удачи.