Развитие читательского интереса у младших школьников. Рекомендации и советы для родителей

Воспитание и развитие читательского интереса у учащихся начальной школы

Анкета для родителей

1) Нравится ли вашему ребенку читать книги?

2) Сколько времени он проводит за книгой?

3) Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

4) Какие книги он предпочитает?

5) Как вы поощряете его читательские стремления?

6) Дарите ли вы своему ребенку книги?

7) Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?

8) Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

9) Считаете ли вы себя активным читателем?

10) Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

Детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного, делают их жизнь полнее и интереснее, внушают добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам. Честность, совестливость, уважение к людям и к себе, ответственность, чувство долга входят в сознание ребенка через соприкосновение с хорошей книгой. Значит, книга - великая сила!

Так давайте вместе и постоянно вызывать у ребенка интерес к книге, помогать в выборе нужной, интересной книги, помогать понимать прочитанное - а значит, создавать предпосылки для дальнейшего развития его ума, нравственного и эстетического восприятия мира.

Приглашаю вас к размышлению по следующим вопросам: любит ли ваш ребенок читать? Читаете ли вы своему ребенку? Обсуждаете ли прочитанное? Как? Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал? Бывают ли в вашем доме семейные чтения?

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

1) Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

2) Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3) Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4) Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами семьи.

5) Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

6) Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

7) Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.

8) Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9) Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10) Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11) Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

12) Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Памятка для родителей

1) Помните: чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.

2) Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

3) Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.

4) Зная рекомендательный список литературы (список составляет учитель класса), вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.

5) Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.

6) Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет больший интерес к чтению.

7) Необходимо в домашних условиях соблюдать правила гигиены чтения.

Советы родителям

1) Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8.

2) Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

3) Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы.

4) Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (7-8 лет) очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

5) Чаще устраивайте семейные чтения. Подросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

6) Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

7) Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

8) Принимайте во внимание, что возраст с 7 до 16 лет - это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.

9) Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте ребенку поискать ответы в книгах самостоятельно.

10) Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов, фразеологический и т. д.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

11) Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что именно сын или дочь читает.

12) Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

13) Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.

14) Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

15) Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Разговор с родителями «Как привить детям вкус к чтению»

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело».

Нужно, чтобы хорошая книга встретила читателя, умеющего вдуматься в содержание, глубоко понять мысли автора. «Литературе так же нужны талантливые читатели, - подчеркивал С. Я. Маршак, - как талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова».

Дети чутко воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями произведений у них острее, чем у взрослых. Ребята иногда пишут письма полюбившимся героям в твердой уверенности, что это живые, действительно существующие люди. Персонажи книг нередко владеют их помыслами и служат образцом поведения.

Но случается и так, что ребенок ничего не вынес из книги, а если и есть у него какие-то смутные чувства, он не может их выразить. Что мешает пониманию книги?

Приглядитесь к чтению ваших детей, и вы увидите, что если ваш ребенок не умеет вдумываться в содержание книги, то часто это связано с тем, что он читает чрезмерно много, «глотает» книги или берет для чтения книги не по возрасту. И книга - друг человека - может превратиться в его врага.

«Глотание» книг приводит к тому, что сбивается режим дня и книга мешает выполнению школьных или общественных дел, портит зрение (особенно если есть скверная привычка читать лежа), а главное, выражаясь словами К. Д. Ушинского, от такого чтения «остается смутный и призрачный хаос понятий и представлений, всезнание, соединенное с полнейшим невежеством, уничтожение любознательности, сильное ослабление памяти и пустое, но раздутое самодовольство».

«Глотание» книг, как правило, соединяется с чтением книг не по возрасту. Иногда ребенок чувствует, что книга трудна, ему становится скучно, и он ее откладывает. Или же он выхватывает из книги то, что лежит на поверхности: диалоги героев, линию развития событий.

Нелегко научить ребенка вдумчивому, сознательному чтению.

Многое делает для этого школа, многое могут сделать и родители. Есть чудесная традиция в хороших семьях - совместное чтение и обсуждение книг. Общая взволнованность при чтении и обсуждении книг очень помогает воспитанию, установлению дружеских связей между родителями и детьми. Обсуждение прочитанного без поучений, на равных, споры, в которых вы уважаете мнение ребенка, соглашаетесь с ним или доказываете, что он не прав, - лучший способ ненавязчивого, незаметного руководства чтением детей.

Советы педагога родителям

Как развивать речь ребенка

Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения.

Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают речь, память и внимание.

Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра тех телешоу, фильмов, песен, разговоров, которые могут научить его неприемлемым нормам языка и поведения.

Роль родителей в обучении детей чтению

Самый лучший способ заинтересовать ребенка чтением - ежедневно читать ему и вместе с ним. Обсуждение прочитанного показывает, понимает ли ваш ребенок то, что ему читают. Дети любят слушать знакомые истории снова и снова. Им очень нравится ходить в библиотеку за новыми книжками. Попросите библиотекаря или педагога оказать вам помощь в подборе хороших, увлекательных книжек.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Приобщение детей 3-5 лет к художественной литературе

Как приобщить ребёнка к чтению

Как развить интерес к чтению у ребёнка

Воспитание любви к чтению у дошкольников

Нет комментариев. Ваш будет первым!