Владимир Иванович Вернадский. Биография для детей 5 класса

Владимир Иванович Вернадский. Биография для детей 5 класса

Про Владимира Ивановича Вернадского для школьников. Интересные факты биографии

Владимир Иванович Вернадский, естествоиспытатель и мыслитель (1863-1945)

Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться все, им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?

Из записей В.И. Вернадского

Этот вопрос, заданный великим ученым почти век назад, актуален и по сей день. Вернадский осознавал, что человек отчуждается от создавшей его Природы. По его словам, «благодаря условностям цивилизации, эта неразрываемая и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей Природой». Владимир Иванович не мог представить, что люди будут и впредь рассматривать окружающую природу лишь как средство для удовлетворения своих материальных потребностей, мало заботясь о ее состоянии, используя научные достижения почти исключительно для экстенсивной эксплуатации ее ресурсов.

В.И. Вернадский — основоположник комплекса современных наук о Земле: геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Его естественно-научные и философские интересы были сосредоточены на разработке целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Он один из создателей антропокосмизма — системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.

Родился будущий ученый 12 марта 1863 г. в Петербурге, в семье профессора экономики и статистики Ивана Васильевича Вернадского. Когда мальчику было 5 лет, семья перебралась на родную для его родителей Украину. Детство свое, проведенное в Харькове, Владимир Иванович считал одним из счастливейших периодов жизни. Именно тогда он не просто увидел природу во всем ее естестве, а «вжился» в нее.

Большое влияние на Вернадского в детстве оказали близкие люди. Это и няня, добрая, мудрая, живущая религиозными традициями; и дядя Евграф Максимович Короленко (писатель В.Г. Короленко — троюродный брат Владимира Ивановича), разносторонне образованный, увлеченный эволюционной теорией и поэзией звездного неба и космоса; и старший сводный брат Николай, необычайно широко одаренный, ставший для младшего первым учителем в мире культуры; и баловавшие его сестры; и любящая мать; и отец, сумевший привить любовь к Родине и уважение к иным странам и народам.

Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами в библиотеке отца, читая их без особого разбора. Петербургская классическая гимназия, где он учился с третьего класса, считалась одной из лучших в России. Здесь хорошо преподавали иностранные языки, историю, философию. В дальнейшем будущий ученый самостоятельно изучил несколько европейских языков.

Однако детские годы Вернадского не были сплошным праздником. Тяжелая болезнь отца, чуть не стоившая ему жизни, и другое потрясение — смерть Николая — вызвали глубокие переживания и раздумья. «Мои заметки и воспоминания 1874 года» — так он назвал свои записи в тот год, когда потерял брата и начал систематически вести дневник. В них есть признание: «Да, есть две вещи, которые нелегко перенести, — горе, постигшее семейство, и потерю Отечества».

Две темы волновали Вернадского в то время более всего: судьба славянства, его будущее (в эти годы шла русско-турецкая война) и природоведение (в гимназии преподавали естественные дисциплины в крайне ограниченной и примитивной форме). Решив, что «по двум путям углубляться невозможно», увлеченный миром, открывшимся ему на страницах книг А. Гумбольдта, Ч. Дарвина, Владимир делает свой выбор. В 18 лет он становится студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Преподавателями студента Вернадского оказались творчески свободные, способные, незаурядные ученые: химики Д. Менделеев и А. Бутлеров, физиолог И. Сеченов, ботаник А. Бекетов и особенно В. Докучаев — почвовед, давший толчок к созданию синтетического естествознания, соединяющего в систему живую и неживую природу.

Кроме обязательных предметов, Вернадский посещает лекции на других отделениях; намечает обширную программу самообразования, в которую входят различные общественные науки: история, демография, философия, политическая экономия. Его интересуют нестандартные концепции в естествознании, истории науки, художественном творчестве, религиоведении; он сотрудничает в научно-литературном обществе; участвует в экспедициях и полевых наблюдениях.

В университетской среде Владимир Иванович находит людей, близких по духу. Организуется кружок, впоследствии названный «Братство» (в нем состояла и жена Вернадского — Наталья Егоровна Старицкая). Члены этого кружка в течение 35 лет находились в постоянной переписке и встречались при каждой возможности. Показательны и «важнейшие правила» собственной жизни, принятые кружковцами. 1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри, как на свои. Эти принципы они свято соблюдали всю жизнь.

По завершении учебы Вернадский становится хранителем Минералогического кабинета Петербургского университета. Сфера его научных интересов — минералогия, кристаллография, почвоведение. Затем, для подготовки к профессорскому званию, на несколько лет он отправляется в заграничную командировку. В Германии, Англии, Италии и Франции ученый занимается кристаллографией, серьезно изучает литературу по истории естественных, гуманитарных и технических наук.

В 1890 г. он принимает приглашение Московского университета. Вскоре и коллеги и студенты убедились, что с ними рядом появился интересный человек, эрудированный педагог, перспективный ученый. Он защитил магистрскую, а потом и докторскую диссертации; у него появляются ученики и последователи. В Москве Владимир Иванович продолжает общаться с членами «Братства», встречается с Л.H. Толстым, философами братьями Трубецкими, историком П. Н. Милюковым, юристом П.И. Новгородцевым, занимается общественной работой.

Владимир Иванович вел чрезвычайно интенсивную научную работу. В докладе на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей он практически обосновал начало новой науки — геохимии. В 1911 г. университетское начальство издало приказ о запрещении студенческих демонстраций. Аресты среди студентов вызвали возмущение многих профессоров — более 120 педагогов подали в отставку. Университет покинули П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский и другие известные ученые.

Вернадский возвращается в Петербург. В 1912 г. его избирают академиком Российской академии наук. Вскоре начинается Первая мировая война. Несмотря на это, ученый развивает бурную деятельность по созданию первой в России радиохимической лаборатории. Побывав в Канаде (на Международном геологическом конгрессе), Владимир Иванович серьезно задумывается о влиянии научно-технического прогресса на окружающий мир и о необходимости создания специальной комиссии по изучению естественных производительных сил.

К началу 1917 г. в стране усиливается социальный кризис, но научная работа продолжается. В это время Владимир Иванович записывает: «Как не подвергаю я самокритике свою работу, все же в таком виде, мне кажется, природу никто не охватывал». Одновременно он включается в работу по организации Украинской академии наук и становится ее первым президентом (1919). Владимир Иванович пытается развернуть исследования, борется за жизнь академии в период смены властей, стремится собрать семью, разбросанную по югу России, защитить себя и свои работы, тяжело болеет тифом, продолжает преподавательскую деятельность и даже становится ректором Таврического университета в Симферополе.

В первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры: «Я не могу себе представить и не могу примириться с падением России, с превращением русский культуры в турецкую или мексиканскую» (Дневник от 30 августа 1920 г.). «Где искать опоры? — задавал себе ученый вопрос еще в марте 1918 г. и отвечал: — Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа». На этом он стоял до конца.

В Петроград Владимир Иванович возвращается в 1921 г. Заведует музеями, возглавляет работу в радиохимической лаборатории, организует метеоритную экспедицию, читает лекции, участвует в комплексных исследованиях Кольского полуострова. И все это вопреки угрозе здоровью и жизни. Возобновляются встречи «Братства». В начале 1922 г. наконец открывается Радиевый институт.

Важный этап в жизни и творчестве Владимира Ивановича Вернадского — командировка во Францию, продлившаяся три с лишним года. Ученый был избран профессором Сорбонны и приглашен для чтения лекций по геохимии.

Там он знакомится с новостями мировой науки и трудами выдающихся ученых; обсуждает научные проблемы с Эр. Резерфордом, П. Ланжевеном, встречается с философами Эд. Леруа и П. Тейяр де Шарденом. Издает «Геохимию», подготавливает к печати один из основных своих классических трудов — «Биосфера». Но главное, он создает учение о ноосфере (от греч. noos — разум) — «сфера разума», которое будет развивать и совершенствовать до последних дней жизни.

Для истинного торжества ноосферы, по мнению Вернадского, необходимы такие предусловия, каких мир еще не достиг: «Два момента, следовательно, являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней природой и господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами».

Как ученый-натуралист Владимир Иванович много сделал для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы, как выдающийся мыслитель он провидел сущность «ноосферы как цели», ее задачи и движущие силы. Колоссальное изменение порядка вещей, какое происходит от вторжения человека в природу, ученый поставил на точную научную основу, введя понятие культурной биогеохимической энергии.

В XX в., по мысли Вернадского, созревают значительные материальные предпосылки для перехода к ноосфере, осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Во-первых, это вселенскость человечества, «полный захват человеком биосферы для жизни», когда вся Земля, до самых неблагоприятных мест, преобразована и заселена, человек проник во все ее стихии — землю, воду, воздух. Во-вторых, единство человечества, когда создаются сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации, самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. В-третьих, омассовление общественной, исторической жизни, когда «народные массы получают все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и общественных дел». И наконец, — рост науки, превращение ее в мощную геологическую силу, главную силу создания ноосферы, таящую в себе потенцию развития, фактически безграничного.

Как пишет Р.К. Баландин, глубоко изучавший жизнь и творчество В.И. Вернадского, ученый, думая о ноосфере, «надеялся на ее создание уже в XX в. Действительность опровергла эти мечты. Заблуждение гения? Вряд ли. Только вот достижение того, что он подразумевал под ноосферой, оказалось необычайно трудной задачей. Ее не решить посредством создания более совершенных технических средств, технологий... На пути к ноосфере необходимо духовное обновление человечества, преобразование не столько окружающей среды, сколько внутреннего мира людей. Идея ноосферы обладает эвристическим потенциалом, помогая сопоставлять реальность с тем идеалом, к которому следует стремиться».

Сам Вернадский, конечно же, был человеком ноосферы. Он старался делать все возможное для развития научных идей и претворения их в жизнь. Работал на благо науки и всего человечества.

Трудоспособность ученого поразительна. Он работал до поздней старости по 10—12 ч в сутки и даже более. О своем образе жизни Вернадский писал так:

У меня осталась очень хорошая справочная библиотека... Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками...

Ночами сплошь я никогда не занимался, но в молодости занимался до 1—2 часов ночи. Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если не болен. Не курю и никогда не курил, хотя моя семья — отец, мать и сестры — все курили. Не пью (кроме — редко — вина). Водку пил раз в жизни. После моего долгого пребывания во Франции я принял распределение времени тамошних ученых. Встаю рано утром (в 6—7 часов), ложусь в 10—10,5 часов.

Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю... Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке, поездки за границу...

В начале 1926 г. Владимир Иванович возвращается в Ленинград, в академию. Он сосредоточился на деятельности Радиевого института, Комиссии по изучению естественных производительных сил России. Из печати выходит его работа «Биосфера», в которой он обосновывает мысль о том, что «биосфера — это биокосное природное тело, для которого характерна закономерная организованность движения материи и энергии под влиянием живого вещества». Книга имела огромный успех не только в научных, но и в широких культурных кругах.

Углубившись в научные проблемы, Вернадский начинает разрабатывать несколько идей одновременно. Прежде всего это идея времени. Другая идея касается проблемы космической жизни, приобретая значение не только для ученого или философа, но и для всякого думающего человека. Третья — формирование основ радиогеологии, науки о геологическом возрасте.

С 1935 г. Вернадский живет в Москве и работает над книгами. До 1938 г. он часто ездил в зарубежные командировки, да и дети его жили в эмиграции: сын Георгий — профессор кафедры истории Йельского университета в США, дочь, врач-психиатр, вышедшая замуж за археолога Н.П. Толля, обосновалась в Праге. Каждый из них настойчиво звал родителей к себе. Но Владимир Иванович неизменно возвращался домой. Его самого не постигла трагическая судьба Николая Ивановича Вавилова (потрясшая Вернадского), но многие из его учеников были репрессированы и сосланы. Ученый, невзирая на происходящее, проявил большую личную смелость: он протестовал и ходатайствовал по их поводу перед власть имущими, насколько возможно материально и морально помогал арестованным и ссыльным.

Но Вернадский видит в эти годы и положительные результаты государственного и экономического строительства в России, понимает, что большевистская власть, как это ни парадоксально, спасла российскую государственность, что авторитарная, деспотическая власть стала тем мучительным, но необходимым лечением, которое стянуло распавшиеся в результате революции и братоубийственной войны части страны, чтобы оживить их и привести, пусть насильственным путем, к новому единству и новой оформленности. «Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные — их разлагающие — жестокости, в среднем они вывели Россию на новый путь»

Вернадский — один из самых крупных ученых в области, считающейся государством стратегической. В июне 1940 г., получив из США от сына сведения о работах по «новой ядерной энергии», именно Владимир Иванович стал инициатором специальной академической комиссии, разработавшей национальную ядерную программу и представившей ее правительству. В годы войны Вернадского вместе со старейшими академиками эвакуируют в Боровое (Казахстан). Все происходящее он рассматривает с точки зрения дорогой ему идеи ноосферы. «Все страхи и рассуждения обывателей, а также представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможной гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является ныне нами переживаемый переход биосферы в ноосферу», — писал ученый.

В Боровом он занимается «финальными» делами: составляет «Хронику» своей жизни, историю зарождения и развития своих идей и практических дел. Он сознательно готовится к последнему переходу и так же последовательно и методично, как делал все в жизни, подводит под ней черту: «В общем, я все время неуклонно работаю. Готовлюсь к уходу из жизни. Никакого страха. Распадение на атомы и молекулы. Если что может оставаться — то переходит в друroe живое, какие-нибудь не единичные формы "переселения душ", но в распадении на атомы (и даже протоны). Вера Вивекананды неопровержима в современном состоянии науки. Атомно живой индивид — и я в том числе — особое я» (Дневник от 27 декабря 1942 г.). Но его еще ждет одно тяжкое личное испытание: 3 февраля 1943 г. от внезапной болезни умирает его самый близкий друг и помощник — жена Наталья Егоровна, с которой они прожили душа в душу 57 лет. Последняя статья мыслителя — «Несколько слов о ноосфере». Умер Вернадский 6 января 1945 г.

Развитое Вернадским учение позволило человечеству приблизиться к пониманию того, что преобладание материальных ценностей над духовными, укрепление техносферы есть тупиковый путь развития современной цивилизации. Он ведет к деградации жизни, культуры и человеческой личности.

Как замечает Р. К. Баландин, необходимо стремиться к тому, чтобы Homo sapiens был разумным не по самоназванию, а по верности идеалам ноосферы: добра, справедливости, красоты, разума. В этом отношении весьма поучителен опыт жизни самого Владимира Ивановича Вернадского. У него были ограниченные материальные возможности и безграничные духовные потребности. Только при таком сочетании на Земле может сохраниться великолепная биосфера и достойное ее человечество.

Из дневника В.И. Вернадского

Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Хорошо жить во имя чего? И для чего? Надо искать более высоких идеалов. «Любовь к человечеству» — маленький идеал, когда живешь в космосе.

Рекомендуем посмотреть:

Суворов Александр Васильевич. Биография для детей 3-4 класса

Почему у вертолёта нет крыльев?

Интересные задания о природе для 2-4 класса

Исаак Ньютон. Краткая биография для детей

Бенджамин. Франклин. Биография

Нет комментариев. Ваш будет первым!