Конспект коррекционного занятия для 2 класса по теме: «Качества мышления»

Автор: Ирина Юрьевна Кунаева, педагог-психолог МБОУ СОШ № 4, город Кызыл

Описание материала: данный конспект может использоваться в ходе коррекционной работы с детьми во 2-х классах 7 вида по теме «Мышление».

Коррекционное занятие в 2-м классе 7 вида по теме «Качества мышления»

Продолжительность занятия 30-35 минут.

Цель: познакомить учащихся с качествами мышления: быстротой, гибкостью, глубиной. Тренировка данных качеств мышления.

Задачи:

1. Коррекционная: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

2. Воспитательная: воспитание чувства дружбы и взаимопомощи; интереса к различным профессиям.

3. Речевая: выбор грамматически верных форм слов в составе предложения (составление пословицы).

Оборудование: картинки животных из сказки (орлица, лиса, дельфин), карточки с заданиями.

Ход занятия

Учитель:

- Ребята, тему сегодняшнего занятия вы попробуете определить сами, и для этого вам придется отгадать загадку:

Она вмиг может облететь весь свет?

(ответ: мысль.)

Учитель:

- Да, вы совершенно правы. Мысль может вмиг облететь нашу Землю и даже охватить вселенную!

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Ребята:

- Мышление.

Учитель:

- Ребята, а мышление оно какое? Расскажите о нем. (Ответы ребят).

Учитель:

- Чтобы узнать о качествах мышления, послушайте небольшую сказку.

Сказка о короле Мышлении  его помощниках

Король Мышление был очень богатым и щедрым. Он все знал, все умел и всегда делился своими знаниями и умениями. И, конечно, у короля были его верные и незаменимые помощники. С которыми нам предстоит познакомиться сегодня.

Однажды король Мышление отправился осматривать свои владения. Королевство его было огромно, он был обеспокоен тем, что не успеет и к полуночи осмотреть владения. Поэтому он позвал свою помощницу орлицу по имени Быстрота.

Вместе они вмиг осмотрели все королевство с высоты. И теперь на пути его был дремучий лес. Но помощница лисица по имени Гибкость ловко провела его через густую, непролазную лесную чащобу.

- Какая же трудная у меня была дорога,- подумал король Мышление. Но впереди был не менее сложный путь. Перед Мышлением простиралось бездонное синее море. И тогда он позвал своего друга –помощника дельфина по имени Глубина и осмотрел самые укромные уголки своего подводного мира.

Король Мышление вернулся в свой замок очень поздно. И был счастлив от того, что владения его столь богаты, а рядом всегда есть друзья, которые помогут.

По завершении сказки изображения помощников мышления закреплены на магнитной доске. По картинкам можно задать дополнительные вопросы:

- Кто из героев отличается от остальных?

Возможные ответы: Орлица, потому что она умеет летать, дельфин и лисица нет. Орлица, так как она не млекопитающее в отличие от лисицы и дельфина. Дельфин, так как он водоплавающее и др.

Учитель:

- Вспомните, ребята, какие друзья были у мышления?(ответы ребят)

Лисица-Гибкость.

Орлица – Быстрота.

Дельфин - Глубина.

- Ребята, все эти друзья – это качества мышления.

Насколько  гибкое ваше мышление, мы посмотрим с вами сейчас. Следующее задание – словесный лабиринт (карточки с заданием). Каждое слово лабиринта читается, начиная с правого нижнего угла до верхнего левого.

я

л

т

п

м

о

к

е

з

 

т

и

с

а

п

а

о

р

з

с

в

к

 

е

ц

б

к

м

н

о

я

к

л

о

с

 

к

е

в

ж

з

у

о

ш

я

о

л

г

к

а

е

ч

 

д

у

ш

а

р

т

Учитель: Ребята, слова, которые получились, записываем на доску и в тетрадь: земля, солнце, красит, человек, труд. Составляем  из этих слов пословицу: Землю солнце красит, а человека – труд. Как вы понимаете смысл этих слов? Какие еще пословицы про труд вы знаете?

А сейчас мы с вами проверим, насколько наше мышление быстрое. Постарайтесь как можно быстрее отгадать загадки о профессиях и изобразить, как работают люди этих профессий (физминутка).

1. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу  (шофер)  

Ребята изображают действия шофера.

 

2. Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро (маляр).

 

3. Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе,

Все дорожки подметет,

И песком посыплет лед. (дворник)

Учитель:

- Вот какое у вас быстрое мышление. Вы очень быстро отгадали загадки и точно изобразили действия представителей всех профессий.

- Ребята, у нас еще осталось очень важное качество мышления - глубина. Чтобы выполнить следующее задание, необходимо уметь анализировать, сравнивать (карточки с индивидуальными заданиями)

1. Вычеркни одно лишнее слово

а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

б) пруд, ручей, море, мост, болото,

в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

г) клен, береза, орешник, дуб, осина,

д) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

2. Назовите одним словом эти слова.  Запишите его.

Пример: дерево, цветок… - растение

а) лещ,  щука…

б) осень, весна….

в) кабачок, репа….

г) сирень, крыжовник…

д) стул, кресло…

е) утро, ночь…

ж) слон, муравей….

Учитель:

- Итак, ребята, с какими качествами мышления мы сегодня познакомились? 

Ответы ребят:

- с гибкостью,

- быстротой,

- глубиной.

Рефлексия занятия: какие задания были простыми, а какие сложнее? Что еще хотели бы узнать о мышлении?

Ответы ребят.

Список литературы:

1. Никишина В.Б. «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития». Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г. – 128с.

2. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М., 2002.

3. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей 6-8 лет в творческом объединении «Цветочный калейдоскоп» по теме «Поговорим о чистоте»

Классный час. Школьный дневник 2 класс

Методическая разработка занятия для младших школьников «Театр бывает разным»

Мила Кузьмина # 26 августа 2013 в 10:23 +1
Коррекционное занятие по теме "Качество мышления"проведено методически грамотно, поставленные цели достигнуты. Разумно сочетаются  вербальные методы и наглядные основы, игровая и практическая деятельность. Занятие проведено с учетом правил здоровьесбережения: использовались релаксационные упражнения, заключительный этап занятия был более легкий, чем основная часть. Спасибо за занятие! Успехов ВАМ!
Надежда Вячеславовна Кандакова # 8 февраля 2014 в 11:05 0
Методически грамотно постороено коррекционное занятие. Много наглядности ,интересные задания. Мне понравилась физминутка. Как раз сейчас готовлюсь к уроку чтения, и не могла найти физминутку по профессиям. Если аввтор не против можно ей воспользоваться?
Валерия Ивановна Смирнова # 28 марта 2014 в 17:43 0
Ирина Юрьевна, Вы грамотно и методически верно построили данное коррекционное занятие. Каждый последующий  этап вытекает из предыдущего, задания интересные, разнообразные и занимательные. Каждое задание несет в себе коррекционную направленность. Я некоторые задания взяла на вооружение, например, "словесный лабиринт". Все занятие подчинено единой цели -развитию и коррекции мыслительных процессов. Спасибо.