Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»

Конспекты уроков для начальной школы

Урок русского языка в 1 классе

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»

Тема высказывания: «Весна – утро года!»

Автор: Шевнина Светлана Николаевна - учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1098, г. Москва

ЦЕЛИ:

1. Закрепить знания учащихся о словах, отвечающих на вопрос Кто? Что?

2. Продолжить работу над развитием творчества и фантазии;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальное сопровождение, художественный фон, раздаточный материал.

ТИП УРОКА: комбинированный

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Каллиграфическая минутка;

2. Словарная работа;

3. Работа над стихотворением;

4. Физминутка;

5. Творческая работа (дидактическая игра, по музыкальным впечатлениям  детей)

6. Работа с деформированным предложением;

7. Дидактический итог урока; 

8. Эмоциональный итог урока.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок (приветствие учителя)

2. Введение в тему высказывания.

УЧИТЕЛЬ: Наш урок проводится в середине апреля. Это настоящая золотая серединка весны-самой долгожданной, самой радостной из времен года. И, конечно, неслучайно, что настроение у всех, что ни на есть весеннее. Кажется, что ничто не может его испортить. Но вот беда, на нашем небосклоне появилось дождливое облачко (на доске появляется фрагмент динамической картины в виде облачка). Но посмотрите на него, оно дождливое, но совсем не хмурое и темное. Оно доброе и приветствует вас всех капельками веселого дождика. На что похожи эти капельки?

ДЕТИ: капельки похожи на букву мягкий знак.

(Проводится каллиграфическая минутка. Учитель предлагает ученикам собрать капельки дождливого облачка в тетради).

УЧИТЕЛЬ: Вот мы и собрали приветы облачка. Осталось сказать нашему облачку: Здравствуй!

Далекий путь всегда оказывается коротким, если его преодолевать вместе с кем-то. Вы заметили, что капельки с облачка летели к нам в тетради парами. Давайте же и мы будем сегодня работать на нашем уроке парами, сообща. А первое дело, которое мы сделаем сообща, а значит принесем радость друг другу, будет выделение самой лучшей из написанных пар букв в тетрадях товарища по парте. Не забывайте при этом зажигать огоньки дружбы и радости.

Совсем неслучайно облачко заглянуло к нам сегодня в гости. Ведь это один из символов весны - теплый весенний дождик. А какие весенние слова вы знаете с буквой «ь»? (дети вспоминают весенние слова: КАПЕЛЬ, ОТТЕПЕЛЬ, СОСУЛЬКА, АПРЕЛЬ)

(Проводится словарная работа. При записи ученики проговаривают орфограммы и проставляют ударение. При написании слова АПРЕЛЬ рассматривается его этимологическое значение.

Следующей формой словарной работы является запись предложения на доске и в тетрадях учащихся).

МАРТ С ВОДОЙ, АПРЕЛЬ С ТРАВОЙ.

УЧИТЕЛЬ: В какой форме предстает перед нами это предложение?

ДЕТИ: в форме русской поговорки.

УЧИТЕЛЬ: Объясните смысл этой поговорки? В чем особенность записанного вами предложения?

ДЕТИ: это предложение состоит из слов, отвечающих на вопрос что?  с предлогами.

УЧИТЕЛЬ: Апрель приходит к нам не только под звуки теплого весеннего дождика, не только с запахом первой зеленой травы, но и с цветением первых цветов. Посмотрите, какой весенний букет тюльпанов дарит нам апрель. Но, что это? Один цветок этого букета не раскрылся. Поможем же ему это сделать.

(работа проводится в виде дидактической игры: Я начну, а ты продолжи. После правильных ответов учеников бутон тюльпана раскрывается).

УЧИТЕЛЬ: Пробуждается природа, все вокруг расцветает и оживает. Хочется, чтобы вместе с этим расцветом природы пробудились ваши лучшие мысли. Сегодня мы обобщаем наши знания о словах, отвечающих на вопросы Кто?Что?

(Продолжается работа с динамической картиной. Учитель обращает внимание детей на стихотворение, которое записано с помощью слов и рисунков).

В_СНА!  Д_НЕК ПРЕКРАСНЫЙ,

В  С_ДУ СТР_ЛЯЮТ ПОЧКИ

И ПРОТИРАЮТ ГЛАЗКИ

З_ЛЕНЫЕ   Л_СТОЧКИ

(Учитель проводит работу над стихотворением. Дети читают его про себя, а затем вслух. Проводится работа в парах по объяснению орфограмм в словах предложения. Работа проводится в устной форме. Далее дети записывают это стихотворение в тетрадях, вставляя пропущенные орфограммы).

Проводится физминутка:

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало

Всем лучи свои послало

Вдруг повеял ветерок

Небо тучей заволок

И деревья раскачал

Вот так! Вот так!

Солнце клонится все ниже

Вот и спряталось за тучи

Ни один не виден лучик.

Вторая половина урока посвящена творческой работе. Подготовка к этой работе начинается с проведения дидактической игры «Солнечные зайчики». Учитель «отпускает» солнечные зайчики в виде вопросов кто? что? А дети должны сказать слово.

Учитель после проведенной работы предлагает ученикам опустить головы на парты, закрыть глаза. Одновременно с этим включается музыкальный фрагмент из произведения Э. Грига «Пер Гюнт» («Утро»).

УЧИТЕЛЬ:  Я была в лесу апрельским днем. Остановилась у разговорчивого ручья. Веселый ручеек рассказал мне интересную историю в музыкальных звуках. Включите свое воображение и фантазию, послушайте эту музыкальную историю. Что вам представилось, что вы увидели и почувствовали? Что навеяло и что подсказала эта удивительная музыка? (дети делятся своими мыслями об услышанном). Мы с вами еще раз убедились, что звуки рождают мысли и образы.

А вот, что услышала я в мелодии веселого апрельского ручейка. (открывается последняя часть динамической картины, на которой изображен в рисунках, пробуждающийся весенний лес).

Работа с деформированным предложением. (Детям предлагается собрать рассыпанное предложение и записать его в тетрадь).

УЧИТЕЛЬ:  Вот и последнее на сегодня задание, которое я предлагаю вам выполнить:

Весной природа пробуждается от сна.

Подводится эмоциональный итог урока. Вот и заканчивается наш апрельский весенний урок. Апрель – серединка весны. Весна продолжается, она еще долго будет радовать нас своими красками, своими волшебными звуками. Весну недаром называют утром года. Настроение весны, наверняка, передалось на нашем уроке и вам.

 А вы ребятки свое настроение изобразите в тетрадках.

САМОАНАЛИЗ  УРОКА

ТЕМА: «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

Урок спланирован методически грамотно. Продумана структура комбинированного урока. Все этапы хорошо прослеживаются и взаимосвязаны между собой.

Большое внимание уделяется активизации учебной деятельности учащихся: (дидактическая наглядность, игровые упражнения, физминутка).

Словарная работа ведется с учетом требования методики. Эта работа помогла провести актуализацию знаний.

Логическая работа направлена на умение обобщать и сравнивать.

Через примеры происходит подведение к теме урока, соблюдена логика.

Работа ведется под контролем учителя, рассуждения в устной и письменной форме (ранее изученного материала). Используется большое количество наглядности (яркое, четкое, обучающее). Задания разнообразны.

На протяжении всего урока ведется отработка умения находить слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? В процессе этой деятельности развивается доказательная речь учащихся.

Данный урок является подготовительным к написанию сочинения с единой темой высказывания: «Весна – утро года»

Итоги урока подведены.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 4 классе для детей с ОВЗ (I и II вида)

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Рыжевская Ольга Борисовна # 15 августа 2014 в 18:44 0
Урок замечательный, продуман каждый момент. Вы молодец!
Фаина Фиргатовна Ишкинина # 17 сентября 2014 в 23:05 0
Доброго времени суток! Я бы сократила Вводную беседу и добавила основной части. Очень хорошо проведена работа с мягким знаком. Спасибо!
Валентина Николаевна Олейникова # 8 января 2020 в 14:33 +1
Добрый день.
Все задания разноплановые, но подчинены одной цели-закрепить знания учащихся о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что? Ход урока логичен и методически правильно выстроен. Подобраны формы и методы работы на уроке, соответствующие возрасту учащихся и направленные на формирование всех УУД.