Классный час в 11 классе. Какая армия нам нужна?

Методическая разработка конспекта классного часа для 11 класса

Конспект классного часа для 11 класса на тему «Какая Армия нам нужна?»

Предлагаемый классный час в форме ток-шоу затрагивает актуальные для выпускников темы: армия, воинская служба, патриотизм. Сейчас наблюдается парадоксальное явление: огромный интерес к армейским традициям, к истории России (о чем свидетельствуют конкурсы в суворовские и кадетские училища) и в то же время поголовное стремление уклониться от воинской службы. С одной стороны, падение престижа армии, но с другой - уважение к героизму и мужеству людей, которые участвуют в боевых операциях на Северном Кавказе, понимание ценности их военного братства, ценности патриотизма. В предлагаемом сценарии участники могут высказать свое отношение к современной армии, к армейской реформе, обсудить принципы комплектования армий других стран, осознать особенности реформы Вооруженных сил в России.

Цели: расширить представление детей о воинской службе, дать представление о принципах формирования армий других стран; формировать положительную нравственную оценку воинской службы, воспитывать уважение к военнослужащим; выработать У ребят стремление служить в армии, готовность к защите Отечества, побуждать к саморазвитию, самообразованию; развивать коммуникативные навыки, критическое мышление.

Форма проведения: ток-шоу.

Подготовительная работа:

- распределить роли среди учеников, предложить им примерные тексты выступлений: ведущий ток-шоу (дает слово участникам, не комментирует выступления), «гости» (3 ученика: двое рассказывают об армиях Израиля и США, один выступает за пацифистов), эксперты - критикуют позиции гостей (примерные тексты - в дополнительных материалах сценария);

- предложить 1-2 ученикам сделать компьютерный слайд- фильм (презентацию) об армиях США, Израиля.

Оборудование: компьютер (если будет сделана презентация).

Оформление: фотографии из жизни российской армии (парады, боевые действия).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Ток-шоу «Какая армия нам нужна?».

1. Первая часть. Плюсы и минусы позиций.

- Всеобщая милитаризация.

- Только контракт!

- Разоружаться!

2. Вторая часть. Форум.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. У меня вопрос к девушкам: хотели бы вы, чтобы ваш будущий муж был сильным, смелым, мужественным, самостоятельным, чтобы всегда смог вас защитить, чтобы был всегда подтянут, аккуратен, умел приказывать и подчиняться?

(Девушки отвечают.)

Где же такого найти? (В армии.) А теперь вопрос к юношам. Кто из вас собирается идти на военную службу? А кто постарается «закосить»?

(Высказывания детей.)

Император Александр III очень точно сказал, что у России есть только 2 союзника - русская армия и русский флот. И тысячелетняя история России неоднократно доказывала это. Именно армия была опорой государства, благодаря армии Россия смогла сохранить свою целостность, независимость и мощь. Армия на Руси всегда почиталась, а военный человек, как правило, был любимцем народа. Но в последние годы престиж армии заметно упал. Не считается постыдным уклониться от службы, высказать презрение к армии, к людям в погонах. Сейчас у нас в стране широко обсуждается военная реформа. Этот вопрос касается не только Министерства обороны, но и всего государства и прежде всего нас, граждан. «Какая армия нам нужна?» Такова тема сегодняшнего то к-шоу.

Наше обсуждение не ставит своей целью дать однозначные ответы на поднимаемые вопросы, но дает пищу для размышления и возможность выбора. Передаю слово ведущему ток-шоу (имя, фамилия).

II. Ток-шоу «Какая армия нам нужна?»

1. Первая часть. Плюсы и минусы позиций

Ведущий. Напоминаю тему нашего ток-шоу: «Какая армия нам нужна?» На этот вопрос должна дать ответ военная реформа, которая сейчас широко обсуждается в России. Сейчас в России действует смешанный принцип формирования армии: по призыву и по контракту. Этот принцип подвергается критике. В качестве образца предлагаются модели армий других стран.

В ходе сегодняшнего ток-шоу мы рассмотрим модели комплектования армий Израиля и США, а также точку зрения пацифистов. Об этом будут рассказывать наши гости (показывает на трех «гостей»), каждый из которых подготовил по три аргумента в защиту своей позиции.

Эксперты (показывает на экспертов) готовы критически рассмотреть эти аргументы и не оставить от них камня на камне. Выразить свое отношение к этим аргументам могут и зрители. Приглашаем вас всех принять активное участие в нашем ток-шоу. Слово первому гостю.

Всеобщая милитаризация

Гость 1. Мне кажется, что Россия должна строить свою армию на основе всеобщей воинской повинности. По типу армии Израиля.

Израильская армия строится на всеобщей воинской повинности, в т. ч. и для женщин. Срок службы: 4 года (мужчины) и 2 года (женщины). После окончания действительной службы военнослужащие проходят периодические сборы. За время, проведенное на сборах, Резервисты получают оплату, равную их доходам «на гражданке».

Престиж воинской службы очень высок. Без службы в армии нельзя поступить в вуз, занимать руководящие должности, есть и другие ограничения. В армии Израиля солдаты служат недалеко от места жительства, солдат может спать дома и приходить на службу, как на работу.

Именно такая армия нужна сейчас России. Нашей стране срочно нужна милитаризация! Россия - это 1/8 часть богатейшей ресурсами суши, чтобы ее защитить, нужна мощная, технически оснащенная армия и постоянный резерв войск. А наша армия за последние 15 лет во многом растеряла свой боевой потенциал. И сейчас, при обсуждении военной реформы, дискуссии в основном ведутся о том, как улучшить комфорт службы, сделать службу престижной, прибыльной, но не о том, как нарастить боевую мощь армии. Повинность должна быть всеобщей безо всяких отсрочек и «альтернатив». 2 года службы - минимум. Те, кто учится, должны служить меньше, по окончании учебы и по специальности. Для этого образование гражданских вузов должно быть адаптировано, чтобы приносить пользу обороне. Нужно запустить мощную рекламную кампанию, чтобы улучшить имидж армии.

Если в России будет такая армия, то:

- резко вырастет обороноспособность государства;

- будет решена проблема воспитания подрастающего поколения (физическое развитие, отсутствие вредных привычек, патриотизм и т. п.);

- поднимется престиж армии в обществе.

Ведущий. Предлагаю экспертам ответить на вопрос: подходит ли России опыт Израиля?

(Эксперты высказываются*.)

Слово зрителям.

(Зрители высказываются.)

Мы выслушали контраргументы экспертов и зрителей. Слово для комментария нашему гостю. Вы по-прежнему считаете израильскую модель армии самой оптимальной для России?

(Гость отвечает.)

Проводим голосование. Кто согласен с нашим гостем и считает, что Россия должна комплектовать армию на основе всеобщей воинской повинности?

(Дети поднимают руки, помощники подсчитывают голоса, заполняют таблицу на доске.)

Приглашаем следующего гостя.

См. дополнительный материал к сценарию.

Только контракт!

Гость 2. А я считаю, что Россия должна комплектовать армию на профессиональной основе. Пример - армия США. Она комплектуется только на профессиональной основе. Всем военнослужащим выплачивается зарплата. На профессиональной основе строится и армия Великобритании. Аргументы в защиту профессиональной армии:

- высокий уровень подготовки;

- возможность выбора лучших из лучших;

- высвобождение людских ресурсов для народного хозяйства.

(Ведущий дает слово экспертам, зрителям, просит «гостя» прокомментировать оценки, после чего проводит голосование.)

Проводим голосование. Кто согласен с нашим гостем и считает, что Россия должна перейти на профессиональную армию?

(Дети поднимают руки, помощники подсчитывают голоса, заполняют таблицу на доске.)

Приглашаем следующего гостя. Он пацифист и сторонник всеобщего разоружения.

Разоружаться!

Гость 3. А я считаю, что России сейчас никто не угрожает. Поэтому нужно вообще разоружиться и распустить армию. Аргументы:

- освободится огромное количество людей;

- в обществе станет меньше агрессии;

- Россию перестанут бояться и подозревать в завоевательных планах.

(Ведущий дает слово экспертам, зрителям, просит «гостя» прокомментировать оценки, после чего проводит голосование.)

Ведущий. Проводим голосование. Кто согласен с нашим гостем и считает, что Россия должна разоружиться и распустить армию?

(Дети поднимают руки, помощники подсчитывают голоса, заполняют таблицу на доске.)

2. Вторая часть. Форум

Ведущий. Вторая часть нашего ток-шоу - форум. Форум - это широкое обсуждение важных общественных проблем. Наш форум не ставит своей целью найти ответы на поднимаемые вопросы. Его задача - дать пищу для размышлений и самостоятельных выводов. Итак, наше рейтинговое голосование однозначно показывает, что армия России нужна. Споры идут по поводу принципов формирования армии.

Здесь есть 3 подхода:

- всеобщая воинская повинность; 7 Классные часы, 11 кл.

- профессиональная армия;

- оставить все как есть - т. е. смешанная система.

Первые 2 подхода мы уже рассмотрели в предыдущей части ток-шоу. В этой части будем говорить о смешанной системе. Как вы относитесь к такому принципу комплектования армии? Какие роды и виды войск переводить на профессиональную основу? (Высокотехнологичные, требующие высокой квалификации, специального образования, длительной подготовки: воздушно-десантные войска и морская пехота, спецназ, разведка, мобильные части и т. п.)

Что вы знаете об альтернативной службе? (Отлат. alter-один из двух - общепринятое название особого вида государственной службы, имеющей исключительно гражданский (невоенный) характер, которую в соответствии с законом страны обязаны пройти ее граждане, если они, исходя из своих убеждений, отказываются от прохождения установленной законом обязательной военной службы. Широко развита в Финляндии, Греции).

Где, по вашему мнению, с наибольшей пользой для армии можно было бы нести альтернативную службу?

Как вы относитесь к предложению одного кадрового военного- «Больные и пацифичные должны обслуживать армию - работать поварами, уборщиками, дворниками. Чтобы личный состав занимался исключительно боевой подготовкой.»?

Еще одно высказывание кадрового офицера: «Дедовщина начинается не в армии, а в детском саду, школе». Согласны ли вы с этим?

Можно ли сводить реформу Вооруженных сил только к смене принципа комплектования армии? Можно ли превращать профессиональную армию в самоцель? Или нужны более глубокие реформы: управления, обеспечения, закупки военной техники и т. п.?

(Ребята высказываются.)

Подводя итог нашему обсуждению, предлагаю блиц-опрос. Прошу одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России? (Сильная, мощная, авторитетная, уважаемая, престижная, современная, мобильная, боеспособная, богатая, и т. п.)

Наше ток-шоу подошло к концу. Спасибо всем участникам.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Конечно, проблемы обороны не сводятся лишь к поиску оптимального соотношения контрактников и призывников. Армии нужны новые техника и вооружение XXI в., их качественные изменения неизбежно вызовут изменения всех Вооруженных сил. Но как бы то ни было, все начинается с человека в погонах. В России защита Отечества была и будет конституционным долгом, делом общенациональным, всенародным. Ведь в России еще с 1812 г. помнят фразу Наполеона о том, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. И эти слова актуальны до сих пор.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Кто из участников ток-шоу сегодня блеснул? Кто вас разочаровал? Кто удивил? Кто был самым убедительным? В спорах рождается истина? В чем состоит искусство дискуссии?

Дополнительный материал

Примерные контраргументы для экспертов

Всеобщая воинская повинность (Израиль)

1. Не все годятся для армейской службы физически и психически.

2. Израильская армия - это армия войны, она постоянно участвует в боевых операциях. Для мирного времени такая всеобщая мобилизация не нужна.

3. Служба по месту жительства - в России это требование обеспечить просто нереально.

4. Если Россия объявит всеобщий призыв, на всех не хватит ни оружия, ни техники. А ведь нужны еще казармы, склады, продукты, одежда. Это вся страна будет работать только на армию.

5. 3а 1-2 года срочной службы нельзя овладеть многими воинскими специальностями повышенной сложности. А их в армии и на флоте все больше. Вооружения становятся все сложнее, и доверять их плохо обученным солдатам нельзя. Так что все равно потребуются профессионалы.

Профессиональная армия (США, Великобритания)

1. Армия США - это армия страны-жандарма, которая проводит политику силового устрашения.

2. Военный бюджет США в 25-30 раз превышает военный бюджет России и составляет 30% от ВВП. А бюджет России всего 3% от ВВП. Пока для нашей страны не по средствам содержать профессиональную армию. Насчет высвобождения ресурсов - получится наоборот: вся страна будет работать, чтобы обеспечить армию.

3. Чтобы перейти на контрактную армию, Россия должна в 3 раза увеличить военный бюджет. На оборону будет уходить каждый второй государственный рубль. Экономика страны сейчас такого себе позволить не может.

4. У России очень большая площадь, поэтому нельзя делать ставку исключительно на контрактников. В случае начала конфликта контрактники могут быть быстро выбиты, и попросту будет некому воевать.

5. Для безопасности страны крайне необходимы обученные резервы, а контрактная армия их не подготовит.

6. Профессиональная армия более подходит для интервенций, а не для обороны огромного сухопутного пространства, как в России. Но это не значит, что частей на профессиональной основе у нас быть не должно.

Роспуск армии (пацифисты)

1. Сейчас стоит вопрос о сохранении территориальной целостности России после 2015 г. Мы видим, что идет расширение НАТО на Восток.

2. Если мы посмотрим назад в историю, за последние 500 лет Россия только 40 лет не воевала, остальные 460 лет она отстаивала либо свои интересы, либо интересы своих союзников. Поэтому говорить о том, что для России нет угроз, в корне неверно, об этом может рассуждать только недальновидный человек.

3. Вопрос о том, нужна нам армия или нет, стоять не может. Если говорить в глобальном масштабе, то 2/3 мировых природных запасов сосредоточены на территории РФ. В мире достаточно желающих завладеть этими ресурсами.

4. Сейчас во всем мире существует угроза международного терроризма. И ни одна страна в этих условиях не будет разгонять свою армию.

5. Атрибутом каждого государства является наличие армии, способной защищать независимость и интересы этого государства, Поэтому, пока Россия будет существовать как отдельное государство, одним из атрибутов России будет ее армия - либо профессиональная, либо комплектуемая по призыву по смешанному принципу.

6. Наличие армии не заставляет нас быть рабами, только наличие боеспособной армии не позволяет нам превратиться в рабов.

Военные расходы Вооруженных сил России и ведущих мировых держав, обладающих самым крупным военным потенциалом*

Страны

Военные расходы, млрд долларов

Объем ВВП, млрд долларов

Доля военных расходов от ВВП, %

Численность Вооруженных сил, действующая армия, чел.

Численность Вооруженных сил, резерв, чел.

Россия

4,4

170

2,6

1 004 100

20 000 000

США

292,1

9 200

3,1

1 365 000

1 211 500

Великобритания

35,9

1400

2,5

212 450

302 850

Германия

25,4

1900

1,3

321 000

364 300

Япония

43,2

4300

1,0

236 700

49 200

Франция

29,5

1400

2,1

294 430

419 000

Список литературы

1. The Military Balance 2000-2001 /The International Institute for Strategic Studies. London, 2001.

2. Независимое военное обозрение. 2001 .№12. С. 33.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Елена Владимировна Коршунова # 11 декабря 2014 в 14:19 +2
Замечательная разработка! Современным молодым людям необходимо задумываться о ближайших перспективах. Хорошо, что вторая часть в виде форума, это даёт возможность проанализировать поставленные вопросы и найти ответы. Ещё раз спасибо автору.
Лидия Павловна Фокина # 29 декабря 2014 в 09:56 +3
Методическая разработка конспекта классного часа очень актуальна в наше время.Учащимся нужно прививать чувство любви и уважения к Отечеству, донести до их сознания "если ни я, а кто тогда..."Мне очень понравилась Ваша работа.Спасибо.
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:29 +3
Я обязательно использую ваш материал в работе.
Нина Анатольевна Косолапова # 27 февраля 2015 в 11:32 +1
Методическая разработка классного часа посвященного 23 февраля очень интересна и познавательно.Сейчас, все больше проводятся конкурсы в этот день, забывается тот факт, что мужчина-это защитник Родины. Ваш классный час напоминает нам о важности качественной армии в современном мире.
Лилия Равилевна Насырова # 3 ноября 2015 в 17:29 0
Прекрасная разработка!буду использовать в своей педагогической деятельности!
Оксана Васильевна Ткаченко # 8 ноября 2015 в 02:59 0
Информативно, интересно и достойно внимания. В шуточно-игровой форме модно размышлять о серьезных вещах. Очень актуально проведение данного мероприятия в 11 классах, мальчикам необходимо донести всю серьёзность службы в армии и ответственность. Спасибо
Евгений Владимирович Кравцов # 15 марта 2016 в 15:30 0
Очень актуальная тема. Спасибо за разработку мероприятия.