Цели: познакомить с традициями народного праздника Кузьминки, раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать, воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.
1-й ведущий.
Что за славный денёк,
На бугре солнцепёк,
Собирайся, народ, у ворот!
Петь, шутить, хороводы водить,
Весну красную веселить!
2-й ведущий. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днём. Его именовали Кузьма-Демьян. А ещё в народе этот день называли Кузьминки.
Кузьминки - мол, об осени поминки.
Кузьминки - встреча зимы...
В этот день и молодёжь и дети - все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём.
1-й ведущий. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.
Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив.
А вы, ребята, знаете ещё народные приметы, связанные с этим праздником?
Дети из зала приводят примеры народных примет. Раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма.
Фома и Ерёма.
Здрасьте. А вот и мы оба,
Фома да Ерёма.
Фома. Потешки услыхали, к вам прибежали.
Вместе. Мы ребята удалые, озорные.
Ерёма. Голосом пляшем, ногами поём!
Фома. В общем и в целом прекрасно живём.
Ерёма. А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.
Фома. Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся.)
Ерёма (толкает Фому). Начинай.
Фома.
Нет, ты начинай.
Оба вместе начнём, а вы подпевайте.
Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы».
Фома. Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.
Ерёма. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.
Все.
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
Фома.
Рано утром вечерком, поздно на рассвете,
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Все. Здорово...
Ерёма.
А наш дедушка Иван посадил кота в карман,
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Фома.
На заборе чепуха жарила (варила) варенье,
Куры съели петуха в это воскресенье.
Ерёма.
Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,
На головке сапожок, на ноге фуражечка.
Фома. Черти вилами поели из баранины уху,
Не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху.
Фома и Ерёма кланяются и убегают со сцены.
1-й ведущий. Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия.
С Кузьмой и Демьяном женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.
Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...
2-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?
В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома.
Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.
Молодёжь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукодельем девушки пели песни.
На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукодельем в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь «Пряху».
В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
Русая головка, думы без конца,
Ты о чём мечтаешь, девица-краса?
В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит.
1-й ведущий. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.
2-й ведущий. В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому ещё их называют «кашечниками».
3-й ведущий. В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.
Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.
1-й ведущий. Следуя старинным народным традициям, мы решили в этот день отведать кашу различную и похлебать куриной лапши. Так и поступили. Но сначала с рецептами ознакомились.
Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливая её.
2-й ведущий. А какой же праздник без русских удалых частушек?
На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, и исполняют частушки.
На весёлое гулянье
Я пришёл без ремешка.
Девяносто песен знаю,
Ещё дома полмешка.
Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я миленка поджидала
Часами и минутками.
Ехал Ваня на баране,
Нова дудочка в кармане.
Ваню бабушка любила,
Кашей масляной кормила.
На окошке два цветочка –
Голубой да аленький.
Я (мальчишка) парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я частушек много знаю
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся я назад –
Сапоги мои лежат.
Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души.
Выходи на круг, кто смелый,
Пой погромче и пляши.
Повторяют и вызывают детей из других классов петь частушки.
1-й ведущий.
Праздник продолжается.
Эй, честной народ да удачливый,
На нашу ярмарку поворачивай!
Все ряды уже позахвачены,
Уйма всякого добра, всякой всячины!
Все идут на ярмарку.
Классный час «Что такое выборы», 6 класс
Классный час «Служба спасения», 5-6 класс
Классный час, 5-6 класс. Преподобный Сергий Радонежский - святой Земли русской
Нет комментариев. Ваш будет первым!