Цели: познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики и показать взаимосвязь этих частей; познакомить с важнейшими предприятиями своего города (края).
Планируемые результаты: учащиеся осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны; научатся объяснять, что такое экономика, и называть ее составные части; извлекать из различных источников новые сведения; готовить сообщения.
Оборудование: фотографии, на которых представлены разные области экономики.
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
(Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе, разбор заданий, вызвавших затруднения.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте на с. 103 учебника название нового раздела. (Жизнь города и села.)
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей.)
— Что кажется трудным и пока непонятным?
— Как мы справимся с трудностями? (С помощью учебника, дополнительной литературы, Интернета, взрослых.)
— Надо ли бояться трудностей?
— Прочитайте первую задачу. Какое слово непонятно? (Экономика.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об экономике.)
— Прочитайте тему урока на с. 104. (Что такое экономика.)
— Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№1 (с. 37).
— Разгадайте кроссворд. Слово, получившееся в выделенном столбце, поможет вам понять, что такое экономика.
(Самостоятельное выполнение.)
Ответы: хлеб, овощи, зеркало, мяч, чайник, носки, фрукты, автомобиль, компьютер.
— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Хозяйство.)
— Что же такое экономика? (Это хозяйство.)
2. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 104.
— Как на вопрос о том, что такое экономика, ответил папа Сережи и Нади? (Экономика — это хозяйственная деятельность людей.)
В основе слова «экономика» лежит слово «ойкос», которое на древнегреческом языке означает «дом». А буквальный перевод слова «экономика» — искусство ведения домашнего хозяйства. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь.
— Из чего состоит экономика? Как об этом говорит папа?
(Учащиеся читают.)
— Какие отрасли экономики представлены на фотографиях нас. 104—105? (Промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля.)
— Расскажите об одной из этих отраслей по плану на с. 105. (Например: сельское хозяйство, производит хлеб, мясо, молоко, овощи. Это продукты питания, без которых люди не могут обойтись. Здесь трудятся хлеборобы, агрономы, животноводы, комбайнеры, садоводы, пчеловоды и т. д.)
(Желательно выслушать рассказ по каждой отрасли. Учитель дополняет ответы учащихся, показывает фотографии.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 37).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте вопросы 1 и 2 на с. 105 учебника. Обсудите их в парах.
— Как вы ответили на первый вопрос? (Сельское хозяйство, транспорт, торговля.)
— Кто может объяснить на конкретных примерах, как связаны между собой отрасли экономики? (Например: без транспорта не доставить материалы для строительства новых домов.)
(Самостоятельное выполнение задания 3.)
— Вспомните, как и где трудятся люди в нашем городе (селе). Какие отрасли экономики работают в нашем крае?
(Учитель дополняет рассказы учащихся о предприятиях своего города (села).)
— Прочитайте рассказ «Из истории денег» П. Федоренко и Л. Хайлова на с. 106 и ответьте на предложенные вопросы.
— Придумайте свои интересные вопросы к данному рассказу.
(Проверка в парах.)
— Дополните рассказ, если вы знаете что-нибудь еще из истории денег.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 107, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какое новое слово вы сегодня узнали?
— Что оно означает?
— Выполнили мы задачи этого урока?
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: №3,4 (с. 38).
2. С помощью взрослых найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о том, какие деньги используются в разных странах, и подготовить сообщение об этом.
***
Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово «экономика». Знаете ли вы, что оно означает? С экономикой сталкивается любой человек — рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика — это отношения между людьми, которые складываются, когда одни создают товар и продают его, а другие покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть какие-то вещи или услуги. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
Кроссворд «Экономика»
1. У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор.)
2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)
3. Я — вместе брюки и пиджак.
А называют меня как? (Костюм.)
4. Их валяли да валяли,
Чтобы мы их надевали. (Валенки.)
5. Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым. (Молоко.)
6. Стоит бычище,
Проклеваны бочища. (Дом.)
7. Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
8. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий след. (Ручка.)
9. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай.)
Как появились деньги?
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы — наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы — зерно, растительное масло, вино. Скотоводы — быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители — своих пленников.
Но обмениваться очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты при хранении портятся. Меха портит моль. Ткань протирается...
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли.
Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали требованиям, были раковины каури — моллюсков, добываемых в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого — за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.
У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники или грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!