Конкурсы

Физкультминутки для начальной школы, 1-3 класс

Комплекс упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

Физкультминутка общего воздействия

1 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1-2 — встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками.

3-4 — дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед.

Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки вперед.

1 — поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину.

2 — Исходное положение.

3-4 — то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично.

Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

3. Исходное положение.

1 — согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу.

2 — приставить ногу, руки вверх-наружу.

3-4 — то же другой ногой.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1-2 — дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости.

3-4 — то же, но круги наружу.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс.

1-3 — круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо.

4 — заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — основная стойка.

1 — с шагом вправо руки в стороны.

2 — два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс.

3 — исходное положение.

1-4 — то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.

3 комплекс

1. Исходное положение — стойка ноги врозь.

1 — руки назад.

2-3 — руки в стороны и вверх, встать на носки.

4 — расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках.

1 — с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед.

2 — исходное положение.

3-4 — то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

4 комплекс

1. Исходное положение — руки в стороны.

1-4 — восьмеркообразные движения руками.

5-8 — то же в другую сторону. Руки не напрягать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

2. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе.

1-3 — три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса.

4 — исходное положение.

Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

3. Исходное положение — основная стойка.

1 — руки в стороны, туловище и голову повернуть налево.

2 — руки вверх.

3 — руки за голову.

4 — исходное положение. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1 — руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад.

2 — локти вперед.

3-4 — руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение — стойка ноги врозь, кисти в кулаках.

1 — мах левой рукой назад, правой вверх-назад.

2 — встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — сидя на стуле.

1-2 отвести голову и плавно наклонить назад.

3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2 комплекс

1. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе.

1-2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо.

3-4 — то же левой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.

1 — обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше.

2 — исходное положение. То же налево.

Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3. Исходное положение — сидя на стуле, руки на пояс.

1 — повернуть голову направо. 2 — исходное положение. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3 комплекс

1. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе.

1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.

2 — исходное положение.

3-4 — то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение — основная стойка.

1 — хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше.

2 — движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы.

Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3. Исходное положение — сидя на стуле.

1 — голову наклонить вправо.

2 — исходное положение.

3 — голову наклонить влево.

4 — исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. Исходное положение — стоя или сидя.

1 — руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад.

2 — повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — стоя или сидя, руки в стороны.

1-3 — три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом.

4 — исходное положение.

5-8 — то же в другую сторону.

Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3. Исходное положение — сидя.

1 — голову наклонить вправо.

2 — исходное положение.

3 — голову наклонить влево.

4 — исходное положение.

5 — голову повернуть направо.

6 — исходное положение.

7 — голову повернуть налево.

8 — исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1 — поднять плечи.

2 — опустить плечи.

Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. Исходное положение — руки согнуты перед грудью.

1-2 — два пружинящих рывка назад согнутыми руками.

3-4 — то же прямыми руками.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — стойка ноги врозь.

1-4 — четыре последовательных круга руками назад.

5-8 — то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать.

Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

2 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка, кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — основная стойка.

1-4 — дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения.

5-8 — дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — тыльной стороной кисти на пояс.

1-2 — свести вперед, голову наклонить вперед.

3-4 — локти назад, прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3 комплекс

1. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху.

1 — дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево.

2 — исходное положение.

3-4 — то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — основная стойка.

1 — руки вперед, ладони книзу.

2-4 — зигзагообразными движениями руки в стороны.

5-6 — руки вперед.

7-8 — руки расслабленно вниз.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — основная стойка.

1 — руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться.

2 — расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1 — дугами внутрь, руки вверх — в стороны, прогнуться, голову назад.

2 — руки за голову, голову наклонить вперед.

3 — «уронить» руки.

4 — исходное положение

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — руки к плечам, кисти в кулаках.

1-2 — напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед.

3 — руки расслабленно вниз.

4 — исходное положение

Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. Исходное положение — основная стойка.

1 — правую руку вперед, левую вверх.

2 — переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

1 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1 — шаг влево, руки к плечам, прогнуться.

2 — исходное положение.

3-4 — то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение — стойка ноги врозь.

1 — упор присев.

2 — исходное положение.

3 — наклон вперед, руки впереди.

4 — исходное положение.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову.

1-3 — круговые движения тазом в одну сторону.

4-6 — то же в другую сторону.

7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. Исходное положение — основная стойка.

1 — выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны.

2 — толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз.

3-4 — то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — основная стойка.

1-2 — присед на носках, колени врозь, руки вперед — в стороны.

3 — встать на правую, мах левой назад, руки вверх.

4 — приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками.

5-8 — то же с махом правой ногой назад.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — стойка ноги врозь.

1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх.

3-4 — исходное положение.

5-8 — то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3 комплекс

1. Исходное положение — руки скрестно перед грудью.

1 — взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны.

2 — исходное положение.

3-4 — то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — стойка ноги врозь пошире, руки вверх — в стороны.

1 — полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс.

2 — исходное положение.

3-4 — то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — выпад левой ногой вперед.

1 — мах руками направо с поворотом туловища направо.

2 — мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки вправо.

1 — полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево.

2 — то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. Исходное положение — руки в стороны.

1-2 — присед, колени вместе, руки за спину.

3 — выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола.

4 — исходное положение.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову.

1 — резко повернуть таз направо.

2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Рекомендуем посмотреть:

Сценки для начальной школы

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Веселые физкультминутки для 1 - 2 класса

Валентина Владимировна Филина # 23 сентября 2016 в 11:51 +1
Здравствуйте!! Рада, что увидела этот материал. Интересная подборка упражнений: на координацию, гибкость... Сформированы по темам. Главное, что они апробированы и имеют практическое назначение ! спасибо!
Ирина Альбертовна Бойко # 20 октября 2016 в 19:08 0
Доброго времени суток. А я на уроках английского в младших классах провожу физкультминутки "Hands up, hands down" и "Put your finger on your nose". И лексику повторяем, и усмиряем самых активных.
Татьяна Юрьевна Маргасова # 23 октября 2016 в 12:55 0
Богатый материал.Спасибо.
Людмила Васильевна Семенова # 29 октября 2016 в 20:22 0
На школу и учителя в современной школе возложена такая важная задача - заботы о здоровье учащихся. Почему? Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. Поэтому данный материал полезен педагогам. Голосую "ЗА" обеими руками.
Галина Дмитриевна Клинцова # 13 ноября 2016 в 23:03 0
Приветствую!Богатый материал, могу сделать ваши физминутки сделать так сказать "настольной книгой". Ведь так важно сохранять здоровье детей и активность в течение всего урока. Благодарю!
Мария Сергеевна Абрамова # 1 декабря 2016 в 22:57 0
Спасибо. Также эти упражнения можно включить в комплекс ОРУ на уроках физической культуры.
Анна Михайловна Малюта # 12 декабря 2016 в 17:43 0
В урок гармонично вписываются физминутки. Они позволяют получить заряд хорошего настроения, способствует активизации деятельности учащихся на уроках и профилактике утомляемости. Спасибо за подобранный комплекс упражнений.
Мархабат Даировна Ибраева # 21 января 2017 в 17:11 0
Мне очень понравились беру свою копилку.
Сапаргуль Оразмухамедовна Тюрина # 22 января 2017 в 18:13 0
Замечательно подобран комплекс упражнений.В своей системе работы по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы часто использую стихотворные тексты - выполняя движения, ребята не только снимают мышечное статическое напряжения , но еще и тренируют память.Ваш богатый материал , который можно использовать как физкультминутки на уроках, релаксационные паузы, на внеклассных мероприятиях, безусловно,приведет к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.Спасибо за вашу методическую разработку,непременно включу в технокарту урока.
Софья Юрьевна Петросова # 12 февраля 2017 в 12:44 0
Замечательные упражнения для школы! Детки в наше время и так очень мало двигаются. даже побегать в перемену не заставить, только и сидят в своих смартфонах и планшетах. А такие минутки, мне кажется, придутся всем по душе! Спасибо большое, будем применять на практике! dance
Татьяна Петровна Трутнева # 17 февраля 2017 в 23:46 0
Подборка составлена со знанием дела. Но на своих уроках такого типа физкультминутки я бы не стала использовать. Все упражнения из сборника можно сделать более творческими, яркими
Стрельникова Татьяна # 15 марта 2017 в 11:32 0
очень много физкульт минуток. все написано со знанием дела. направлено на расслабление разных мышц. проделана большая качественная работа. спасибо большое.
Евгения Геннадьевна Адамова # 20 марта 2017 в 18:56 0
На уроке мне более удобны физминутки со словами, под музыку, но эти упражнения снимают усталость на уроке, активизируют (попробовала со своими)
Татьяна Васильевна Рудакова # 12 мая 2017 в 14:56 0
Здравствуйте. Подборка очень хорошая. Материал может быть использован в практической работе другими педагогам.
Орехова Татьяна Николаевна # 28 мая 2017 в 22:16 0
Упражнения для физкультурных минуток подобраны хорошие. но , по-моему мнению, они больше подходят на уроках физической культуры на ОРУ. Дети любят физкульминутки в игровой форме, динамическиеи в стихотворной форме (ритм). Спасибо.
Александр Владимирович Волгин # 21 июня 2017 в 18:12 0
Здравствуйте. Хороший подбор упражнений.
Елена Николаевна Колесникова # 2 октября 2017 в 20:26 0
Здравствуйте. Подборка очень хорошая.Мне очень понравились беру в свою копилку.
Келенова Асем # 11 декабря 2017 в 13:12 0
Здравствуйте! Упражнения для глаз и комплексные упражнения для общего самочувствия всегда провожу в классе некоторые упражнения я взяла себе на заметку, проводя эти упражнения мы учим детей ввести здоровый образ жизни . Спасибо.
Мария Александровна Рыбакова # 21 января 2018 в 05:35 0
Добрый день. Материал, в принципе, очень хороший, некоторые пункты беру на заметку, так что спасибо большое. Но я согласна с некоторыми предыдущими комментаторами в том, что часть этих упражнений скорее подойдет для урока физической культуры - не очень вижу, как кое-что из этого можно провести в классе.
Наталья Дмитриевна Кузьмина # 4 июня 2018 в 14:24 0
Здравствуйте! Спасибо за подборку физминуток! Обычно готовясь к открытым урокам начинаешь искать... А тут все уже есть, Спасибо!
Наталья Васильевна Якунина # 12 июля 2018 в 21:28 0
Очень необходимый материал! Спасибо за работу!
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:19 0
На каждом уроке организованы физминутки. Они позволяют получить заряд хорошего настроения, способствует активизации деятельности учащихся на уроках и профилактике утомляемости. Спасибо за подобранный комплекс упражнений.
Тренер - преподаватель # 11 декабря 2018 в 11:53 0
Зоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Поэтому материал на эту тему особенно актуален в сегодняшние дни.