Цели: дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу); подготовить к выполнению проекта.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана; работать в группе.
Оборудование: ромашка с вопросами, фотографии и картинки с изображением города и села, презентация «Родной город (село)»; у учащихся — цветные фишки.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра «Ромашка»
(На каждом лепестке ромашки записан вопрос. Желающие ученики по очереди выходят к доске, выбирают лепесток, читают вопрос, отвечают на него.)
— Назови свой адрес в мире.
— Назови государственные символы России.
— Как выглядит флаг России? Расскажи о нем все, что можешь.
— Как выглядит герб России? Расскажи о нем.
— Расскажи о гербе своего города.
— Что означает слово «федерация»?
— Какие народы России ты знаешь? Почему их называют братскими?
(Можно использовать КИМы (тест 1, с. 6).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске размешены фотографии и картинки с изображением города и села.)
— Ребята, рассмотрите картинки. Предположите, о чем сегодня пойдет разговор на уроке. (О городе и селе.)
— Почему вы так решили? (Потому что мы видим городскую и сельскую местность.)
— Прочитайте тему урока на с. 8 учебника. (Город и село.)
— Сформулируйте учебные задачи. (Ответы детей.)
— Проверьте себя. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
— Ребята, расскажите, что вы знаете о своем городе (селе). (Учащиеся рассказывают. Учитель дополняет их ответы.)
— Рассмотрите фотографии в учебнике и картинки на доске. Сравните город и село. Отметьте отличительные черты сельской и городской местности.
(Вариант 1 называет отличительные черты города, вариант 2 — села. Учитель на доске заполняет таблицу.)
Город |
Село |
Многоэтажные дома из кирпича |
Деревянные частные дома |
Дороги, покрытые асфальтом |
Проселочные дороги |
Множество заводов и фабрик |
Поля, на которых выращивают культурные растения, стада домашних животных, фермы |
Развит общественный транспорт — троллейбусы, автобусы, трамваи |
Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод, трав |
Мало зелени, загазованный воздух |
Чистый воздух, экологически чистые продукты питания |
Множество памятников, музеи, театры и кинотеатры |
|
Вывод: город — это крупный населенный пункт, а село — небольшой населенный пункт, и поэтому образ жизни горожанина и сельского труженика различен.
— Прочитайте задания 1 и 2 на с. 9. Выполните эти задания в парах.
— Кто из вас хотел бы жить в деревне? Почему? (Ответы детей.)
— А кто в городе? Почему? (Ответы детей.)
Сегодня мы не будем говорить о том, где лучше — в городе или на селе, потому что однозначного ответа на этот вопрос нет. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики. Но наблюдается и другой процесс - жители городов все чаще уезжают в сельскую местность, где более чистый воздух и жизнь спокойнее.
— Откройте учебник на с. 10-11 и рассмотрите рисунки. Познакомьтесь с условиями жизни людей в городе и на селе.
— Найдите черты сходства и различия городского и сельского дома.
(Работа в парах. Учащиеся отмечают комфортабельные условия жизни горожан. Для удобства сделано все: и магазин на первом этаже, и балкон, и центральное отопление, отдельные помещения для кухни и спальни и т. д. Рассматривая дом сельского жителя, необходимо обратить внимание на подвальное помещение — хранилище овощей, запасов на зиму — и чердак, где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.)
— Расскажите о своем доме по плану на с. 10.
(Заслушиваются два-три рассказа.)
— Найдите по три плюса и минуса жизни в городских квартирах и сельских домах, расскажите об этом своему соседу по парте.
(Во время работы учитель прислушивается к информации, которой обмениваются дети. Самые яркие высказывания детей можно озвучить.)
Где чей дом?
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок,
Где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
Г. Волгина
V. Физкультминутка
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Г. Граудин
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Ребята, в этом году, как и в 1 классе, мы будем работать над проектами. Прочитайте название нашего первого проекта на с. 12 учебника. (Родной город (село).)
— Прочитайте текст. Рассмотрите фотографии.
2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 36).
(Самостоятельное выполнение.)
— Какие достопримечательности есть в нашем городе (селе)?
3. Обсуждение проекта
(Можно показать детям презентацию «Родной город (село)». Далее учащиеся делятся на группы, выбирают тему, обсуждают задания, распределяют обязанности.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 11, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Все ли мы выполнили? (Учащиеся еще раз читают задачи на с. 8 учебника и делают
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 8—11.
2. На альбомном листе нарисовать свой дом. (Если есть возможность, узнать, сколько лет дому.)
3. Начать работу над проектом.
Почему люди стали жить в городах?
В прошлом люди жили за счет того, что они находили и собирали в полях и лесах. Им не нужны были постоянные жилища, они кочевали с места на место — туда, где больше дичи и меньше врагов. Но постепенно человек начал сам выращивать полезные растения и разводить необходимых для пропитания животных. А эти занятия требовали постоянного пребывания на одном месте.
Жители первых поселений были связаны между собой родственными узами, образуя родовую общину. Постепенно число жителей увеличилось, поселения перестали быть родовыми.
Одновременно развивалось хозяйство, в результате чего появились излишки продуктов. Люди начали обменивать их на то, в чем испытывали потребность, например шкуру животного меняли на фрукты или овощи.
С ростом производительности труда люди стали покидать сельскую местность, переселяясь в города, где строилось все больше и больше заводов и фабрик. Люди больше не занимались обменом, за свой труд они получали заработную плату, на которую покупали все, в чем нуждались. Некоторое время потребность в рабочей силе в городе была огромной.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!